проект на тему : "Растительный мир Южного Урала"
проект (младшая группа)

Клявлина Марина Игоревна

Уважаемые коллеги, в проекте описано полная работа воспитателя с детьми, с предполагаемыми результатами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»

                                                         Копейского городского округа

        

         Растительный мир

        Южного Урала

                   

                    Автор проекта: воспитатель Клявлина М.И.

                 вторая младшая группа «Теремок» МДОУ «ДС №14»

     2019 г.

Название проекта: Растительный мир Южного Урала.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

По количеству участников: групповой, коллективный, индивидуальный.

По продолжительности: долгосрочный .

Срок реализации: 4 месяца.

 Проблема:  в ходе наблюдений на прогулке, выяснилось, дети задают большое количество вопросов: «А что держит дерево?», «Почему не у всех деревьев одинаковые листья?», «А почему не все растения одной высоты?». В связи с этим, мы решили расширить знания детей о растительном мире на примере нашего прогулочного участка, видами кустарников и названием цветов, а также умением различать их по внешнему виду.

 Актуальность темы:

         Южноуральские природные ландшафты формировались на протяжении миллионов лет. Множество климатических зон, разнообразие рельефа создали условия для того, чтобы горные хребты, таежные леса и живописные равнины сосуществовали в пределах одного российского региона. Южный Урал до сих пор до конца не изведан и таит в себе еще много загадок. Разнообразие природных зон сыграло определяющую роль в формировании растительного мира Южного Урала. Высотная поясность, которой традиционно характеризуется горный рельеф, усложнила его растительный состав. Находясь в трех природных зонах, на территории Урала произрастают около полутора тысяч растений. Но в настоящее время идет слишком быстрое развитие городских цивилизаций, вырубка парков и деревьев вблизи многоэтажных домов. Даже взрослые люди, порой сомневаются в названиях того или иного растения. Именно поэтому, я выбрала тему «Растительный мир Южного Урала». Чтобы наши дети знали о видовом разнообразии растений нашего края, о их значении в жизни человека. Чаще обращали внимание на красоту природы, берегли и охраняли ее.

Какие бывают растения?

Что есть у растений?

Можно ли рвать цветы, ломать ветви деревьев, кустарников?

Кустарники, трава, цветы, деревья.

Листья, цветок, ветки.

Нет, на них можно смотреть, цветы нюхать, ломать нельзя, им больно.

Что мы хотим узнать о растениях?

Как питаются деревья?

Зачем растениям корни?

Из чего состоит дерево?

Чем отличаются деревья от кустарников?

Почему не все растения одной высоты?

Как ухаживать за растениями на улице?

Как нам найти ответы на эти вопросы?

Будем наблюдать, рассматривать, читать книги, рисовать, делать поделки, проводить опыты.

   Цель проекта: расширить знания детей о строении дерева, о видовом разнообразии деревьев, кустарников и цветов нашего участка.

    Задачи:

                   1. Дать знания детям о растительном мире Южного Урала, на примере растений нашего участка. 

2. Научить отличать и называть по внешнему виду некоторые виды деревьев (береза, ель, рябина, дуб), кустарников (сирень, шиповник), цветов (ромашка, одуванчик), и травы ( подорожник).

     3.Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.

4.Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе родного края.

5.Развивать познавательный интерес к родному краю, через совместную деятельность взрослых и детей, творческую деятельность.

6. Разработать пособия для проекта (игры, стихи, загадки, беседы,                                 худ.литература)

Этапы проекта:

1.Организационный этап

2. Основной этап

3.Заключительный этап.

дата

Образовательные области

Работа педагога

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Январь

Физическое развитие

Изучение литературы по программе «Наш дом Южный Урал», выбор подвижных народных игр на тему «Растительный мир»: «Веточка».

Знакомство с народной игрой «Веточка», проведение игры, разучивание правил с детьми, знакомство со строением дерева.

Изготовление атрибутов к игре

«Веточка»

Познавательное развитие

Выбор дерева для наблюдения (березы), подбор стихотворений о березе, изучение метод. Литературы об особенностях деревьев зимой, разработка прогулки.

Наблюдение с детьми за зимним деревом, рассматривание картин «Береза летом, осенью» ответы на вопросы воспитателя; (чем отличается береза зимой от летней березы, почему так происходит?)

Создать книжку- малышку с загадками о деревьях, кустарниках и цветов нашего края.

Социально-коммуникативное

Изучение познавательной литературы «Живой Лес» журнал, составление плана действия по уходу за растениями в холодный период.

«Защитим дерево зимой» трудовая деятельность засыпать основание ствола дерева снегом. Провести беседу с детьми о важности утепления корней зимой.

Изготовление настольных игр собери картинку «Дерево-4 времени года», «Что,где растет»

Речевое развитие

Пользуясь интернет –ресурсом познакомиться с пальчиковыми играми: «Дерево1», «Дерево2», «Цветы», «Одуванчик», «Рябинка», «Волшебный лес».  Изучить их содержание.

Знакомство и проведение пальчиковой гимнастики. Через пальчиковые игры расширить знание детей об особенностях строения деревьев, кустарников, цветов (Рябина, одуванчик, береза, ромашка).

Изготовление картотеки по пальчиковым играм

Художественно-эстетическое развитие

Лепка из соленого теста

Подбор информации по интегрированному занятию «Веточка рябины», разработка плана-конспекта по теме, выбрать загадки об этом дереве, создать букет из заранее высушенных листочков рябины, сбор ягод рябины, для демонстрации.

Разработка интегрированного занятия «Наша елочка». Подбор демонстрационного материала фото ели и репродукция картины из приложения «Наш дом Южный Урал»,заготовка соленого теста для лепки.

Рассматривание букета из листьев рябины, ягод. Обсуждение внешнего вида дерева, отгадывание загадок о рябине. Рисование на тему «Веточка рябины», выставка рисунков.

Рассматривание картин и фото ели, беседа об особенностях строения ели (иголки, цвет ствола, форма дерева), лепка из теста, формирование умений отражать строение дерева, называть его части.

Изготовление бус из ягод рябины.

Изготовление объемных поделок ели.

Выставка сделанных поделок.

Февраль

Физическое развитие

Подбор методической литературы по подвижным играм на тему «Растительный мир Южного Урала», знакомство с играми «Собери букет»,

«Цветы медоносы», изучение правил игры, создать список атрибутов, необходимых для игры.

Разучивание игр с детьми, «Собери букет»,

«Цветы медоносы»,  знакомство с названиями цветов, бережном отношении к цветам.

Изготовление

Атрибутов для игр (Цветы, маски пчел)

Познавательное развитие

Изучение научной литературы «Влияние внешних факторов на жизнедеятельность растений» Н.И. Скворцовой.

Наблюдение с детьми за веточкой березы в тепле (долгосрочное)

Изготовление макета дерева березы и рябины ,для мини музея.

Социально-коммуникативное

Подбор методической литературы « Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду», изучении материала, разработка плана наблюдений, выбор деревьев и кустарников для рассматривания.

На участке рассмотреть деревья и кустарники, беседа о бережном отношении к растениям, закрепление знаний о строении деревьев.

Изготовление настольно-печатных игр: «Что сначала, что потом, «четвертый лишний».

Речевое развитие

Поход в библиотеку. подбор литературы для художественного чтения Пришвин «Этажи леса», изучении и выбор рассказов : «Сказка о березовом листочке», «Деревья в плену», «Этажи леса»

Знакомство с писателем М.Пришвиным. Чтение и обсуждение рассказа, ответы на вопросы. Закрепление видового разнообразия растений, рассматривание иллюстраций. «Сухостойное дерево!», «Деревья в плену»

Заучивание потешки «береза моя березонька»

Художественно-эстетическое развитие

Разработка конспекта по интегрированному занятию «Букет ромашек», изготовление образца, подбор и демонстративного материала: фото и репродукция картин «Ромашковое поле».

Беседа о строении и цветовой гамме цветка «Ромашки», рассматривание демонстрационного материала. Аппликация «Букет ромашек», выставка коллективной работы.

Изготовление настольно-печатной игры «Найди лепесток»

Март

Физическое развитие

Подбор литературы по малоподвижным играм, изучение игры «Весна идет», прослушивание музыкальных произведений (сборник «Весенняя капель»), выбор музыкального сопровождения.

Разучивание слов к игре, совместно с воспитателем, слушание музыки, знакомство с движениями игры «Весна идет», закрепление малоподвижной игры.

Изготовление картотеки по теме: «Подвижные игры Растения» в младшей группе»

Познавательное развитие

Выбор участка для экскурсии (участок группы «Ягодка», изучение видового разнообразия растений на данном участке. Разработка плана-конспекта к экскурсии: подбор стихотворений о растениях на этом участке, загадок. Структурирование вопросов и бесед к наблюдению. Изготовление демонстрационного материала : (картинки с изображением деревьев и кустарников соседней группы в летний период).

Мини-экскурсия на участок соседней группы. Рассматривание деревьев и кустарников, сравнение с нашим участком, обсуждение видового разнообразия растений. Общение с детьми другой группы, рассуждение о растениях (Деревьев и кустарников) сходства и различия с нашими.

Создание фотоальбома

«Деревья нашего участка во все времена года»

Социально-коммуникативное

Изучение  литературы : Н.П. Строкова, С.В. Коровин «Деревья и кустарники»зеленый наряд Южноуральского города, подбор иллюстраций при помощи интернет-ресурсов, создание презентации.

Просмотр презентации, проведение беседы, рассуждений о строении деревьев их особенностей. Знакомство с видовым разнообразием кустарников. Формирование умений находить сходства и различия между деревьями и кустарниками. Отличительные особенности растительности во все времена года.

создание фотоальбома «деревья нашего участка во все времена года»

Речевое развитие

Выбор художественной литературы по теме . изучение рассказов «Золотой Луг»,  «Полянки в лесу», составление вопросов для детей, по содержанию рассказа.

Чтение рассказов, демонстрация иллюстраций к произведению, беседа и ответы на вопросы воспитателя.

Заучивание стихотворений о цветах : «Золотой Луг»

Художественно-эстетическое развитие

Подбор иллюстраций к совместной деятельности (фото и картинки видового разнообразия растений нашего участка), изготовление шаблонов к аппликации, создание предполагаемой готовой работы.

Закрепление знаний о видовом разнообразии растений, рассматривание картинок, макета. Изготовление аппликации с детьми «растения родного края».

создание настольно-печатной игры «С какого дерева листок», «Найди лепесток», «Шнуровка Ромашка»

Апрель

Физическое развитие

Подбор методической литературы «Развлечения в ДОУ», разработка итогового мероприятия. подготовка конспекта, списка атрибутов , выбор места проведения.

Подвижные игры , задания, развлечения, по теме «Растительный мир Южного Урала».

Изготовление атрибутов к празднику.

Познавательное развитие

Проведение обзорной экскурсии вокруг детского сада, заранее осмотреть территорию, изучить видовой состав растений, подготовить рассказ об этих растениях.

В ходе экскурсии обращать внимание детей на внешний вид растений, закреплять название деревьев, их строение и отличительные особенности. Обратить внимание на набухание почек.

Изготовление аппликации «Мое любимое растение на участке»

Социально-коммуникативное

Изучение художественной литературы: «Наказание за незнание» (М. Фисенко). Сказка «На лесной тропинке» (Т. Шорыгина). «Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина).

Беседа с детьми «О безопасном поведении в природе», вместе с детьми прослушать сказку «На лесной тропинке», воспитывать у детей привычку не употреблять в пищу и не кусать растения – это может быть опасно.

Консультация для родителей «Безопасное поведение  в природе»

Речевое развитие

Выбор дидактической игры из составленной картотеки, ее изучение «Назови дерево», «Отгадай дерево по описанию», «Назови ласково»,  подбор иллюстраций (растений нашего участка ).

Познакомить детей с правилами игры, закрепить знания детей о растительном мире нашего участка, развивать память, речевой запас детей.

изготовление обьемных цветов (Ромашка, одуванчик) для мини-музея.

Художественно-эстетическое развитие

Интегрированное занятие «Подорожник»

Изучение методической литературы «Аппликация в ДОУ» М.В.Борисова разработка и написание конспекта к занятию «Воздушный одуванчик», изготовление примера, подбор картины или фото одуванчика.

  1. Изучение научной литературы «Легенды о подорожнике, польза подорожника. Подбор демонстрационного материала (картинки и фото подорожника)

Отгадывание загадки про одуванчик, рассматривание демонстрационного материала, наглядного примера поделки. Изготовление аппликации «Воздушный одуванчик», познакомить с отличительными особенностями этого цветка.

Рассматривание иллюстраций, чтение рассказа, беседа о подорожнике, обсуждение внешнего вида травы. Рисование на тему «Подорожник», формировать умение предавать форму листа этого растения.

Изготовление одуванчика из пластилина.

Выставка поделок.

Изготовление иллюстраций с изображение подорожника.

Ожидаемый результат: для достижения цели проекта «Растительный мира Южного Урала» и реализации задач, были задействованы пять образовательных областей. При проведении бесед, дидактических игр и наблюдений познакомили воспитанников со строением и разнообразием растительного мира нашего участка. С помощью настольно-печатных игр и разнообразием творческой деятельности закрепили особенности внешнего вида деревьев кустарников и цветов нашего участка. Также закрепили знания о внешнем виде деревьев в разные времена года , наблюдая за деревьями летом, осенью, зимой и весной. В результате проектной деятельности расширили знания детей о растительном мире Южного Урала. Для саморазвития и закрепления знаний создан мини музей Южного Урала, в состав которого входят макеты деревьев и цветов, фотоальбом с разнообразием растительного мира нашего участка.

Продуктивная деятельность:

Совместная работа «Растения нашего участка»

Подгрупповая работа « Букет ромашек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...

Конспект занятия. Тема: «Лекарственные растения Южного Урала»

     Цели: Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и п...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала"

Конспект НОД   по   патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала" составлен и проведен в рамках Программы «Южный Урал:...

Проектная деятельность в разновозрастной группе «Лучики» на тему «Наш дом Южный Урал».

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому...

ПРОЕКТ Тема: Дикие животные Южного Урала.

Знакомство детей с животными родного края .интерес к окружающим объектам живой природы у детей проявляется очень рано. Наблюдая за окружающим миром дети открывают для себя новый мир, мир живой природы...