Пальчиковые игры для младших дошкольников
картотека (младшая группа)

В картотеке подоброны пальчиковые игры по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_dlya_mladshih_doshkolnikov.docx85.04 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Стас\Desktop\юрков михаил\5edf98ecd6fc235d80e88b10989432db.jpg

Подготовила: воспитатель: Юркова О.И.

МБДОУ «Детский сад «Берёзка» с. Засосна»

 Пальчиковые игры для младших дошкольников

1.ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)—

Вот, вот, вот! (руки за спиной )

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)—

Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)—

Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки ) —

Вот, вот, вот! (показать ушки)

2.МАШИНКА

Заведу мою машину ( «мотор» ) —

      Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )                                                     Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» ) На

педаль ногою жму. ( топать правой ногой )

3.ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок» большие пальцы вращаются )

Прицепил вагон, повез  (сцепить указательные пальцы)                                                                     Ехал, ехал паровоз.

Прицепил вагон, повез..............

4.КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой (руки –«полочка» покачиваются),

Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом)                        

     Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)                                                              Я ведь главный капитан (4 хлопка)

5.САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)

 Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)                                                                               Руки –нос, и руки –крылья («нос», «крылья»)                                                              Полетела эскадрилья,(встать, разбежаться, руки –крылья)

6.КОШКИ—МЫШКИ

Вот кулак, (показать кулак левой руки)                                                                

   А вот –ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь вверх).

На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)                        Села мышек посчитать,                                                                                                                       Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)

Мышки очень испугались, (вращать кулаком)                                                                           В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

7.ЗАЙЧИК И ОХОТНИК

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики)

Вышел зайка погулять

Вдруг охотник выбегает

Прямо в зайчика стреляет(изображаем пистолет большим и

указательным пальцами)

Пиф! Паф! Ой-ой-ой (в такт стучим кулачками друг о друга)

Умирает зайчик мой (кладѐм ладошки на стол или колени)

Я кладу его в корзинку(складываем руки так,

как будто хотим зачерпнуть воды)

И несу его домой, Оказалось, он живой!

(хлопаем в ладоши)

8.ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Утром встали пальчики-маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик....

(поочерѐдное соприкосновение большого пальца

руки ребѐнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

9.МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ

(Берѐм кулак ребѐнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак  ребѐнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребѐнка по часовой стрелке. На слова «гулять» -отпускаем руку ребѐнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребѐнка опять в свой кулак-норку)

Один, два, три, четыре, пять, Вышли мышки погулять!

Испугались кошки, спрятались опять.

10.ЕРШИ

(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони –внутри или на тыльной, если ребѐнок пока ещѐ не даѐт ладошку;на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого –к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши

Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке)

круг помладше,( рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке)

круг совсем малыши. (ставим -щекочем точечкой в серединке)

11.ФРУКТЫ-ОВОЩИ

Как у нашей Зинки Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок Положила на бочок,

Перец и морковку Уложила ловко,

Помидор и огурец, Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины Фрукты есть в корзине:

Яблочко, груша, Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы, До чего ж красивы!

Посмотрите на ранет,

Вкуснее наших фруктов нет!

12.ПОМОЩНИК:

Посуду моет наш Антошка:

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран

(тут мама ловит-сжимает ручку ребѐнка своей рукой)

13.ИГРУШКИ

У Антошки есть игрушки:

Вот весѐлая лягушка,

Вот железная машина.

Это мяч, он из резины.

Разноцветная матрѐшка                                                                                                                    И с хвостом пушистым кошка.

14.ТРАНСПОРТ

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолѐт, трамвай, метро и самолѐт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

15. ПОСЧИТАЕМ

(сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерѐдно)

Один-два-три- четыре-пять,

Буду транспорт я считать:

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолѐт,

Корабль, поезд, вертолѐт.

16.ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

(с мизинца- к большому пальцу)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисѐнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

17.ПО  ГРИБЫ

Один, два, три, четыре, пять,

Мы идѐм грибы искать!

 (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Этот пальчик в лес пошѐл,

Этот пальчик гриб нашѐл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всѐ съел,

Оттого и потолстел.

18.ГОСТИ

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка -ну, пожалуйста.

(Вращение кистей рук к себе.

Поочередный массаж пальцев на

обеих руках.)

19.СЕМЬЯ

Этот пальчик -дедушка (большой),

Этот пальчик -бабушка (указательный),

Этот пальчик -папочка (средний),

Этот пальчик -мамочка (безымянный),

Этот пальчик -я (мизинец).

Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

20.ПАЛЬЧИКИ

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой -парень с душой,

Палец указательный -господин влиятельный,

Палец средний -тоже не последний.

Палец безымянный -с колечком ходит чванный,

Пятый -мизинец, принѐс вам гостинец

21.«Ладошка — кулачок- ребро»

Называю, во что должна превратиться ручка, и выполняем. Когда дети научились справляться одной ручкой, мы пробуем делать упражнение двумя руками одновременно.

22.«Пальчики — здороваются»

На счёт «раз-два-три-четыре-пять» соединяют пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и тд.

23.«Человечек»

Указательный и средний пальцы правой, а затем левой руки бегают по столу. А если выполнять двумя ручками сразу, то получатся «Перегонки».

24.«Деревья»

Поднимаем обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.                                       Осенью ветер северный подул и все листья сдул

 (пошевелить пальцами и подуть на них).                                                                                                                                               Дождик стал по ним стучать: кап-кап-кап (постучать пальцами по столу).              Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперёд назад).

Одеялом их накрыл (ладошки крепко прижать к столу)

25.«Ягодки»

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась

приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.

-С ветки ягодки снимаю

(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

-И в лукошко собираю.

(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)

-Будет полное лукошко.

(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)

-Я попробую немножко.

- Я поем еще чуть-чуть.

(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)

- Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих

руках «убегают» как можно дальше.

 

26.«Пальчики»

В этих стихах можно сгибать пальцы,

начиная то с большого, то с мизинца, то на правой,

то на левой руке.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик-прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

27.«Мишка»

Мишка топает ногой,

Мишка топает другой,

Ух, как веселится

В доме половица!

(Топаем "ножками" -пальчиками.)

А пока танцует Мишка,

Мы похлопаем в ладоши.

Вместе с лисонькой-плутишкой

Будем зрителями тоже.

 (Хлопаем в ладоши.)

28.«Дом»

Молоточком я стучу

 ( постукивать кулачками друг о друга)

Дом построить я хочу.

(соединить кончики пальцев обеих рук)

Строю я высокий дом,

(поднять выпрямленные ладони вверх)

Буду жить я в доме том.

(похлопать ладонями)

29.«Игрушки»

Я с игрушками играю:

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,

(Протягиваем руки вперёд –«бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,

(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю.

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки «катаем машинку».)

30.«Игрушки»

Мой весёлый круглый мяч,

 (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю,

(Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем

мяч.)

В ручках покатаю!

 (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

31.«Грибы»

Красный-красный мухомор

 (Соединяем кончики пальцев -изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.

(Одна рука –«шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!

(Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!

(Прямая ладонь от себя –отодвигающий жест.)

32.«Овощи» («Капуста»)

Я –зелёная капуста,

(Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.

(Наклонили голову –«заглядываем в кастрю

лю».)

Листья снимете с меня,

(Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

33.«Овощи -фрукты»

В огороде много гряд,

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,

(Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

(Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

34.«Одежда»

Я надену сапоги,

 (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (

Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая

–проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

35.«Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке.

(Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка –раз, ножка –два!

(Ставят два пальца на стол и поднимают по одному)

В магазине покупают

(Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –

(Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.

(«Шагают» пальцами по столу.)

36.«Посуда»

Из тарелок, как один,

(Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.

 (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,

 (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец –«держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.

 («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

37.«Продукты питания»

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили

(Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,

(Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

(Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно! (Гладят животы.)

38.«Зима»

Снег ложится на дома,

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.

(Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,

(Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим... (Рука за ухом.)

39.«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

40.«Новогодний праздник»

Здравствуй, Дедушка Мороз!

 (Ладонь поглаживает подбородок

–«бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?

(Руки вперёд ладонями вверх.)

Громкие хлопушки,

(Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.

(Вертим кистями.)

41.«Части тела»

У меня есть голова,

 (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там –спина,

Ножки –чтобы поскакать,

Ручки –чтобы поиграть.

43.«Домашние животные»

Вот, убрав царапки, («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки

 (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.

(Чуть согнутые ладошки движутся за ушами

–показываем, как кошка моет ушки.)

44.«Детёныши домашних животных»

Побежали вдоль реки

(Двигают указательными и средним и пальцами по поверхности стола двигаются от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

45.«Дикие животные наших лесов»

Заяц и ёжик навстречу друг другу

(Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились –и испугались они.

(Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали –поди догони!

(Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

46.«Детёныши диких животных»

Это зайчонок, это бельчонок,

 (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (

Вращают большим пальцем.)            

 Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

47.«Домашние и дикие животные»

Зайка –ушки на макушке –

(Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены–«ушки».)

Скачет, скачет по опушке.

(Руки щепотью вниз у груди –«скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,

(Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком –краса –

(Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

48.«День Защитника Отечества»

Илья Муромец –(Приосаниться.)

Добрый молодец. (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)

Да врагов разит. («Бросить копьё».)

49.«Дикие животные жарких стран»

Хобот носит только он –

(Рукой плавно двигаем перед собой –изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон.

(Приставляем руки к ушам.)

50.«Мамин праздник»

Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

51.«Домашние птицы»

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

52.«Домашние птицы и их детёныши»

Есть у курицы цыплёнок,

 (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки –индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –

(Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

53.«Дикие птицы»

Дятел дерево долбит:

(Одна ладонь прямая –это «дерево», другая –

«дятел» -кулачком стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

54.«Наш дом»

Этот дом –одноэтажный.

 (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом –он двухэтажный.

А вот этот –трёхэтажный.

Этот дом –он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

55.«Мебель»

На кроватке мы поспали,

 (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.

(Свободно двигаем руками –«убираем вещи».)

Мы на стуле посидели

(Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

56.«Транспорт»

По шоссе идут машины,

 (Крутим воображаемый руль.)

Поасфальту едут шины.

(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,

(Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».

(Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен

–«сигналим».)

57.«Весна»

Вот уж две недели

(Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает

(Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.

(Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

58.«Насекомые»

Мы пошли гулять на луг,

 («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!

(Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

59.«Лето»

Солнцем ласковым согрето,

(«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять

(«Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать.

(«Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

60.«Цветы»

Ромашки белые цветки –

(Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть –это«ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки

(Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

61.«Космос»

Утро –солнце всходит.

(Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь –луна приходит.

(Поднимаем другую руку, пальцы полукругом –«месяц)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для младших дошкольников.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики  являются пальчиковые игры. Они эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элемента...

Картотека пальчиковой гимнастики для младших дошкольников.

Картотека пальчиковой гимнастикиКобзевой Евгении Владимировны Вот стоит шалашик-домик,В нём живёт весёлый гномик.Мы тихонько постучим-постучим,В колокольчик позвоним-позвоним.Двери нам откроет гн...

Картотека пальчиковых игр для младших дошкольников

Данная картотека будет полезна воспитателям младшей группы детского сада, а также родителям маленьких детей. Игры развивают мелкую моторику рук, и способствуют развитию речи....

Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников

  Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук....

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для младших дошкольников». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для младших дошкольников». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам...