«Удивительная береста»
план-конспект занятия (старшая группа)

 Продолжать знакомить детей с полезными свойствами березы, дать представление о бересте.

 Приобретение опыта исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _beresta.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Удивительная береста»

Цель: Вовлечь детей в исследовательскую проведение экспериментов с берестой.

Задачи:

 Продолжать знакомить детей с полезными свойствами березы, дать представление о бересте.

 Приобретение опыта исследовательской работы.

Развивающие: развивать внимание, мышление, связную речь. Умение детей рисовать на бересте при помощи писало.

 Воспитательные: воспитывать уважительного отношения к культуре и творчеству якутского народа.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ход занятия

В: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. (слайд березовая роща)

Посмотрите вокруг. Как вы думаете где мы с вами сейчас находимся? (березовой роще)

В: Правильно.

В: Кто скажет в какой стране мы живем? В каком городе? Что является символом нашей страны? (береза)

Ребята, как вы думаете, какое дерево в русских лесах очень часто встречается? Березка есть и на нашем участке. (Указывает на березу.) (слайд березы).   У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки.

Стихотворение. «Люблю березку русскую»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, - но не ломится.

(слайд береза с подберезовиком)

   -В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? (Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовый сок? Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу.

3. Физкультминутка «Во поле береза стояла» Предлагаю спеть хороводную песню.


Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли-люли, заломати.
Люли-люли, заломати.

Я ж пойду - погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли-люли, заломаю,
Люли-люли, заломаю.

Срежу с березы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.


В: Кто помнит как называется кора березы (береста). Правильно.

-Береста-это и есть березовая кора-один из самых красивых и прочных материалов для изготовления разных предметов. (слайд бересты).

Наружную часть коры березы называют берестой или бересто.

Размоченная береста легко расслаивается на множество полупрозрачных пленок, становится гибкой.

Бересту заготавливают весной, после сокодвижения. Для сбора бересты портить живые деревья ни в коем случае нельзя. Подходящие свежеспиленные деревья можно найти в местах заготовки дров.

Со спиленного дерева бересту снимают, пока бревно еще не высохло и кора эластичная. Снятую бересту обрабатывают и кладут под пресс.

Изделия из бересты (слайд изделия из бересты)

Береста занимала большое место в жизни русского народа.

 (Сайд 1. Невозможно было обойтись без берестяной посуды, берестяных коробов для сбора ягод и грибов. \ показ фото и туеска\

(слайд лапти)2. Береста – прочный эластичный материал. Небогатые люди обувались в лапти. Удобно было ходить в лаптях по болоту, когда ступаешь- вода набирается, а когда ногу поднимаешь – вода уходит.

(слайд письмо на бересте)3. В Древней Руси бересту использовали для письма – берестяные грамоты. Буквы на бересте процарапывались острой палочкой (писало).

В: Ребята, вы хотели бы немножко поэкспериментировать с берестой?

Предлагаю пройти в нашу лабораторию. Давайте вспомним правила безопасности.

1 «В чем быстрее тает лед»

Предложить детям взять и положить по одному кусочку льда в стеклянную емкость, а др. в берестяную. В конце сделать вывод.

 

2 «Пропускает воду береста или нет»

В одну баночку с водой опускается кусочек бересты, в другую бумага.. Делают вывод.

3.  «Структура бересты»

При помощи лупы рассматривают бересту с двух сторон.  Делают выводы.

4. «Сравнение»

 Сравнить бересту и кору другого дерева ( гибкость, плотность). Сделать вывод.

Вернуться к опыту 1 и сделать вывод.

5. пробуем написать на бересте.

В: Правда сложно было писать? Предлагаю вам вернуться на нашу поляну в березовой роще. Кто помнит, какие изделия делают из бересты? Почему в народе называют «Чудо береста»? (ответы детей)

В: Наше путешествие подошло к концу. Всем спасибо за внимание.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мишка, Мишка , лежебока» (В.Берестов)

«Мишка, Мишка , лежебока» (В.Берестов)...

Волшебная береста

Консультация по изготовлению работ из бересты...

"Волшебная береста"

Наглядный материал, альбом для рассматривания...

Методическая разработка занятия по бересте с дошкольниками "Чудеса из бересты"

Занятие помогает расширять представления детей о березе как о символе России, используя малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, народные песни, танцы), предметы декоративно-прикладного ис...

Презентация "Мастерим из бересты".

Презентация подготовлена к мастер-классу с педагогами детского сада....

Тема занятия: «Сказка про выходной день» В. Берестов

Конспект интегративного  занятия по художественной литературе с элементами рисования и аппликаций .С повторением правил дорожного движения ....