Программа "Одаренный ребенок"
рабочая программа (подготовительная группа)
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. "Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.
Наша воспитательная система направлена на развитие творческой активности дошкольника как условие его саморазвития и самореализации.
Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennyy_rebenok.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ МБДОУ ДС №69 «Чайка» протокол №1 от 30 августа 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Симонова М.В. Заведующий МБДОУ ДС №69 «Чайка» Приказ № 107-ОД от 30.08.2022г. |
Программа
по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада МБДОУ ДС №69 «Чайка»
«Одаренный ребенок»
Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. "Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.
Наша воспитательная система направлена на развитие творческой активности дошкольника как условие его саморазвития и самореализации.
Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Нормативно-правовая база программы:
Федеральный уровень.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 01.01.2014 год
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751.
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761).
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р).
- План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р).
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61).
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
- Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2013 N ИР-170/17 "О Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (вместе с "Рекомендациями субъектам Российской Федерации по подготовке к реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации")
- Федеральная целевая программа "Одаренные дети”, в рамках президентской программы "Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 5.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564)
- Письмо Минобрнауки РФ от 21 октября 2010 № 03 – 248 органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Письмо Минобрнауки РФ от 22 июля 2010 № 03 – 13 органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
Локальный уровень.
- Программа развития МБДОУ ДС № 69 «Чайка» на 2018-2023г.г.
- Основная образовательная программа МБДОУ ДС №69 «Чайка»
Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи.
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
3. Увеличение количества детей активно участвующих в конкурсах и олимпиадах.
4. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
5. Повышение уровня содержательного общения участников образовательных отношений и удовлетворение их потребностей в признании и самореализации.
6. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Программа работы с одаренными детьми строится на следующих принципах:
- научности;
- деятельного подхода;
- системности;
- самоценности детства.
- форма реализации: индивидуальные игры.
- Подготовительный этап. Теоретическое обоснование. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. Творческие способности – это умение самостоятельно создавать новые образы по собственному замыслу. Дети это называют "из головы". Творческие способности включают в себя также умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы. По мнению Маслоу, Роджерса и других, творчество – это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение, усиление себя через реализацию своего внутреннего потенциала. Роджерс полагал, что надо создавать условия для выявления внутренних возможностей ребенка. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1.
Таблица №1.
Виды различий | Виды одаренности |
По широте проявлений | Общая одаренность (интеллектуальная; творческая) Специальная одаренность |
По типу предпочитаемой деятельности | творческая; академическая; психомоторная; коммуникативная; |
По интенсивности проявлений | повышенная способность к обучению (способные); одаренные; высокоодаренные (талантливые); |
По темпу психического развития | С нормальным темпом психического развития; Со значительным опережением возрастного темпа развития; |
По возрастным особенностям проявления | стабильная; приходящая (возрастная) |
Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны в таблице № 2.
Таблица 2.
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
2. Исследовательско - диагностический этап.
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
Задачи:
1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
Исследовательско- диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)
Принципы тестирования детей:
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Работа с детьми:
Сотрудничество с родителями и педагогами:
Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско- диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы. В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
- высоко развитая любознательность, пытливость;
- способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
- высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
- раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
- развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
- способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
- раннее развитие сенсорных способностей;
- оригинальность суждений, высокая обучаемость;
- стремление к самостоятельности.
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ СПОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
В связи с теоретическим и практическим расширением понятия "одаренный ребенок” и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей в самых разных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых воспитателями или сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования.
При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.
3. Условия реализация программы.
Задачи:
Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
наличие богатой предметно-развивающей и образовательной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
сетевое взаимодействие и социальное партнерство с учреждениями культуры, образования и др.
наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, конкурсах, выставках детского творчества
тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
Хорошо стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие их участие в мероприятиях творческого характера между детскими садами, организованным муниципальным отделом управления образования.
Данная программа рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов:
- первый этап - апробация программы;
- второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;
- третий этап - коррекция программы.
На этапе апробации проводится:
- Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.
- Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
- Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года)
- Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям
- Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка
Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.
На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»
С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.
В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:
- Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
- Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
- Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемам
4. Заключение
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.
Перспектива развития программы:
- организация дополнительной кружковой и факультативной работы в соответствии с интересами и склонностями детей;
- формирование банка технологий и программ для выявления и развития одаренных детей;
- создание системы подготовки педагогов для работы по развитию творческого потенциала детей (обучающие тематический семинары, памятки, информационная поддержка и т.п.).
Список литературы
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
2. Богоявленская М. "Проблемы одаренного ребенка” ж/л "Обруч” 2005
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
4. Клименко В.В. "Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996
5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
№ | СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМА | СРОК |
1. | Создание творческой группы по работе с одаренными детьми. Составление плана работы с одаренными детьми. | Заседание Педагогического совета | август |
2. | Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности и способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг. | Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных. | сентябрь-октябрь |
3. | Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов. | Творческая группа | в течение года |
4. | Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности. | Групповые и индивидуальные тренинги, семинары. | в течение года |
5. | Сбор и систематизация материалов. | Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными детьми. | в течение года |
6. | Групповые занятия. | в течение года | |
7. | Работа по индивидуальным планам. | в течение года | |
8. | Математический КВН. | декабрь | |
9. | Конкурсы, интеллектуальные игры. | январь-февраль | |
10. | Исследовательская деятельность. | март | |
11. | Презентация. | апрель | |
12. | Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам. | в течение года | |
13. | Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми. | в течение года | |
14. | Работа с родителями. | в течение года | |
15. | Подведение итогов работы творческой группы с одаренными детьми. Мониторинг. | Заседание Педагогического совета в форме «круглого стола». Составление плана. | май |
16. | Планирование работы на следующий учебный год. | Заседание творческой группы в форме «круглого стола». Составление плана. | июнь |
Уважаемые родители, перед Вами опросник
«Карта одаренности» ( модифицированный вариант опросника Савенкова А.)
внимательно изучите утверждения и отметьте «+» те, которые подходят для вашего ребенка.
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. | 11. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. | 21. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. | 31. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. | 41. Способен на долго запоминать символы, буквы, слова. | |
+ - | + - | + - | + - | + - | |
2. Нестандартно мыслит, часто предлагает оригинальные решения. | 12. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов. | 22. Способен по – разному подойти к одной и той же проблеме. | 32. Способен предложить большое количество разных решений и идей по одной проблеме. | 42. Не боится новых попыток при проверки новой идеи | |
+ - | + - | + - | + - | + - | |
3. Учится новым знаниям очень быстро, «схватывает все на лету». | 13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на запоминание. | 23. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. | 33. Умеет делать выводы и обобщения. | 43. В свободное время любит читать дет. энциклопедии, справочники | |
+ - | + - | + - | + - | + - | |
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжета. | 14. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней и т.д. | 24. Самостоятельно охотно рисует, лепит, создает композиции (украшения для дома, одежды) | 34. Любит создавать объемные изображения, работать с пластилином. | 44. Любит использовать новый материал для изготовления рисунков. | |
+ - | + - | + - | + - | + - | |
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. | 15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки. | 25. Любит музыкальные записи, часто слушает музыку. | 35. Хорошо играет на каком – нибудь инструменте. | 45.Сочиняет собственные оригинальные мелодии. | |
+ - | + - | + - | + - | + - | |
6. Любит сочинять (писать) рассказы и стихи. | 16. Рассказывая о чем –то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. | 26. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают переживания и чувства героев. | 36. Склонен фантазировать, старается добавить что-то необычное, новое в рассказ | 46. Может легко придумать продолжение любой истории. | |
+ - | + - | + - | + - | + - | |
7. Интересуется актерской игрой. | 17. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. | 27. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. | 37. Любит участвовать в постановках, сценках. | 47. Умеет изображать животных и т.д. (пантомима). | |
+ - | + - | + - | + - | + - | |
8. Интересуется механизмами, машинами. | 18. Может легко чинить испорченные приборы, использует старые детали для их восстановления. | 28. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. | 38. Проводит много времени над конструированием (самолеты, корабли и т.д.) | 48. Быстро и легко осваивает компьютер. | |
+ - | + - | + - | + - | + - | |
9. Инициативен в общении со сверстниками. | 19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. | 29. Легко общается с детьми и взрослыми. | 39. Часто руководит играми и занятиями других. | 49. Обладает даром убеждения. | |
+ - | + - | + - | + - | + - | |
10. Любит участвовать в спортивных играх, соревнованиях | 20.Часто выигрывает в спортивных играх. | 30. Имеет хорошую координацию движений, движется легко и грациозно. | 40. Любит играть на открытых спортплощадках. | 50. Предпочитает играть в подвижные игры. | |
+ - | + - | + - | + - | + - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...