Проект «Традиционные ценности в культуре разных народов России»
проект (подготовительная группа)

Кривоносова Татьяна Ивановна

Цель проекта - формирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре на основе ознакомления с художественной литературой народов России,  их бытом, жизнью, художественным творчеством  характером, присущими им нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Традиционные ценности в культуре разных народов России»

 Подготовительная группа «Фантазеры»

Воспитатели: Т.И.Кривоносова, Е.П.Першина.

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей

За ум, за подвиги святые,

 За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь»

Вид проекта:  познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.

Продолжительность:  2месяца. (с 20 февраля  по 20 апреля 2023г.)  

Актуальность проекта: 

      Именно в дошкольном возрасте нужно знакомить детей с традициями народной культуры. Потому что все, что усвоено в дошкольном периоде, оказывается особенно прочным и является фундаментом дальнейшего развития  личности.

     Начиная с дошкольного возраста нужно обязательно читать народные сказки, учить пословицы, поговорки, рассказывать о подвигах наших предков.

      Произведения устного народного творчества способствуют духовному, нравственному, эстетическому развитию детей. Наша основная задача – введение духовно-нравственных начал в основу воспитания детей дошкольного возраста.

     Образование, начиная с дошкольного возраста должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к культуре своего народа.

    Ведущей идеей проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры. Развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям. Формирование интересов детей. Воспитание личности дошкольника средствами народного творчества. Поэтому цель нашего проекта -  не только ознакомить детей с традициями народной культуры, но и научить их жить в дружбе и мире.

Участники: воспитатели, дети и родители детей  подготовительной группы «Фантазеры»  МКДОУ «Солнышко

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре на основе ознакомления с художественной литературой народов России,  их бытом, жизнью, художественным творчеством  характером, присущими им нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

  • знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ,  их сказками,  национальным костюмом, традициями.
  •  воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
  • формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
  • развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
  • развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Предполагаемый результат:

Для детей:

  • Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
  • Пополнение знаний о народах России.
  • Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
  • Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
  • Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

Для педагогов:

  • Повышение профессионального уровня управления процессом художественно эстетического воспитания дошкольников. Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно эстетическом развитии детей.

План мероприятий:

  • Проведение цикла тематических занятий.
  • Чтение художественной литературы: русские народные: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Зимовье зверей», «Гуси-лебеди»; чеченская народная сказка «Мор», тувинская народная сказка «Как заяц спас овцу», якутская народная сказка «Лесной доктор», эвенкийская народная сказка «Таймень и треска»
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов.
  • Беседы: «Старинный русский обычай – гостеприимство», «Старинные русские обычаи – сострадание и взаимопомощь»

  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России.
  • Сюжетно-ролевые игры: «К нам пришли гости», «Мы идем в гости»
  • Дидактические игры: «Сходство и различие», «Будь внимателен!», «Что изменилось?», «Фантазеры», «Буквенное лото», «Геометрическая мозаика».
  • Подвижные русские народные игры: «Салки», «Жмурки»
  • Организация наблюдений за зимней природой (живой и неживой), за изменениями погоды. Создание зимних построек на участке – горки, снежного вала, снеговиков. Экспериментирование с цветным льдом.
  • Мастерская: оформление книги «Сказка о дружбе».
  • Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций в сборниках русских сказок, репродукций картин Венецианова А.Г.: «Очищение свеклы», «Гумно», «Жнецы», «На пашне», Тропинина В.А. «Кружевница», Сурикова В.И. «Сибирская красавица», «Взятие снежного городка»
  • Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.
  • Презентация проекта.

Цикл тематических занятий

1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие» и «Речевое развитие».
   Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»

Задачи:

  • Знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить, откуда пришли русские обычаи – гостеприимство, сострадание и взаимопомощь, где их исторические корни. Одновременно повторить с детьми правила поведения в гостях, приема гостей, правила жизни в обществе и работы в коллективе. Вместе с детьми порассуждать о том, много ли  от старинных обычаев осталось в нашей современной жизни.
    Воспитывать у детей интерес к истории  родной страны, русского народа. Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
  • Развивать навыки творческого рассказывания по теме занятия, умение придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии.

Содержание

1.Беседа «Старинный русский обычай-гостеприимство»

2.Обсуждение пословиц и поговорок о добром приеме гостей

3.Рассматривание иллюстраций о старинных народных обычаях

4.Сюжетно-ролевая игра «Зимним вечером в крестьянской семье»\

        2. Образовательная область «Познавательное развитие»  в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» и  «Художественно-эстетическое развитие»
 Тема 1. «У кого смекалки нет, так и ученье не удалось»

Задачи:

  • Развивать навыки количественного и порядкового счета.
  • Развивать навыки решения арифметических задач на сложение и вычитание.
  • Ввести понятия « часть и целое»

      Содержание

       1.Чтение чеченской народной сказки «Кувшин-башня»

        2.Подбор похожей русской народной сказки

        3.Инсценировка русской народной сказки «Теремок»

        4.Д/и: «Что изменилось?»

        5. Решение задач на логическое мышление

        6.Конструирование из бумаги «Пирог»

        7.Мат.игра «Раздели пирог на части»

3. Образовательная область «Речевое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» ,  и  «Художественно-эстетическое развитие»
 Тема  «Придумывание сказки о том, как дружба в беде помогла»

Задачи:

  • Развивать умение детей применять образные выражения в своей речи.
  • Развивать навыки грамматически связной речи, умение строить предложения по схеме, данной воспитателем.
  • Развивать  связную речь детей, обучая их придумыванию сказок; учить детей придумыванию действующих лиц, сюжет сказки: начало, кульминацию и конец сказки; учить придерживаться  избранной сюжетной линии в творческом рассказывании, использовать средства связи частей предложения, рассказа.
  • Развивать творческое воображение.
  • Воспитывать навыки коллективного словесного творчества.

Содержание

         1.Беседа «О дружбе и взаимопомощи»

         2.Викторина по сказкам

         3.Рассматривание иллюстраций к сказкам

          4.Коллективное составление сказки

          5.Оформление книги «Сказка о дружбе»

           6.Д/и: «Фантазеры»

4. Образовательная область «Речевое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие»  и  «Художественно-эстетическое развитие»

  Тема  «Пересказ якутской народной сказки «Бабушка Таал-Таал»

Задачи:

  • Продолжать знакомство с русскими народными сказками, жанровыми особенностями сказки; повторение ранее изученных элементов композиции сказки (зачин, концовка); развивать умение детей пересказывать сказку по плану.
  • Учить детей осмысливать  характеры персонажей  сказки, составлять описательные рассказы; формировать ценностное отношение к положительным и отрицательным качествам героев.
  • Формировать у детей образность речи, понимание образных выражений; развивать творческое воображение.

Содержание:

  1. Чтение сказки  «Бабушка Таал-Таал»
  2. Беседа о содержании прочитанного
  3. Составление плана для пересказа с использованием серии сюжетных картинок.
  4. Творческо-исследовательская деятельность (воспитатель предлагает детям  «перепутать» сюжет).
  5. Пересказ сказки в соответствии с планом.

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое

              зернышко»

Цель: Ознакомление с русскими народными сказками; развитие умения осмысливать характеры персонажей сказки, сравнивать две сказки

  1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»
  2. Рассматривание иллюстраций к сказке
  3. Чтение сказки народа Коми «Пера-богатырь»
  4. Беседа «Взаимопомощь и сострадания»
  5. Подбор пословиц о доброте
  6. Пересказ сказки по картинкам «Петушок и бобовое зернышко»
  7. Д/и: «Сходство и различия»
  8. Выставка рисунков к сказке

5. Образовательная область «Речевое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие»  и  «Художественно-эстетическое развитие»

  Тема  «Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь». Придумывание сказок по мотивам богородских игрушек»

Задачи:

  • Продолжать знакомство с русскими народными сказками, учить детей осмысливать  характеры персонажей  сказки.
  • Развивать творческие способности детей, умение придумывать сказки с заданными героями.
  •  Формировать у детей образность речи, понимание образных выражений; развивать навыки совместного творчества.

 Содержание

  1. Рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций
  2. Беседа по содержанию прочитанного. Составление характеристики каждого из героев сказки
  3. Театрализованные игры по содержанию сказки
  4. Рассматривание богородских игрушек. Совместное придумывание сказки по одной из игрушек.

 6. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»

Рисование на тему: «В гостях у народных мастеров»

  • Закрепить знания детей о народных промыслах: Дымкове, Гжели, Городце, Жестове, Хохломе.
  • Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству; продолжать воспитывать детей на народных традициях, показывая, что народное изобразительное искусство нераздельно с народной музыкой и народным устным творчеством.
  • Развивать творческое воображение.

Содержание:

  1. Экскурсия в мини-музей «Горница в русской избе»
  2. Рассматривание предметов промыслов с использование музыки и художественного слова
  3. Творческая деятельность детей
  4. Оформление выставки работ

Лепка на тему: «Конек-горбунок» по мотивам сказки П.Ершова и каргопольской игрушки.

    Продолжать знакомить детей с народными игрушками. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, уважение к их труду.

     Продолжать упражнять детей в лепке из отдельных кусков глины деталей общей фигурки, затем плавно соединяя их с помощью примазывания; учить передавать в лепке движения животного; упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания для выполнения отдельных деталей.

    Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Содержание:

  1. Рассматривание иллюстраций к сказке П.Ершова (разных художников)
  2. Лепка под негромкую музыку
  3. Раскрашивание поделок.

          Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с семьями детей.    

Итог проекта: 

  • У детей расширился запас знаний о народах России, их обычаях, праздниках, литературе  и традициях. Дошкольники научились проявлять внимание и уважение к людям разных национальностей.

Дети овладели исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

  • Выставки продуктов детской деятельности.
  • Работа с соленым тестом  по мотивам сказки Ершова  «Конек-горбунок» и каргопольской игрушки.
  • Рисунки  к русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»
  • Рисунки в технике городецкой росписи
  • Презентация проекта (Представление сказки собственного сочинения младшим ребятам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные ценности в культуре разных народов России

С 6 февраля 2023 по 17 февраля  2023г Прошла тема недели «Традиционные ценности в культуре разных народов России». Ознакомление дошкольников с родным краем и страной с историей своего...

Материалы по участию во Всероссийской акции "Традиционные ценности в культуре разных народов России"

Занятия, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, совместная деятельность педагога и детей вне занятий, подвижные игры на прогулке в рамках Всероссийской акции "Традиционные ценности в культуре ...