Доклад на тему: «Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».
материал

Доклад на тему:

«Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».

Подготовила: Борисова Е.В.

Добрый день, уважаемые педагоги! хочу поделиться своим опытом работы на тему: «Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста». Хочу рассказать, какие методы и приемы работы я использую для того, чтобы привить малышам культурно-гигиенические навыки и умения.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков— одна из приоритетных задач педагога дошкольного образовательного учреждения. Просто рассказать детям о том, как себя вести и соблюдать чистоту будет недостаточно. Наилучший способ усвоения детьми культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания - практические занятия.

В своей работе с детьми мы используем методы и приемы, обеспечивающие наиболее успешное решение поставленных задач.

В ход идет личный пример, на практике отрабатываются алгоритмы действий на тему:«Как правильно вести себя за столом»,«Правила посещения туалета»,«Правила гигиены»,«Алгоритмы одевания осенью, весной, зимой, летом»,«Предметы личной гигиены»,«Как правильно мыть руки».

Формирование культурно – гигиенических навыков процесс длительный, поэтому работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно:

  • В процессе режимных моментов в течение дня (приём детей, умывание, организация приёма пищи, раздевание и одевание).
  • В игровой деятельности детей.
  • В непосредственно образовательной деятельности

Все режимные моменты проходят в игровой форме, все приёмы обеспечивают динамичность, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельной деятельности.

Во время утреннего приема воспитываю общую культуру поведения детей  - привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаю внимание на внешний вид детей, побуждая к стремлению выглядеть опрятно. 

Отдельно обращаю внимание детей на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забывать о правилах хорошего тона, а именно, прощаться с детьми и воспитателем.

Я думаю, это формирует положительное отношение к детскому саду и дает настрой на следующее посещение.

В процессе умывания  уточняю правила мытья рук, используя алгоритм «Моем руки», объясняю целесообразность мытья рук. Напоминаю о правилах поведения в туалете, используя потешки:

Мы друг друга не толкаем,

Никого не обижаем,

Мы друг другу помогаем,

Если друг на пути,

К другу надо подойти.

В течении дня совершенствуем навыки аккуратного приёма пищи. Обращаю внимание детей на то, как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначение. Напоминаю детям о правилах поведения за столом.

Если дети плохо едят, читаю потешки о еде:

Кашка-малашка,

В тарелке сидела,

На тебя глядела,

В ротик захотела.

 Обращаю внимание на то, что после завтрака необходимо себя привести в порядок - помыть руки и лицо.

Подготовка к прогулке (одевание). Перед тем как выйти в раздевалку – ждем «Тишину», далее в такой тишине одеваемся постепенно. Слежу за тем, чтобы дети одевались одновременно. На стене висит алгоритм одевания летом, зимой и в весенне – осенний период для того, чтобы дети могли посмотреть, как нужно одеваться в определенное время года. Так же хвалю детей, которые одеваются правильно, быстро и тихо:

Одеваемся по порядку,

Привыкаем к порядку.

Обращаю внимание на тех, кому нужна помощь.

При возвращении с прогулки (раздевание) Контролирую процесс последовательности раздевания, слежу за тем, чтобы дети аккуратно убирали вещи в шкаф.

Подготовка ко сну  Продолжаю учить аккуратно складывать одежду на стульчики. Говорю, что в спальне нельзя шуметь.

Подъем детей Совершенствую умение самостоятельно раздеваться и одеваться в определенной последовательности. Использую комплекс гимнастик пробуждения, а также использую массажные коврики для закаливания ног. Обращаю внимание детей как нужно правильно одеваться.

После того, как дети оделись, девочкам предлагаю – посещение парикмахерской (девочки идут причесываться). Во время причесывания девочек обращаю внимание на то, какие красивые, чистые волосы. Также напоминаю, что нужно делать, чтобы волосы были ухоженные.

По мере усвоения культурно-гигиенических навыков, полученный опыт переносится в игровую деятельность. Игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.

Приобретённые навыки гигиенической культуры закрепляются в процессе чтения художественной литературы: чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», чтение А. Воронковой «Маша растеряша», которое направлено на формирование навыков самообслуживания.

Тесный контакт с родителями воспитанников позволяет мне более успешно решать проблему формирования культурно - гигиенических навык. . Дети дома с родителями повторяют знакомые потешки, стихи, сказки, закрепляют навыки, развивают речь, расширяя представления об окружающем. Проводятся беседы, анкетирование с родителями на тему развития культурно-гигиенических навыков. В приемной выставляются консультации для родителей по теме, буклеты.

Таким образом, к задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Показанные и освоенные действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые культурно–гигиенические навыки.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Из опыта работы по привитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у де...

Консультация для воспитателей Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателейТема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».Цель: ознакомить (уточнить) воспи...

Статья на тему Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные об...

Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольном возрасте

Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольном возрасте...