Современная игровая деятельность детей в ДОУ
методическая разработка (средняя группа)
Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра.При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных, физических, и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок к учебной мотивации и обеспечение социальной успешности ребенка.
Также игра является развлечением, в котором ребенок проявляет свою фантазию. В ДОУ практикуют разные виды игр для ребенка: творческие, дидактические, подвижные, народные. Одни из них — индивидуальные, другие — групповые, одни — проводятся по инициативе воспитателя, в другие — играют сами малыши.
Но сегодня мы с вами поговорим о современной игровой деятельности.
Ведь перед сегодняшними миром стоит важная проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных дошкольников. Дети сейчас стали мало играть.
Наша цель: повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе. И для этого, игры, которые использовали раньше (традиционные) требуют изменения и дополнения. И наша задача современного педагога это умение ориентироваться в мире "новомодных" игр и игрушек, помогая дошкольнику играть с пользой для него, уделяя внимание нетрадиционным дидактическим, развивающим и компьютерным играм, тем самым способствуя адекватной социализации ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_igrovaya_deyatelnost_detey_v_dou_.docx | 50.34 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(дошкольное отделение)
143550, Московская область, г.о. Истра, тел./факс: 8-498-314-97-95
пос. Первомайский, д.32 e-mail: istr_pervomajskaya@mosreg.ru
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Современная игровая деятельность детей в ДОУ »
Подготовила:
воспитатель
Антипова Ю.А.
п. Первомайский
2022г
Введение
Цель: повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, как основного вида деятельности детей.
Задачи:
1. Рассмотреть все виды игр.
2. Ознакомиться с требованиями к занятиям на компьютере.
3. Изучить компьютерные игры для детей с общим недоразвитием речи.
Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра.При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных, физических, и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок к учебной мотивации и обеспечение социальной успешности ребенка.
Также игра является развлечением, в котором ребенок проявляет свою фантазию.
В ДОУ практикуют разные виды игр для ребенка: творческие, дидактические, подвижные, народные. Одни из них — индивидуальные, другие — групповые, одни — проводятся по инициативе воспитателя, в другие — играют сами малыши:
· в творческих — сюжетно-ролевых, конструкторских, театральных играх ребенок развивает воображение, коммуникативные навыки, учится управлять мимикой и голосом, рисовать и строить. Творческими могут быть любые занятия: от посиделок с куклами до лепки домиков в песочнице;
· в дидактической игре для дошкольников развиваются интеллектуальные способности: дети учатся произносить звуки и распознавать буквы, получают самые первые навыки счета, узнают названия предметов и получают другие знания;
· подвижная игра для детей в группе — идеальный способ укрепить их здоровье и поддержать иммунитет, развить координацию, силу и ловкость. Эти игры малыши любят больше всего;
· народную игру для детей детского сада сложно отличить от подвижной, но, помимо физической нагрузки, она дает и стимул к развитию интеллекта, воспитывает патриотические чувства.
Задача педагогов дошкольных учреждений так продумать и организовать педагогический процесс, чтобы отведенное для игровой деятельности время ничем другим не заполнялось и в каждой группе были созданы благоприятные условия для разнообразных игр детей.
Современная игровая деятельность детей в ДОУ
Но сегодня мы с вами поговорим о современной игровой деятельности.
Ведь перед сегодняшними миром стоит важная проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных дошкольников. Дети сейчас стали мало играть.
Наша цель: повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе. И для этого, игры, которые использовали раньше (традиционные) требуют изменения и дополнения. И наша задача современного педагога это умение ориентироваться в мире "новомодных" игр и игрушек, помогая дошкольнику играть с пользой для него, уделяя внимание нетрадиционным дидактическим, развивающим и компьютерным играм, тем самым способствуя адекватной социализации ребенка.
1. Дидактические игры:
Развитию интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, формированию предпосылок к учебной деятельности способствуют такие игры как:
· игры Воскобовича,
· логические блоки Дьенеша,
· палочки Кьюзинера.
Главное назначение этих игр- правильное развитие дошкольника, выявление в нем заложенности и внесение коррекционной работы, направляя его на творческое развитие и поисковое поведение.
В этих играх ребенку предлагается выбор фантазии для развития творческих способностей. Благодаря этим играм у дошкольника развиваются все психические процессы, мыслительные операции, которые способствуют развитию конструктивно-модельной деятельности, формируются математические представления. Все это предшествует к успешной готовности к школьному обучению.
Используя развивающие игры с детьми можно решить следующие задачи:
1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
2. Развивать пространственные представления, логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
4. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.
5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструктивно- модельной деятельности.
6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
7. Развивать психические процессы, связанные с речевой деятельностью.
Принципы, заложенные в основу этих игр, становятся максимально действенными, так как игра развивает психические процессы, внимание, память, воображение, мышление, речь.
2. Квест - игра.
За последние годы в связи с реализацией ФГОС в дошкольном образовании произошли существенные изменения. В ДОУ стали применяться различные современные игровые технологии, например, такие как квест-игры. Квест - игра направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Форма проведения образовательной деятельности в виде квест-игр нестандартна, интересна и увлекательна для детей. Использование квест-игр в детском саду позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков.
Квест-игра требует хорошо продуманной развивающей предметно-пространственной среды, поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Поэтому, создание среды - первый шаг к достижению поставленной цели.
Квест-игра имеет ряд особенностей:
- образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
- целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка;
- образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным;
- роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
При организации квест-игр для дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:
- безопасность для участников;
- задания и вопросы должны соответствовать возрасту игроков;
- оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, создание атмосферы игрового пространства.
Это одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка. Ребенок развивается как творческая личность, физически крепким, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
3. Развивающие Компьютерные игры:
Быстрыми темпами развивается современное общество, всеобщая компьютеризация заставляют нас, педагогов, по-иному смотреть на нынешнюю подготовку детей к обучению в школе. Чтобы наши дошколята уверенными шагами вошли в завтрашнюю школьную жизнь и прошли наиболее безболезненно социальную адаптацию, нам воспитателям нужно ввести в понятие детей компьютерные игры.
Компьютерные игры – новый вид деятельности для дошкольников. Особенно большой эффект в развитии, компьютерные игры дают детям с общим недоразвитием речи. Специфика компьютерных игр заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения поставленной перед ним задачи, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей.
Занятия с использованием компьютера очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают специальные компьютерные программы, добиваясь правильного решения игровых задач.
Требования к занятию на компьютере
1. Занятия проводятся со старшими дошкольниками. ( с 5 лет).
2. Занятие проводятся один раз в неделю,
3. предельное нахождение ребенка у дисплея – 20 – 25 минут.
4. Для предупреждения утомления после 5 – минутной работы с экраном монитора необходим перерыв для выполнения специальных упражнений. (Гимнастика для глаз)
5. В процессе занятия обязательно используются игры (физкультминутки) и пальчиковые гимнастики для развития мелкой моторики.
Ритмичные движения пальцами детям очень нравятся, и таким образом они подготавливают пальчики малыша к работе с мышкой. У игр с пальчиками есть и другие преимущества, они помогают в обучении понятиям «Вниз» и «Вверх».
6. По окончании занятия проводится комплекс упражнений для снятия зрительного и эмоционального напряжения.
7. Каждое занятие с использованием компьютерных игр является
Комплексным.
Например:
1-й блок. Игры для начинающих
Если ребенку 5 лет, и он только начинает знакомство с компьютером, следует выбирать для него игры с достаточно простыми заданиями.
Для начинающих дошкольников можно порекомендовать следующие компьютерные игры:
1. «Хочу все знать». Разработчик «COMPEDIA»; издатель «Руссобит-М». Игра из серии «Детство Мапетов», в которую входит несколько игр:
«По воде, земле и воздуху», «Флора и фауна», «Форма и цвет».
1. «Маленький искатель». Разработчик «Scholastic»; издатель «Новый диск». Игра включает несколько игр с картинками-загадками и головоломками.
2-й блок. Игры для детей старшей группы.
Если дети освоили азы управления компьютером, выбирайте игры для развития внимания, памяти, мышления, творческие игры, а также некоторые сюжетные игры, сопровождаемые различными заданиями.
1. «Антошка». Приключения охотника за снами. Разработчик «COMPEDIA»; издатель «Руссо-бит-М». Игра имеет сюжетную линию в виде книги, в которой на каждой странице можно найти игру или пощелкать по интерактивным предметам
2. «Планета чисел для малышей».Интересные математические задания на сравнение, счет, внимание и память.
3. «Алик». Скоро в школу. Разработчик «SILCOM»; издатель «Руссобит-М». Отличная игра для дошкольников. В веселой форме закрепляются понятия: размер, цвет, форма, число, цифра; развивается логическое мышление. В игре множество веселых сюрпризов — «анимашек».
3-й блок. Игры для детей 7 лет
Если дошкольник легко обращается с компьютером, вводите для него более сложные игры, иногда требующие навыков счета, распознавания звуков и букв, хорошей координации движений и более развитой мелкой моторики.
1. «Антошка». Необыкновенное сафари. В занимательной игре дети знакомятся с различными животными, их средой обитания.
2. «Антошка». Чудеса науки. Разработчик «COMPEDIA»; издатель «Руссобит-М». Занимательная игра в доступной форме знакомит с основами наук: можно рассмотреть объекты под микроскопом, научиться ставить научные опыты в домашних условиях.
3. «Алик».Летние каникулы. Разработчик «SILCOM»; калейдоскоп игр. Раскраска, пятнашки, тетрис, мозаика, музыкальная импровизация. Смешные картинки. Игры не связаны сюжетом.
4. «Лелик и Болек в детском саду».Набор игр без сюжета. Игры на развитие памяти, внимания, умения следовать инструкции
Компьютерные игры для детей с общим недоразвитием речи
Использование компьютера для обогащения словаря, выполнения фонетических и грамматических упражнений оказывает серьезное влияние на развитие всех сторон речи ребенка. Компьютерные игры помогают решить те речевые задачи, которые дети не усвоили, или усвоили недостаточно. В процессе выполнения заданий уточняются и закрепляются обобщающие понятия. Например:
в игре «Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда… » закрепляются такие понятия как: «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Цветы», «Продукты» и т. д.,
в игре «Азбука в картинках. Техника» - такие понятия, как: «Транспорт», «Инструменты», «Бытовая техника» и т. д.
Другие задания учат детей:
• употреблять предлоги и слова с пространственным значением (около, напротив, в центре, следа, справа, внизу, вверху, позади, впереди,
• закреплять знания названий детенышей животных, употреблять их в именительном, родительном падежах единственного и множественного числа, дифференцировать на слух твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, находить заданный звук в начале, середине, в конце слова.
В отличие от других игр и видов деятельности компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры, восстановить процесс, динамику творчества, реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться (например, из-за несформированности графических навыков, воздействовать на мотивационную сферу комплексно (одновременно использованием звука, цвета, движения объектов, которым управляет ребенок, реализовать принцип самоконтроля, что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости, активно и самостоятельно управлять игрой, что укрепляет веру в свои силы.
Все это вызывает повышенный интерес к компьютерным играм и у детей и у взрослых, и позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и активизировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сферах.
Таким образом, целесообразность и актуальность применения игровых компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников очевидна.
В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи используются компьютерные игры, упражнения и задания, направленные на формирование правильного звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, преодоление фонетико-фонематических нарушение речи и др. :
«Определи звуки природы»;
«Определи, чей голосок»;
«Цепочка слов»;
«Путешествие от А до Я»;
«Определи первый звук в слове»;
«Назови и покажи картинку с заданным звуком»;
«Назови и покажи все предметы на картинке с заданным звуком»;
«Выбери из двух слов правильное»;
«Четвертый лишний»;
«Вставь пропущенную букву»;
«Раздели слова на слоги»;
«Собери слово» и другие.
Правильно подобранные компьютерные игры с учётом возраста и направленности ребенка на новом уровне повышают интерес к занятиям, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала. Развивающие компьютерные игры способствуют развитию интеллекта сферы, моторики.
В заключение хочется сказать, что использование развивающих, нетрадиционных, дидактических и компьютерных игр показывает, что это один из эффективных способов интеллектуального, коммуникативного, личностного развития ребенка. Скоро наши воспитанники станут школьниками, и мы надеемся на благополучную адаптацию и социализацию их личности в условиях школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы игровой деятельности детей в современном детском саду.
Проблемы игровой деятельности детей в современном детском саду.Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.Неуди...
«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду».
laquo;Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»....
Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....
Консультация для воспитателей на тему: "«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду. Алгоритм организации сюжетно - ролевых игр в условиях реализации ФГОС ДО»."
В этой статье раскрываются проблемы и их решения организации деятельности детей в ДОУ...
Консультация для воспитателей Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду
Консультация для воспитателей...
Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду.
Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду....
"Современная игровая деятельность детей в ДОУ"
Современная игровая деятельность детей в ДОУ...