Проект «Юные исследователи»
проект
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sivak_v_n.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
Проект
«Юные исследователи»
старшая группа
Выполнила: воспитатель Сивак В.Н.
Смоленск, 2023 г.
Актуальность
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать;
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Особенности проекта:
По виду: поисково-исследовательский
По продолжительности реализации проекта: долгосрочный
Возраст участников проекта: дети старшей группы
Участники проекта: дети, воспитатель, родители
По количеству участников: коллективный
Ожидаемый результат:
- Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
- Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
- У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
- Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
- Сформировано эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Образовательные области проекта | Виды детской деятельности | Содержание деятельности, осуществляемая детьми |
1. Познавательное развитие 2. Социально-коммуникативное развитие 3. Художественно-эстетическое развитие | Познавательно-исследовательская Коммуникативная Игровая Трудовая
Продуктивная | Владеют знаниями о пользе воздуха, воды, знают особенности. Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договари-ваться, обмениваться предметами, распреде-лять действия при сотрудничестве и т.п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используя средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми Согласуют творческие индивидуальные замыслы с партнёрами-сверстниками. Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить помощи и оказать её, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме. Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим. Принимают поставленную воспитателем игровую задачу, действуют по правилам, стремятся к результату. Проявляют ответственность к заданию взрослого и тщательно его выполняют. Самостоятельно проявляют желание к выполнению трудовых поручений при условии поощрения инициативы. Осваивают навык коллективного труда (договариваются, заботятся о завершении задания) Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения. В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности. Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности. Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла |
Форма работы: беседы, презентации, развлечения, выставки, консультации, экскурсии.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
- Составить конспекты образовательной деятельности;
- Составить перспективный план деятельности по проекту «Юные исследователи»;
- Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями;
- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра
экспериментальной деятельности
2. Основной этап.
- Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах;
- Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями;
- Осуществить контроль реализации проекта.
3. Заключительный этап.
- Провести развлечение «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»»;
- Обработать результаты реализации проекта;
- Провести презентацию проекта в ДОУ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Сентябрь
1. Занятия-экспериментирования: «Вкусовые зоны языка», «Угадай по запаху», «Откуда берется голос», «Рукам своим не верю».
Цель:
2. Беседа: «Невидимка-воздух».
#1069;ксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».
4. Прогулка «Почему дует ветер?»
#1041;еседа «Чистый воздух».
#1044;идактическая игра «Свойства воздуха».
Октябрь
#1041;еседа: «Волшебница вода»
#1069;ксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси».
#1058;рудовое поручение «Мытье игрушек».
#1055;росмотр презентации «Чудо водичка».
Ноябрь
#1069;ксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни».
2. Самостоятельная деятельность детей в уголке природы.
#1041;еседа «Защитные свойства снега». Рассмотреть снежинку в лупу.
4.
Декабрь
#1069;ксперименты: «Модная прическа», «Волшебный шарик», «Хитрости инерции».
#1041;еседа «Основные системы нашего организма»
#1056;исование «Наш организм»
#1044;идактическая игра «Полезная еда».
5. Оригами «Елочка».
6. Работа в экологическом дневнике
Январь
#1041;еседа: «Волшебные» свойства магнита.
#1069;ксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду»,
«Волшебный диск», «Притягивание к магниту через
предметы».
3. Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы».
4. Работа в экологическом дневнике (опыт с веточками деревьев)
Февраль
Март
#1054;пыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Волшебный кружок».
#1060;ЦКМ «Уход за растениями».
3. Создание «Огород на окне».
#1056;абота в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для
жизни растений»).
Апрель
#1056;ассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».
#1069;ксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».
#1056;исование «Портрет Земли».
#1041;еседа «Глобус»
#1044;осуг, посвященный Всемирному Дню Чистой воды «Сбережем Волгу – богатство России!».
6. Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»)
Май
1. Обработка результатов реализации проекта;
2. Презентация проекта в ДОУ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».
3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
4. Наглядная информация.
5. Обмен опытом.
ИТОГ ПРОЕКТА
- создание презентации «Птицы нашего города».
- повышение уровня знаний у родителей и детей о птицах родного города.
- благоустройство и украшение участка в детском саду кормушками и скворечниками для птиц.
Список литературы
1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 159 с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Проект "Юный исследователь"
Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....
ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе
Целью проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию. Задачи:Расширение пре...
ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе
Целью проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию. Задачи:Расширение пре...
Кокурс детских научно-исследовательских проектов "Юный исследователь"
Конкурс, проводимый среди воспитанников дошкольных организаций и учащихся начальной школы по защите своей исследовательской деятельности под руководством научных руководителей-воспитателей и учителей....
Проект «Юный исследователь»
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не тольк...
Экспериментальный проект «Юный исследователь»
Информационно -исследовательский проект с ребёнком старшей группы и его родителями....