Экспериментальный проект «Юный исследователь»
проект (старшая группа) по теме
Информационно -исследовательский проект с ребёнком старшей группы и его родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
долгосрочный эксперементальный проект в течении года. | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ермаковский детский сад» Нововаршавского района Омской области Артамонова Ольга Николаевна воспитатель в ДОУ
Проектная деятельность. Экспериментальный проект «Юный исследователь»
Теоретическое обоснование проекта
Впервые о “Методе проектов” заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал “проектную систему обучения” (“метод проектов”). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С.Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К.Н. Вентцель.
Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. “…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А.Дистервег).
Знания, приобретенные ребёнком в ходе проекта, становятся достоянием его личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребёнком в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Актуальность проекта.
Актуальность своего исследования вижу в том, что именно исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.
Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития
Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Для более успешного усвоения материала обучение построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск детей позволил увлечь их, заинтересовать, пробудить в них жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца.
Тип проекта: информационно-исследовательский;
Участники проекта: воспитанник старшего дошкольного возраста Отливной Дима, педагог Артамонова Ольга Николаевна, родители воспитанника;
Срок реализации проекта: в течение учебного года.
Цель проекта: развитие поисково-познавательной деятельности дошкольника путём ведения исследовательской опытно - экспериментальной работы.
Гипотеза: поисково-познавательная деятельность дошкольника будет развиваться при условии обучения педагога, совместно с заинтересованностью и помощью родителей воспитанника.
Предмет: совокупность методов и приёмов для развития исследовательских способностей ребёнка старшего дошкольного возраста.
Объект: поисково- познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ «Ермаковский детский сад», старшая группа
Задачи проекта «Юный исследователь»:
- Вызвать интерес к исследовательской деятельности.
- Воспитывать желание любить природу, пробудить интерес к окружающему миру.
- Развивать умение долгосрочного планирования, развивать умение делать выводы, умозаключения.
- Формировать практические навыки работы с лупой, комнатным растением, оборудованием для опытов и экспериментирования.
- Воспитывать чувство ответственности за начатое дело.
Принципы реализации проекта
В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста поисково – познавательной деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Центр науки группы.
- Методический инструментарий (конспекты познавательно – развивающих занятий)
- Оборудование для исследовательской деятельности.
- Библиотека юного исследователя.
Основные средства:
- информирование родителей о задачах и содержании поисково -познавательной деятельности воспитанника в детском саду и семье;
- вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместной с ребёнком деятельности;
- подготовка оборудования, материалов и инструментов;
- обогащение центра науки группы;
- создание электронной презентации по теме реализации проекта;
Ожидаемый результат
1.Развите познавательных способностей, умений, навыков исследовательской деятельности,
2.Формирование проектно - ориентированного интеллекта.
3.Стимулирование интереса дошкольника к наукам.
4.Содействие формированию у детей научной картины мира.
Основным итогом этой работы является то, что Дима“добыл” своим трудом всю информацию, познал чудо самостоятельной, творческой работы, приобрел новые знания и умения.
Но самое главное в проделанной работе я считаю то, что, реализуя такие проекты деятельности, мы сближаем детей и родителей, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, повышаем педагогическую культуру родителей и развиваем интеллектуальную и социально-нравственную сферу у детей. Для более успешного усвоения материала обучение построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск позволил увлечь, заинтересовать, пробудить в ребёнке жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца.
Экспериментальный проект «Юный исследователь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по опытно-экспериментальной деятельности " Юные исследователи"
опыты с средняя группа...
Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...
Проект «Юные исследователи». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования. как средства развития познавательной активности...
Проект по опытно – экспериментальной деятельности «Юные исследователи». Подготовительная группа
Проектпо опытно – экспериментальной деятельности«Юные исследователи».Подготовительная группа Воспитатель: Тестова И.В....
Проект по опытно – экспериментальной деятельности «Юные исследователи». Подготовительная группа
Проектпо опытно – экспериментальной деятельности«Юные исследователи».Подготовительная группа Воспитатель: Тестова И.В....