Проект Символ России- береза!
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Корниловский детский сад, филиал МБДОУ
«Детский сад № 189»
Проект
«Берёза – символ России»
для детей старшей группы (5-6 лет)
Автор проекта:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Штин Ирина Ивановна.
Проект
«Берёза – символ России»
для детей старшей группы (5-6 лет)
Педагогический проект. Тема: “Берёза – символ России”
Актуальность. В настоящее время достаточно остро стоит вопрос воспитания патриотов России. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа. Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям, с любви к своему дому, детскому саду, городу. Поэтому в своей работе мы остановились на выборе проекта о берёзе- символе нашей родины с целью углубления естественно-научных знаний о берёзе, развития их творческого мышления, исследовательских знаний, воспитания интереса к народным традициям.
Тип проекта: познавательно-игровой, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Обеспечение: материально- техническое обеспечение: фотоаппарат, магнитофон, компьютер.
Учебно-методическая литература:
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста “Детство-Пресс” – Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Савельева О.В.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуре.
Князева О.Л., Маханева М.Д.
- Программа по воспитанию человека мира через формирование семейных ценностей и традиций у дошкольников (Самарская область, д/с 12)
- Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет “Свет Руси”
Вишневская В.Н.
- Знакомим детей с малой родиной – Пантелеев Н.Г.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о русской берёзе как символа русского народа и России. Воспитание любви к родному краю, Родине.
Познакомить с русскими народными традициями, связанными с берёзой.
Задачи.
- Сформировать представление у детей о берёзе как живом растении и символ страны.
- Расширить знания о берёзе, её использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту
- Развивать познавательный интерес, желание, наблюдать, исследовать, получать новые знания.
- Активизировать и обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.
Реализация проекта.
- Подготовительный:
-подготовить наглядный, дидактический, демонстрационный материал
-подобрать дидактические игры, атрибуты для самостоятельной игровой деятельности
-приготовить методическую, художественную литературу
-подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности
-подбор иллюстрационного материала по теме “Берёза”
- Основной этап:
Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта
- Заключительный этап:
Обработка методических, практических материалов. Обобщение материалов проекта, оформление папок, выставка детских работ, разработка конспектов занятий, игр, наблюдений.
Содержание проекта.
Познавательное развитие.
- Встреча с “русской красавицей” (экскурсия в лес)
Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называют “русской красавицей”? Представление детей о дереве как о представителе живого в мире природы, внешнего строения, жизненных функций ( питание, дыхание, рост, размножение)
- “Почему береза белая”
Цель: представление о своеобразии и неповторимости конкретного живого существа, необходимости бережного и заботливого отношения к природе
- “Русская душа берёзы” (легенды и мифы о березе)
Цель: дать детям знание о том, что береза – это олицетворение родины, дерево душевного добра, дерево “четырёх угодий”
4“Домашний доктор”
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения, применения
5“Кто дружит с берёзой”
Цель: обобщеннное представление о взаимосвязи экологической системы: при исчезновении какого-либо живого организма в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов
6“Береза – символ России”
Цель: сохранить и передать культурное наследие предков, дать знания о символе славянского культа России – берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой. Приобщить детей к русской культуре, воспитать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.
Художественно-эстетическое развитие
•Слушание “Ах ты береза” ( обработка Раухвергера)
•Хоровод “Ай, жа берёзка” ( муз. Попатенко)
“Берёзка” ( муз. Е. Тиличева, слова А. Абрамова)
Слушание “ Отчего так в России берёзы шумят”, “Берёзовый сок”
•Пение “Во поле береза стояла”
•Пение “Песня о родине” ( слова Е.Карасёвой, музыка В.Елинек)
•Хоровод “В золоте берёзонька” ( слова и музыка Г.Вихаревой)
Рисование
•”Русская красавица – береза”
•”Белая береза под моим окном”, “Золотая осень”
Лепка
•”Берёза белоствольная”
Аппликация
•”Красавица береза”
•”Берёзовая роща”
Конструирование
•Рассматривание иллюстраций берёзы в разное время года
•Рассматривание с обсуждением картин русских художников
•Сравнение картин “Золотая осень” И.И.Левитана, В.Д.Полекова,
И.С.Остроухова
•Рассматривание И.Э.Грабаль “Февральская лазурь”
•Рассматривание А.И.Куинджи “Берёзовая роща”
Речевое развитие
• Чтение С.Воронин “Моя Береза”
• Чтение сказки Л.И.Горошкина “Береза”
• Рассказ Н.Соколов-Микитов “Береза”
• Заучивание стихотворения С.Есенина “Белая береза”
• И.И.Бунин “Береза”
• А.П.Прокофьев “Люблю берёзка русскую”
• И.Агеева “Белоствольная береза”
• Л.М.Смирнова “Берёзка голову склонила”
• Загадки
• Пословицы и поговорки
• Народные приметы
• “Холодно ли березке зимой”
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра
• Семья
• Путешествие в лес
Подвижные игры
• Где растёт дерево
• С какой ветки детка
• Скажи красивые слова об осенних березах
• Нанизаем березке бусы из красивых слов
• Без билета по делу свету (используя иллюстрации плодов и семян)
• Наряди дерево по временам года
Проблемно-игровая ситуация
• Я пойду березку заломаю
• За березовым соком
Экспериментально-исследовательская деятельность
• Рассматривание веток берёзы
• Рассматривание берёзки под лупой
• Какой стороной дышат листья
Логическая задача “Чем дышит береза зимой” , “Холодно ли березе зимой”
“В сильный мороз какое дерево быстро замерзает – старое или молодое”
Цикл наблюдений
• за березой в ветренную погоду
• сравнение с другими деревьями
• береза в разное время года
Трудовая деятельность
• укрыть корни дерева опавшей листвой (для чего?)
• снять с погибшего дерева бересту
• укрыться березу снегом (для чего?)
Взаимосвязь с семьями воспитанников
• подбор художественной литературы ( книги, стихи, загадки, пословицы о березе)
• изображения берёзы, иллюстрации, фото, рисунки, репродукции известных картин
• совместная работа родителей и детей ( подделки из природного материала, бересты, изготовление панно из листьев)
• изготовление книжек, сочинение мини-сказок о березе
• наш воскресный выходной ( экскурсия в березовую рощу)
Предполагаемый результат
Таким образом, после проведения работы по теме проекта у детей сформировалось представление о березе как о символе России, навыки правильного и осознанного поведения в природе, появился интерес к устному народному творчеству, а также желание беречь, понимать и любить природу.
Продукт проектной деятельности
• оформление уголка в группе «Берёза – символ России»
• составление книги детских рисунков « Берёза белоствольная»
• оформление альбомов:
- Берёза – символ России
- Берёза – белая подруга ( образ берёзы в поэзии, музыке)
• образ берёзы в изобразительном искусстве русских художников
• дидактические, пальчиковые игры на тему «Деревья»
• оформление книги «Сказка про белоствольную березу», «Приключения березы», «Полосатая мечта»
Презентация
• Проведение развлечения «Ай, да береза»
• Вернисаж детских работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Символ России-береза"
Недостаточность знаний у детей о символах России вызвала необходимость ознакомить ребят с таким символом, как береза.В данной презентации представлена работа по ознакомлению детей с березой, как с сим...
Презентация к краткосрочному творческому проекту "Символы России"
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание старших дошкольников посредством приобщения их к истории символики России...
Проект СИМВОЛЫ РОССИИ
ПРОЕКТ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...
Конспект комплексного занятия по развитию речи подготовительной группе на тему: «Символ России – Береза»
Конспект комплексного занятия по развитию речи подготовительной группе на тему: «Символ России – Береза»Цель: закрепить и расширить представления детей о том, что б...
"Символ России - береза"
quot;Символ России - береза" С целью формирования у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России, в средней группе № 1...
«Символ России – Береза»
laquo;Символ России – Береза»...
Проект Символ России- береза
СТАРШАЯ ГРУППА...