Главные вкладки
Доклад «Профессиональный стандарт педагога в ДОУ»
материал
Доклад «Профессиональный стандарт педагога в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnyy_standart_pedagoga_v_dou.docx | 179.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональный стандарт педагога в ДОУ»
2013 году был утвержден профстандарт педагога на всех уровнях образования. В силу данный документ вступил с 1 января 2017 года.
Стандарт - это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Профстандарт объединил в себе требования к педагогам всех ступеней образования, которые сегодня представлены в федеральном государственном образовательном стандарте и в квалификационных характеристиках должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010 г. №18638).
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
• работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
• при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
• при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
• при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
• при разработке штатного расписания для определения наименования должностей;
• образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
• при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Профстандарты нужны:
Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.
Во-вторых, при разработке образовательных программ:
• профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
• профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
• дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту.
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.
К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам, узким специалистам) сейчас применяется 2 вида стандартов:
• ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
• Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.
Цели профессионального стандарта:
• Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования;
• Установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности;
• Разработка системы оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу, при аттестации, планирование карьеры и в профессиональной деятельности.
Стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) " установлено, что
в функции педагога входят:
- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
- планирование и проведение учебных занятий;
- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
- формирование универсальных учебных действий;
- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
- формирование мотивации к обучению;
- объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования - воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.
Портрет воспитателя
Чтобы выполнять возложенные на специалиста задачи, согласно профстандарту воспитателя 2018, он должен обладать определенными навыками и знаниями, а наибольшую сложность вызывает воспитательная функция, которая требует от педагога умения управлять индивидуальной и групповой деятельностью детей, анализировать состояние детского коллектива, формировать психологически комфортную среду, защищать достоинство и интересы воспитанников, эффективно взаимодействовать с другими педагогами. Следовательно, для успешной реализации организаторской, образовательной и воспитательной функций воспитатель должен соблюдать нравственные, этические и правовые нормы, для чего ему необходимо знать: действующие законодательные формы в сфере защиты прав детей и работы с ними; основы детской психологии, закономерности развития детей, общие кризисные точки; базу психодидактики; принципы эффективного достижения целей в ходе реализации образовательной деятельности; апробированные педагогические технологии, методики и приемы.
К педагогу дошкольного образования профстандартом предъявляются следующие требования:
Трудовые действия
Участие:
• в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
• в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;
• в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста.
Организация:
• видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом), продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
• конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
• образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Необходимые умения:
• Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом, продуктивная; конструирование), создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.
• Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.
• Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
• Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
• Владеть ИКТ-компетентностью, необходимой и достаточной для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Необходимые знания
• Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
• Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.
• Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
• Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
• Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования).
Педагог дошкольного образования должен:
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенцией, необходимой и достаточной для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Информационная справка
В профстандарте педагога используются следующие понятия:
компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых технологическим процессом и предполагающий наличие необходимых знаний и умений (компетенций) для их выполнения;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и технологического процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования
№ | Наименование Профстандарта | Возможные наименования должностей | Утверждающий документ | Дата, с которой официально начинает применяться Профстандарт* |
1 | Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | Воспитатель; Учитель. | Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н | 1 января 2017 г.** |
2 | Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | Психолог; Педагог-психолог; Психолог образовательной организации. | Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н | 1 января 2017 г. |
3 | Педагог дополнительного образования детей и взрослых | Педагог дополнительного образования; Старший педагог дополнительного образования; Тренер-преподаватель; Старший тренер-преподаватель; Преподаватель; Методист; Педагог-организатор. | Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н | 1 января 2017 |
Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога (трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования»)
Методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога
Уровень владения трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» (В/01.5)
Показатель | Оценка |
Трудовые действия | |
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования |
|
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации |
|
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами |
|
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста |
|
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста |
|
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями |
|
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития |
|
Формирование психологической готовности к школьному обучению |
|
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в т. ч. ограниченными) возможностями здоровья |
|
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в т. ч. обеспечение игрового времени и пространства |
|
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов |
|
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности |
|
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей |
|
Необходимые умения | |
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в т. ч. обеспечения игрового времени и пространства |
|
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации |
|
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения |
|
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) |
|
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения |
|
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
|
Необходимые знания | |
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
|
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания |
|
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте |
|
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте |
|
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста |
|
Современные тенденции развития дошкольного образования |
|
Другие характеристики | |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|
Суммарный балл (∑ факт): |
|
Оценка по выделенным показателям осуществляется по трехбалльной системе:
- 2» — педагогический работник соответствует данному требованию Профстандарта педагога на высоком уровне;
- «1» — педагогический работник соответствует данному требованию Профстандарта педагога частично (есть резервы или недостатки при выполнении требования);
- «0» — педагогический работник не соответствует данному требованию Профстандарта педагога (требование практически не выполняется).
Уровень владения трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» рассчитывается по следующей формуле:
где в числителе дроби — суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 2 таблицы); в знаменателе — количество показателей (столбца 1 таблицы), умноженное на два
(∑ max = 26×2 = 52).
Обработка результатов:
- 100–85% — оптимальный уровень;
- 84–60% — допустимый уровень;
- 59–50% — критический уровень;
- < 50% — недопустимый уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога
В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....
Теоретический семинар «Профессиональный стандарт педагога» доклад к презентации
Теоретический семинар «Профессиональный стандарт педагога» доклад к презентации и презентация...
«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...
Доклад "ИКТ -компетентность педагога-требование профессионального стандарта педагога"
Доклад"ИКТ -компетентность педагога-требование профессионального стандарта педагога"...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Быть воспитателем в современном обществе очень сложно. Для этого нужны не только новые знания, но и огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...
Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...