Адаптация детей младшей группы
материал (младшая группа)

Батуева Дарима Шагдаржаповна

Процесс адаптации ребенка в младшей группе детского сада.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс адаптации ребенка в младшей группе детского сада.

Приходя в первый раз в детский сад, малыш попадает в новую для него среду.
Во- первых, ребенок находится в новом для него пространстве – новое помещение, незнакомая обстановка, новые люди.
Во-вторых, он на достаточно длительный срок «разлучен» с мамой, что уже является для него стрессом.

На первом этапе очень важно помочь адаптироваться ребенку к новым условиям. Под адаптацией мы понимаем процесс принятия малышом изменений, происходящих в его жизни и влияющих на его поведение и психологическое здоровье. Первый раз приходя в садик, ребенок затрачивает много энергии, усваивая новую информацию, первично воспитатели стараются создать для малыша атмосферу безопасности, успокоить, наладить доверительные отношения, чтобы помочь ему «принять» новые условия, а именно:

-мамы и папы нет рядом (как и бабушка с дедушкой)

-есть определенные правила поведения и распорядок дня, который почти всегда отличается от «домашних» условий

-много новых детей, один из важных пунктов, так как дети обычно находятся в условиях, когда можно познакомится с 2-3 сверстниками, в данном случае мы сталкиваемся с группой в 25- 30 человек.

- исходя из пункта выше, уменьшается количество времени, которое может уделить воспитатель конкретному ребенку

- возникает необходимость слушаться кого-то кроме родных, в данном случае воспитателя.

Все дети очень по-разному переносят момент, когда родители должны уйти и оставить их в группе, как правило возникает страх и непонимание, почему так, а не иначе, первый день ребенок ждет родителей и переживает стресс, до тех пор, пока его не заберут. Как правило, такая реакция проходит в течение первой недели, у ребенка формируется понимание его нового распорядка дня и уверенность, что родители за ним придут.

Но стрессовое состояние иногда может проявляться в нежелании ребенка кушать, малыш может испытывать проблемы со сном, может быть невнимательным, или пассивным, не редко одним из показателей стресса является снижение иммунитета.

Существует три степени адаптации:

-Легкая (2-3 недели). Малыш быстро знакомится со сверстниками, спокойно остается в группе, вовлечен в занятия и игры

-Средняя (до 1,5 месяцев) Ребенок может немного поплакать после ухода мамы, но потом переключается на игры и занятия, может часто болеть, или не может уснуть после обеда.

-Тяжелая (1,5-3 месяцев) Слезы и истерики после ухода родителей, нежелание играть с детьми, страх перед воспитателем, отказ от еды.

Как правило, тяжелая степень адаптации встречается крайне редко, как правило одного месяца достаточно, чтобы ребенок смог спокойно приходить в садик и воспринимать новую информацию.

Почему малышам так трудно приспособится к новой среде? Психологи отмечают, что дети, которые пошли в садик в возрасте до 3 лет- тяжелее справляются с изменениями, это связано с тем, что свою самостоятельность и обособленность от мамы ребенок начинает ощущать после 3 лет, иногда это случается позже. До этого момента он очень тесно связан с ней психологически- мама является для малыша источником безопасности и помощником удовлетворения его первичных потребностей. С трехлетнего возраста дети овладевают базовыми навыками- держать ложку, пить из кружечки, надевать какие-то вещи и самостоятельно ходить в туалет. Без данных навыков ребенок особенно привязан к маме.

Также можно отметить, что ребенок тяжелее адаптируется, если у него есть проблемы со здоровьем, его психологическое развитие отстает от сверстников, или он редко общался с другими детьми и его первичная социализация пройдена не до конца.

Как помочь малышу адаптироваться в новых условиях?

Самое важное – ребенок должен ощущать себя в безопасности, в психологически спокойной обстановке. Воспитатель и родители должны общаться с малышом, понимать его эмоциональное состоянии и помогать ему успокоиться, если это необходимо. Родители должны заранее максимально просто и понятно объяснить своему ребенку, что такое детский сад, как он будет туда приходить и что его там ждет, это исключит нежелательную реакцию ребенка на новые условия. Можно рассказать ребенку, что садик- это своего рода работа для маленьких, что там дети проводят определенное время, учатся и играют, а вечером идут домой, такое сравнение поможет ребенку сопоставить ваш распорядок дня и свой, раз мама приходит на работу, а вечером возвращается домой, значит я тоже буду так делать, ребенок будет чувствовать, что он тоже делает что-то важное, тоже «работает». Задача воспитателя научить ребенка доверять ему – говорить о своих нуждах и просить помощи, для ребенка это непривычная ситуация, так как по всем вопросам он обращался к родителям, а теперь должен об этом говорить чужому для него человеку.

Если ребенок по какой-то причине не владеет базовыми навыками, необходимо научить его пользоваться ложкой и вилкой, воспринимать разные продукты (меню отличается от привычного для ребенка) одеваться, просить воспитателя отвести его в туалет, общаться с другими детьми и взрослыми, играть в новые игры.

Замечательно подойдут для адаптации сюжетно- ролевые игры, они помогают детям быстрее познакомится друг с другом, найти общий язык с воспитателем, узнать распорядок дня в садике. Для игр можно использовать игрушки, которые будут играть роль воспитателей и детей, сюжет должен полностью показать детям их день в садике, так им будет проще привыкнуть к новому распорядку.

Психологи советуют читать детям сказки, как правило это вызывает у малышей положительные ассоциации с домом- мама читает сказки перед сном, бабушка показывает картинки в книжке. Сказочный сюжет поможет заинтересовать ребенка и переключить его внимание.

Адаптация- один из важных процессов в жизни ребенка, он помогает ему взрослеть и готовит его к школе, институту, семье. Не нужно относится к адаптации, ка к чему-то сложному и страшному, совместная работа воспитателей и родителей поможет ребенку легко приспособится ко всем изменениям в жизни без вреда для психики и здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога-психолога по адаптации детей младших групп и помощь ребёнку в этот период.

Разработанный план педагога-психолога на уч.год в период адаптации детей младших групп. Помощь ребёнку в адаптации к детскому саду. Основные направления работы психологической службы БДОУ и пакеты док...

"Игры для адаптации детей младшей группы к условиям детского сада"

Подбор игр для детей младшего возраста в адаптационный период....

Отчет об адаптации детей младшей группы

Отчет об адаптации детей поступивших в МКДОУ №15. В период с июня по июль, и декабрь 2014 года, общее количество детей проходивших адаптацию в указанной выше группе составило 21 детей.Из них:Мальчико ...

Родительское собрание :"Адаптация детей младшей группы ."

Это собрание  поможет родителям и малышу привыкнуть к детскому садику. Рекомендации для родителей очень доступные ,грамотные .соответствуют возрасту ребенка. Прочитайте и вопользуйтесь. Желаю уда...

«Адаптация детей младшей группы к детскому саду». Консультация для родителей

Не секрет, что многие родители переживают период адаптации ребенка к детскому саду так же тяжедо, как их дети.     Адаптация-это приспособляемост...

Статья "Адаптация детей младшей группы".

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много не...