Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)

Чумаченко Любовь Геннадьевна

Доклад-выступление для воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehnologii_v_proforientatsii_doshkolnikov.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 6 п. Новосадовый

Белгородского района белгородской области»

Чумаченко любовь Геннадьевна

«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка.

Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

1. Технология проектной деятельности. Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

3. Технология интегрированного бучения. Интеграция — это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

4. Информационно-коммуникационные технологии.

В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

•мультимедийные презентации;

•виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

Изучение особенностей различных профессий проходит через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.

Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ, могут быть созданы мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

Мастерская «Строители» - представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т. д.

Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей все видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т. д.

Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками и т. д. игровыми центрами в группах.

Мастерская «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группе. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России. Включает в себя профессии: агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д.

За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер, но и пробуют свои силы в этих видах деятельности.

В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шоферы»«Плыви, плыви, кораблик». Знакомство с профессиями произойдет и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество лык у лесника

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.

Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети и актеры и зрители. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Совместно с воспитанниками можно разыграть такие спектакли, как «Путешествие сумки на колесах»«Заюшкина избушка»«Петушок и бобовое зернышко».

  Воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска, зачем шахтеру каска с фонариком, зачем повару фартук и колпак, зачем космонавту скафандр и т. д.

Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Проектная деятельность

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного подразделения.

В течение учебного года можно проводить работу над проектами с ранней профориентации дошкольников «Кто откроет мир ребенку» (профессия педагог)«Хлеб - всему голова» (профессии хлебороба; «Хочу все знать» (профессии по охране природы), «Все профессии важны» (профессии наших родителей), «Кто всех нас вылечит» (профессия врача) и т. д.

Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий. Так же значительно углубит знания дошкольников о профессиях; увеличит самостоятельную активность дошкольников; разовьет у воспитанников творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации.

Воспитание активных граждан общества - очень важно. Развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников.

из опыта работы по ранней профориентации дошкольников...

Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"

Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"...

Доклад к педсовету «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка.Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение...

«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в ...

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников.

Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Дл...

Семинар "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"

Использование современных образовательных  технологий  в работе с  детьми дошкольного возраста по ранней профессиональной ориентации...

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников (консультация для педагогов)

laquo;Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - ин...