Рабочая программа воспитателя по взаимодействию с родите-лями воспитанников старшей группы «Звездочки» на 2023-2024 учебный год
рабочая программа

      Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

        Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

        Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

________Ермолаева С.Н.

Приказ от

Рабочая программа воспитателя по взаимодействию с родителями воспитанников старшей группы «Звездочки»

на 2023-2024 учебный год

Авторы-составители:

Свиридова Виктория Вячеславовна,

Сивак Виктория Нукриевна

воспитатели

Рабочая программа по работе с родителями

Пояснительная записка

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Цель работы с родителями:

создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей.

#1055;ознакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

#1054;существлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

#1060;ормировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

#1060;ормировать позитивные формы общения.

#1056;азвивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.

В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.

Раздел 1. Общие положения программы

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

Закон РФ « Об образовании»,

Концепция дошкольного образования,

Семейный кодекс,

Устав МБДОУ ДС 78 «Исток»

Договор с родителями,

Положения о родительском комитете.

Ожидаемые результаты

Результатами реализации программы могут стать: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

Объекты программы:

воспитанники

семьи детей, посещающих ДОУ,

педагогический коллектив

Раздел 2. Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;

Раздел 3. Структура программы

Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Характеристика родителей воспитанников посещающих детский сад

Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Раздел 4. Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО

а. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

1. Сбор информации о семьях

#1056;аспространение информации о работе детского сада:

- сайт;

- публикации в печати;

-родительские собрания.

3. Анализ информации.

1. Сбор информации:

о ребенке:

- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);

- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);

- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;

- выявление одаренных детей;

- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

о семье:

- состав семьи;

- определение социального статуса семьи (социальная анкета);

- выявление семей группы «риска»;

- материально-бытовые условия;

- психологический микроклимат, стиль воспитания;

- семейные традиции, увлечения членов семьи;

- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

о потребностях педагогических кадров:

- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;

выявление стратегии взаимодействия с семьями.

2. Анализ информации.

б. Просветительская деятельность

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

1. Просветительская деятельность:

- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;

-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);

- тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы

#1054;знакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

#1055;росветительская деятельность через наглядную информацию:

- информационные стенды;

- родительские уголки;

- методическая литература.

#1055;росветительская деятельность через обучающую деятельность:

- беседы;

- консультации;

- круглые столы;

- родительские собрания.

#1057;оциально-нравственное и познавательное развитие:

- семья;

- родословная;

- семейные традиции;

- гендерное воспитание;

- формирование духовных ценностей.

в. Организационно-методическая деятельность

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

3. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

#1042;овлечение родителей в педагогический процесс:

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;

- планирование и совместная работа на родительских собраниях;

- помощь в организации досуговой деятельности;

- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

- оформление групп детского сада;

- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.);

- благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;

#1042;овлечение детей в творческий процесс:

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки);

- совместное участие с родителями в семейных концертах;

г. Реализация образовательного процесса детского сада

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

#1055;ривлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.

#1054;рганизация работы родительских комитетов по группам.

#1057;оздание общего родительского комитета.

#1048;спользование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.

Формы работы при реализации программы

Традиционные:

Анкетирование родителей

Памятки

Буклеты

Родительское собрание.

День открытых дверей.

Консультации (тематические и индивидуальные).

Семейные праздники.

Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).

Папки – передвижки.

Выставки совместного творчества.

Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.

Инновационные

Сайт детского сада.

Проектная деятельность («Птичий город», «Огород на подоконнике»).

Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.

Раздел 5. реализации программы

  • Перспективный план работы с родителями
  • План родительских собраний
  • Протоколы родительских собраний

План работы с родителями

Дата

Родительские собрания

Темы групповых и индивидуальных консультаций

Тематика наглядной информации

Другие формы работы

Сентябрь

Круглый стол «Вперед, только вперед»

«Значение режима в воспитании старшего дошкольника», «Как воспитать нравственные качества вашего ребенка»

Оформление стенда

«1 сентября – день Знаний»

Фото вернисаж «Как я провёл лето?» (с рассказами детей)

Семейный клуб.Ток-шоу: «Можно ли обойтись без наказаний?»

Октябрь

«Воспитание дружеских отношений в игре» «Воспитание самостоятельности», ««Метод проектов как форма воспитания нравственных качеств у старших дошкольников»

Консультация в родительский уголок: «Особенности развития ребенка 5-6 лет».

Осенняя ярмарка

Выставка «Огородные чудеса»

Ноябрь

Воспитание трудолюбия», «Профилактика простудных заболеваний»,

Выставка детских работ « Мамочка любимая моя»

Папка-передвижка «День матери»

Конкурс: «Мамины руки не знают скуки»

Декабрь

Тематическое собрание «Волшебство Нового года»

«Пальчиковые игры . Развиваем речь ребёнка».

«Как одевать ребёнка в холодное время года»

Оформление стенда «Зимушка-зима»

Практикум для родителей «Украшаем елку всей семьей»»

Январь

Консультация «Зимние забавы»

«Занятия и завлечения для детей в период болезни» Консультация «Вредные привычки»

Папка – передвижка «Компьютерные игры для детей дошкольного возраста»

Выставка

« Зимние узоры»

Февраль

Досуг «Масленица»

Консультация

«Чем и как занят ребенок дома?»

Папка «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду»

Вернисаж «Юные защитники Отечества»»

«Встречи с интересными людьми»

«Профессия - военный»

Март

«Как в рисунках ребёнка отражаются их представления о школьной жизни» «Развиваем ум и смекалку»

Стенд «Милых дам поздравляем с праздником»

Папка «Хороша масленица!»

«Мы с моею бабушкой – лучшие друзья»

Выставка «Цветочная страна»

Апрель

«Чем и как занят ребенок дома?»

«Звукобуквенный город»

Ширма «Как организовать труд детей дома»

Май

Круглый стол

«Стали на год мы взрослее».

«Играем с пользой».

Папка – передвижка «Детская площадка. Изучение правил поведения в обществе вместе с мамой»

«Встречи с интересными людьми»

Приглашение ветерана Великой Отечественной войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя» по теме "Чудо своими руками" в старшей группе с учетом требований ФГОС

Программа разработана для детей старшей группы. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальн...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6лет, старшая группа «Непоседы». на 2017-2018 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солцевой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи  с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...

Рабочая программа воспитателя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (старшая группа)

Рабочая программа воспитателя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (старшая группа)...

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" (старшая группа)

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" (старшая группа)...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6лет, старшая группа «Непоседы». на 2019-2020 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солцевой...

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы

Рабочая     программа     разработана     по     образовательной области «Познавательное развитие» для старш...