Дополнительная образовательная программа по Алгоритмике
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №90 «Подсолнушек»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ
протокол № _______ «ЦРР-детский сад №90
МБДОУ «ЦРР-детский сад №90 «Подсолнушек» НМР РТ
«Подсолнушек» НМР РТ ________________Г.З. Муртазина
от «___»__________2022 года Вводится в действие на основании приказа
№___ от «____»__________2022 года
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Алгоритмика»
(для детей 5-7 лет)
2022 – 2023 гг.
Составила : воспитатель
Барзеева Алёна Алесандровна
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «РОБОМЫШЬ» имеет познавательно-исследовательскую направленность.
Новизна и актуальность Актуальность программы и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что робототехника, как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность своих идей.
Актуальность использования робо-игрушек значима в свете внедрения ФГОС,так как:
-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность ,способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность
Педагогическая целесообразность программы. Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность. Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными. Данная программа имеет познавательно-исследовательскую направленность.
Характеристика развития интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста
Процесс развития познания можно разделить на несколько уровней, привязанных к определённому возрасту ребёнка. Каждый предыдущий уровень закладывает основу для последующего.
Дошкольный возраст — очень важный период, когда ребёнок делает качественный скачок в своём развитии. Он с интересом осваивает мир, у него моделируются правильные представления о простейших явлениях природы и общественной жизни. Активная двигательная и игровая деятельность, использование речи служат катализатором для развития всех процессов познания, в том числе и восприятия: цвета и формы, целого и части, пространства и времени, себя и окружающих людей. Значение восприятия трудно переоценить, так как оно формирует базис для развития мышления, способствует развитию речи, внимания, памяти, воображения.
Внимание проявляется в любой сознательной деятельности и может быть охарактеризовано такими свойствами, как избирательность, объём непосредственного запоминания (кратковременной памяти), концентрация, переключаемость.
Дошкольный возраст — это возраст интенсивного развития памяти. На данном этапе память становится ведущей познавательной функцией, и ребёнок с легкостью запоминает самый разнообразный материал. При этом он не ставит себе сознательно цель что-либо запомнить или припомнить (непроизвольная память). Ребёнок запечатлевает в своей памяти только интересные, эмоциональные события и яркие, красочные образы.
Воображение детей дошкольного возраста имеет воссоздающий характер, возникает непроизвольно и механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Предметом воображения становится то, что произвело на ребёнка сильное эмоциональное впечатление, взволновало и заинтересовало его.
Основной вектор развития интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте должен быть направлен на совершенствование процессов познания — восприятия, памяти, воображения, мышления.
Объем и срок освоения программы:
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в течение учебного года, с 1 октября по 31 мая (аудиторные занятия).
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Набор детей в объединение–свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 8-10 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Регулярность занятий: 1 раз в неделю. Аудиторная нагрузка составляет 36 академ.часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах–1час, который приравнивается к 25 минутам занятия. В ходе занятия предусмотрен перерыв на разминку, физ.минутку или малоподвижную игру. Недельная нагрузка на одну группу:1 академический час.
Цель программы– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности с использованием высокотехнологических игрушек.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить понимать элементарные схемы пространства;
2. Учить передвигаться в заданном направлении;
3. Обучить программированию робомыши, робота Aiegge;
4.Формировать навык ориентировки на плоскости, совершенствовать навык счета.
Развивающие:
1. Развивать навыки микро - ориентировки на листе бумаги, на плоскости;
2. Развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику.
3. Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
4. Развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.
Воспитательные:
1.Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми во время образовательной деятельности;
2. Способствовать формированию навыка договариваться между собой и действовать согласованно;
3. Формировать умение добиваться поставленной цели и доходить до результата.
Отличительная особенность программы.
Что такое лого робот Робомышь? Это дружественный ребенку программируемый мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств формирования информационно-коммуникационной грамотности детей дошкольного возраста. Огромным преимуществом этого лого робота является то, что его можно использовать как в совместной, так и в самостоятельной игровой деятельности ребенка, как индивидуально, таки в группе.
Робот - это технология, инструмент, то с помощью чего педагог при правильной организации деятельности детей и соблюденииметодическихрекомендацийможетрешитьабсолютнолюбыезадачи.
Прежде чем дети начнут программировать лого робота и решать образовательные задачи, которые ставит передними педагог,нужно научить их выстраивать и планировать маршрут робота посредством настольных и напольных игр, созданных нами специально для реализации данного проекта.
Можно выделить следующие этапы работы:
На начальном этапе реализации проекта дети знакомились с лого-роботом через настольные игры, роль пчелки выполняли фишки. Настольные игры использовались в следующих образовательных областях–
«Познавательное развитие»,«Речевое развитие»,«Физическое развитие».
Следующий этап знакомства – дети сами становились мышками, поля были расчерчены на полу. Таким образом, закреплялись методикаи технология использования робота.
На третьем этапе, дети работали с лого-роботом по полям.
Программа основывается на следующих принципах:
- обогащение(амплификация)детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования(далее- индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
- приобщениедетейксоциокультурнымнормам,традициямсемьи,обществаигосударства;
- формированиепознавательныхинтересовипознавательныхдействийребенкавпродуктивнойтворческойдеятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Планируемые результаты:
- ребенок овладевает робо программированием , проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- ребенокспособенвыбиратьтехническиерешения,участниковкоманды,малойгруппы (в пары);
- ребенок обладает установкой положительного отношения к робо-программированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенокактивновзаимодействуетсосверстникамиивзрослыми,участвуетвсовместномтехническомтворчествеимеетнавыкиработысразличнымиисточниками информации;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой;
- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать.
Механизм оценивания образовательных результатов:
Участие детей в интеллектуальных играх, различных конкурсах, проектах и олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Формы подведения итогов реализации программы:
Обучающиеся участвуют в различных конкурсах, проекта хиолимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования, фото, отзыв родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник.
Проверка результатов производится в виде наблюдений за деятельностью детей, на диагностических итоговых занятиях в конце учебного года.
Так как программа рассчитана на один год обучения, то возможно размещение прогнозируемых результатов и форм их проверки в пояснительной записке как ее завершение.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы:
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения Российской Федерации №196 от 9 ноября 2018г. «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации общеразвивающей программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психо - физического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация индивидуализация обучения; выявление и поддержка одаренных детей;
- формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.
Материально-технические условия.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.
Пространственно-предметная среда (наглядные пособия).
Технические средства: мульти – медийное оборудование, ноутбук, программное обеспечение, акустическая система (музыкальная колонка), мультфильмы, диски с занимательными историями.
Демонстрационные наглядные пособия: плакаты, картины, игрушки, предметы ближайшего окружения, игры на развитие логического мышления, творческого воображения, речевых навыков, конструктор различного вида.
Раздаточный материал: комплекты картинок по темам для каждого ребёнка, предметы по темам; карточки для выполнения заданий.
Кадровые условия.
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю данной программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методов обучения:
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т. д.) Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий) Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).
Учебный план программы.
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Зачем человеку роботы? | 1 |
2. | Знакомство с робомышью | 3 |
3. | Основные команды. | 4 |
4. | Учим робота двигаться? Программируем робомышь | 6 |
5. | Работа с тематическими карточками | 7 |
6. | Работа с полем Геометрические фигуры | 2 |
7. | Работа с полем Сказки | 2 |
8. | Работа с полем Цифры | 2 |
9. | Работа с полем Космос | 2 |
10. | Работа с полем Дорожные знаки | 2 |
11. | Самостоятельная работа с робомышью. Игры-соревнования | 4 |
12. | Итоговое занятие совместно с родителями | 1 |
Итого: | 36 |
Содержание программы:
№п/п | Цели и задачи | Цели и задачи | Методы и приемы | Обеспечение | ||
1 | Зачем человеку | Знакомить детей | Беседа | Ноутбук, проектор, | ||
роботы? | С краткой историей | Просмотр презентации | Разные виды роботов. | |||
робототехники, различными | Обсуждение | Видео презентация | ||||
видами | ||||||
роботов. | ||||||
2-3 | Знакомство робомышью | с | Знакомить с робомышью, ее возможностями. | Беседа. Показ Объяснением просмотр видеоролика | с | Робомышь, Поле для робомыши Ноутбук |
Проектор | ||||||
4-6 | Основные | Знакомить с | Показ | Робомышь, поле для | ||
команды. | основными | Демонстрация | робомыши | |||
Командами и элементами | Совместная деятельность | |||||
Управления робо- | ||||||
мыши | ||||||
6-8 | Основные | Закреплять | Показ | Робомышь, поле для | ||
команды. | Знания об | Демонстрация | робомыши | |||
основных | Совместная | |||||
Командах и | деятельность | |||||
элементах | ||||||
управления | ||||||
робомыши | ||||||
9-11 | Как научить | Знакомить детей | Показ | Робомышь, поледля | ||
робота | С основами | Демонстрация | робомыши | |||
двигаться? Мы- | Движения мыши, | Совместная | ||||
роботы | учить | деятельность | ||||
прокладывать | ||||||
маршрут, | ||||||
Отсчитывая шаги, | ||||||
Задавать роботу | ||||||
План действий. | ||||||
12-14 | Как научить робота двигаться?Программируе | Учить программировать робомышь с помощью, карточек-стрелок, задаватьплан действий | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши | ||
м | ||||||
робомышь |
16 | Программирование робомыши | Учить программировать робомышь с помощью, карточек-стрелок, задавать план действий | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
17 | Программирование робомыши | Учить программировать робомышь с помощью, карточек-стрелок, задавать план действий | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
18 | Работа тематическими карточками «Деревья» | Учить программировать робомышь, закреплять Знания о деревьях | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
19 | Работа тематическими карточками «Овощи фрукты» | Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши, закреплять знания о фруктах и овощах | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
20 | Работа тематическими карточками «Съедобные ядовитые» | Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши, Закреплять знанияо грибах | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
21 | Работа Тематическими карточками «Одежда» | Учить Программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши, закреплять знания об одежде | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь ,поле для робомыши |
22 | Работа тематическими карточками «Птицы» | Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши, закреплять знания о птицах | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
23 | Работа тематическими карточками «Домашние животные» | Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши, закреплять Знания о Домашних животных | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
24 | Работа тематическими карточками «Дикие животные» | Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши, закреплять знания о диких животных | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
25 | Работа с полем Геометрические фигуры | Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий На игровом поле | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
26 | Работа Сказки | Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на Игровом поле | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
27 | Работа Цифры | Учить разрабатывать задания для робомыши, | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
составлять план действий на игровом поле | ||||
28 | Работа с полем Космос | Учить разрабатывать задания для робомыши ,составлять план действий на Игровом поле | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
29-30 | Работа с полем Дорожные знаки | Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на игровом поле | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
31-35 | Самостоятельная работа с робомышью Игры-соревнования | Закреплять умение разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на игровом поле. | Показ Демонстрация Совместная деятельность | Робомышь, поле для робомыши |
36 | Итоговое занятие Совместно с родителями | Выявление полученных Знанийи умений | Соревнование | Робомышь, поле для робомыши |
Календарныйучебныйграфик
- Продолжительность учебного года в МБДОУ «ЦРР-детский сад №90 «Подсолнушек» НМР РТ
Начало учебного года – 1 октября 2022 года.
Окончание учебного года– 31 мая 2023 года.
Продолжительность учебного года(аудиторные занятия)-36 недель.
- Календарь аудиторных занятий
1 полугодие 12 недель | Зимние каникулы . | 2 полугодие 24 недели | Всего аудиторных недель |
01.10.2022- 31.12.2022 | 01.01.2023- 09.01.2023 | 09.01.2023 31.05.2023 | 36 недель |
Список литературы
- Наука. Энциклопедия.–М.,«РОСМЭН»,2001.–125с.
- Энциклопедический словарь юного техника.–М.,
«Педагогика»,1988.–463с.
- «Робототехника для детей и родителей»,Санкт-Петербург«Наука»20с.
- Программа курса«Образовательная робототехника».Томск:Дельтаплан,2012.-16с.
- Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г.Москва.
- Сборник материалов международной конференции
«Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.
7.Ишмакова М. С.Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод.центробразоват. робототехники.— М.:Изд.-полиграф .центр
«Маска»,2013.ФилипповС.А.Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С.-П.,«НАУКА», 2011.
8.ТашкиноваЛ.В.Программадополнительногообразования
«Робототехника В детскомсаду»[Текст]//Инновационные
педагогическиетехнологии:материалыIVМеждунар.науч.конф.(г.Казань,май 2016г.).—Казань:Бук,
2016.—С.230-232.— URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10278/ (дата обращения:17.09.2018).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"
Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....
Дополнительная образовательная программа "Веселая алгоритмика" для детей ТНР 5-6 лет
Дополнительная образовательная программа "Веселая алгоритмика" для детей ТНР 5-6 лет...