педсовет "Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Тамарян Шушан Мкртичевна

выступление на педсовете на тему "Использование  фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.soobshchenie_folklor.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное городского округа Долгопрудный средняя общеобразовательная школа № 11

Выступление на педсовете на тему:

«Использование  фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Тамарян Шушан Мкртичевны

Дата проведения:

31.11.2023 г.

г.о. Долгопрудный

2023 г.

 У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – устное народное творчество, его фольклор. Фольклор – это создаваемое народом и бытующее в народных массах творчество, народная мудрость, народное знание, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

В основном это  малые жанры фольклора, то есть небольшие по объему фольклорные произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К видам малых жанров относятся: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, скороговорки .

Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, необходимо использовать на первых порах наглядность, объяснять значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуя свою речь, нельзя забывать о том, что подражание движущая сила в развитии ребенка!

А теперь давайте рассмотрим подробнее, как я использую устное народное творчество в режимных моментах. Повседневная жизнь ребенка в детском саду – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, адаптация. Где важно использовать малые жанры фольклора.

 Одна из основных задач педагога это способствовать благоприятной адаптации вновь прибывших в детский сад детей. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому и маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

Малые формы фольклора использовала и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождала потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Антошке». Или: «Водичка, водичка, умой Андрюше личико». Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Во время одевания на прогулку прибаутки научат детей ориентироваться в собственном теле. Детям легче будет запомнить где у них левая или правая ножка, ручка. Можно использовать такую считалку как "Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять!". Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.

 Во время прогулки показывая детям насекомых, птиц или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички. Например такие как: "Пчелы гудят — В поле летят. С поля идут — Медок несут"; "Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить!"; " Воробей, воробей! Не гоняй голубей, Не клюй песок, Не тупи носок!"; " Жук, жук, где твой дом? — Мой дом под кустом.". Такого рода потешки познакомят детей с разными природными явлениями, животными, птицами, насекомыми их повадками, местом обитания и образом жизни. и т.д.

Использовать можно малые жанры фольклора и во время приема пищи сопровождая прибаутками: "На моей тарелочке, пушистая белочка. Чтоб была она видна,  все съедаю я до дна!" или " Умница, Наденька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую!".

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминали содержание колыбельных песенок. Во время игры в «парикмахерскую» можно было услышать: «Оля, тебе не больно? Я тебе волосики в ряд причешу, коса вырастет до пояса».

Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое  отношение к нему, я использовала «живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока», “Кисонька мурысонька” я ставила деток сороки друг за другом и раздавала им кашу, а самому последнему, «который ничего не делал», говарила: « А ты постой, вот тебе горшок пустой».

Малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминали содержание колыбельных песенок.

Например, на занятиях по конструированию малыши строили домики-теремки. Затем по моему предложению каждый выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы: «Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Что он стал делать там?» (Ответы детей: «Кошка на окошке рубашку шьёт», «Курочка в сапожках избёнку метет» и т.д.).

Так же можно использовать фольклор для развития движений ребенка. Например потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка в координации пальцев ручек. Одни из самых известных  – "Ладушки" и "Сорока-сорока", у которых существует множество вариантов. В "Сороке" щедрая белобока накормила кашей всех деток, роли которых выполняют пальчики, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя. Потешка не только развивает моторику рук, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым.

Без считалок не обходятся ни одна игра, в которой нужно выбрать ведущего. Игры с потешками приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх, вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Одна из таких игр "Васька кот". ("Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод!"). Сопровождая действия со словами воспитатель приучает детей вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Таким образом, мой опыт показал, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.

             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...

Описание опыта работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Доказано, что игры с песком имеют большое значение для физического и психического здоровья, поэтому я решила использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе.В данном материале предста...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста ( опыт работы)

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста( опыт работы)...

Сообщение (из опыта работы) «Использование личностно – ориентированной технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В сообщении говорится, что при использовании этой технологии происходит раскрытие индивидуальности ребенка, создаются комфортные условия для развития его личности и природных потенциалов...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...