технология методического материала: Здоровьесберегающей направленности Арсеневская О.Н."Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду"
методическая разработка
Музыкально-оздоровительная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здоровьесберегающая технология | 80.45 КБ |
технология интегрированного обучения | 69.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГКУЗ МО «Малаховский детский туберкулезный санаторий».
Технология
Здоровьесберегающей направленности
Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»
Подготовил:
Музыкальный руководитель высшей категории:
Бушмина А.В.
Малаховка 2024.
Оглавление
1.Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ. 6
2. Музыкальные занятия и здоровьесберегающие технологии на занятиях 12
2.2. Содержание системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. 16
3. Практическое обобщение опыта. 19
3.1.Основные моменты внедрения здоровьесберегающих технологий 20
Введение
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
Тема данного исследования актуальна тем, что здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности.
Однако современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.
Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.
Пояснительная записка. музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.
Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях:
Научная основа системы базируется на программах и методических пособиях:
- По музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О.Радыновой, концепции К.Орфа.
- По воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В.Алямовской., «Музыкальное развитие детей 2-7 лет» И.Г.Галянт, «Дыхательная гимнастика» А.Стрельниковой.
Автор составитель О.Н.Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения»
По диагностике: «Диагностика и коррекция внимания» А.Осиповой.
1.Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ.
Понятие.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ-
это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Здоровьесбережение - это целенаправленная системная деятельность педагогического коллектива по применению в практике здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей основных факторов нарушения здоровья.
Музыка в жизни ребёнка.
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. И для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Система моей работы включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом, занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности.
Цель и задачи.
Целью данной работы является организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Опираясь на современные программы и методики по воспитанию и оздоровлению детей (А.И.Буренина «Топ-хлоп, малыши», О.Н.Арсеневская “Система оздоровительной работы в детском саду»”, Г.К.Зайцев “Расти здоровым” и другие), были поставлены следующие задачи:
- Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
- Формировать осанку, гигиенические навыки
- Организовать сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости.
Принципы работы.
Основными принципами работы по данному направлению являются:
– принцип научности;
– принцип реалистичности и доступности;
- принцип занимательности.
Этапы внедрения технологии:
1 этап. Организационный. Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий.
2 этап. Диагностический. Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степень заинтересованности каким-либо видом деятельности. Самоанализ.
3 этап. Практический. Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений. Изучение методической литературы, ее анализ. Подбор материала для работы и консультаций.
4 этап. Обобщающий. Исследование результатов практической деятельности.
1 этап
Проводить оздоровительную работу особенно эффективно с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Образовательные задачи: Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи, создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе. Создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).Фомировать, правильную осанку, гигиенические навыки.
2 этап
Самоанализ проведения занятий с позиции здорового образа жизни детей.
Параметры: Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале (температура и свежесть воздуха, освещение, наличие или отсутствие звуковых раздражителей и. д.)
Результаты: Соответствует нормам СанПиН.
Параметры: Продолжительность музыкальных занятий.
Результаты: Соответствует возрасту.
Параметры: Совокупность всех видов деятельности (слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность.) Норма: 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность или частые смены одной деятельности, способствуют утомлению детей, приводят к утрате внимания и интереса. Продолжительность 3-10 минут в зависимости от возраста ребенка.
Результаты: Виды деятельности 3-5 (слушание, пение, муз. ритм. Движения, игра на ДМИ, детское творчество – песенное – танцевальное, игры – драматизации.)
Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются.
Параметры: Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место.
Результаты: В процессе слушания и пения проводятся различные разминки, физкультминутки. (0,5-2 мин; 2-3 раза за все занятие.
Параметры: Психологический климат на занятии.
Результаты: В основном, занятия проходят в спокойной обстановке.
Параметры: Темп и особенности начала и окончания занятия.
Результаты: На занятия дети приходят в разном настроении. Иногда сложно начать с ними работу.
К концу занятия дети могут уставать.
- Систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),
- В начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
- Систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время танцев и игр-драматизаций.
В своей работе с детьми я, так или иначе, использую следующие виды оздоровления:
*Логоритмика.
*Пальчиковая гимнастика.
*Психогимнастика.
*Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
*Ритмопластика.
Для более глубокого изучения и систематизации знаний я обратилась к методической литературе: И.Г.Галянт «Музыкальное развитие детей»2-7лет.
М. «Просвещение»2013. О.Ф.Горбатенко, Г.П.Попова «Физкультурно-оздоровительная работа» В. «Учитель»2008. М.Ю.Гоголева «Логоритмика в детском саду» Я. «Академия развития»2006. О.Н.Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» В. «Учитель»2012.
2. Здоровьесберегающие технологии на занятиях
2. 1. Музыкальные занятия.
Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ являются -музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника. Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.
Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений. Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.
В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода). Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: лихорадка, тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются: Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
Тренировка силы вдоха и выдоха.
Развитие продолжительности выдоха. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:
-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
-способствует восстановлению центральной нервной системы;
-восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Артикуляционная гимнастика.
На музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребёнку справиться с этими трудностями с помощью артикуляционной гимнастики.
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивают музыкальную память, запоминание текста песен, вниманию, развивают чувство ритма, учат имитации движений животных. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребёнком) и активная (ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участие голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Игровой массаж.
Цель игрового массажа научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.
Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Речевые игры.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом.
Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Физкультминутки.
Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.
2.2. Содержание системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
Для решения задач по созданию этой системы была разработана здоровьесберегащая модель организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты:
- Мониторинг анализа физического здоровья воспитанников, развития музыкальности, отслеживании социально-эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы.
- Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.
- Использование здоровьесберегающих технологий в ООД и совместной деятельности.
- Просвещение педагогов и родителей.
Схема музыкального занятия с применением здоровьесберегающих технологий.
Подготовительная группа
(общая длительность занятий-30 мин)
1.Вводная ходьба с музыкально-ритмическими упражнениями-4м. |
2.Валеологическая распевка с самомассажем-2м. |
3.Артикуляционная гимнастика-1м.. |
4. Пение, песенное творчество, аккомпанирование на музыкальных инструментах-6м. |
5.Слушание музыки с элементами пассивной музыкотерапии. -3м. |
6.игры-музыкально-дидактические, музыкальные, речевые или подвижные, с использованием звучащих жестов -4м. |
7.Пляски, танцевальное творчество-5м. |
8.Речевые игры, хороводы-4м. |
Игры-приветствия
Цели: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость; способствовать адаптации ребёнка в коллективе через общение; развивать речевые интонации, используя изменение динамики, тембра голоса. В процессе игры снимается психологический зажим, комплекс, самоутверждается, происходит самосознание личности.
Игры речевые (логоритмические), пальчиковые.
Цели: Развивать активный образно-мыслящий слух, артикуляцию, дикцию, интонации голоса, чувство ритма, используя звучащие жесты для сопровождения текста; тренировать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки, координацию движений, мышечные и тактильные ощущения. Логоритмические упражнения служат основой для постижения богатства и разнообразия ритмов и интонаций, подготовки голосового аппарата к пению. Речевые пальчиковые игры приносят радость, они играют словами, звуками, тембрами звуков, красками и оттенками речевых интонаций, обыгрывают музыку движениями и звучащими жестами. Тексты для этих игр простые-короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки. (Е.Железновой, В.Коноваленко, О.Узоровой).
3. Практическое обобщение опыта.
Цикл пальчиковых игр.
«Кошка»
Посмотрели мы в окошко | Делают пальцами обеих рук «окошко» |
По дорожке ходит кошка | «Бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке. |
С такими усами! | Показывают «длинные усы» |
С такими глазами! | Показывают «Большие глаза» |
Кошка песенку поет, | «Зовут» правой рукой |
Нас гулять скорей зовет! |
«Куклы спят»
В ряд колясочки стоят, | Разводят руки в стороны. |
Куколки в них крепко спят. | Ладошки «спят» под щечкой. |
Девочки всем мальчикам | Грозят указательным |
Пальчиком грозят: | Пальчиком правой руки |
-Тише, тише, не шумите! | |
Наших дочек не будите! |
«Мячик»
Прыг-скок! Прыг-скок! | Прыгают и хлопают в ладоши. |
Красный бок, синий бок! | Движения кистями рук, |
Это разноцветный мячик | Словно лепят снежок. |
Скачет, скачет, словно зайчик! | |
То взлетает высоко-о-о-о! | Руки вверх, тянутся на носочках. |
То умчится далеко-о-о! | Смотрят вдаль из-под «козырька» правой руки. |
Прыг-скок, прыг-скок! | Прыгают и хлопают. |
Непоседа наш дружок. |
Речевые игры со звучащими жестами.
Один из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламацией. Это ритмическое произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста.
Цели: Дать детям понятие о человеческом теле, находить и узнавать инструменты своего тела; сопровождать тексты звучащими жестами; переносить звучащие жесты на музыкальные инструменты.
Цикл игр со звучащими жестами
«Солнышко»
Солнышко, солнышко, | Ритмические хлопки. |
Выгляни в окошко. | |
Твои детки плачут, | Притопы. |
По камушкам скачут. | Легкие прыжки с хлопками. |
«Листопад»
Осень, осень! Листопад! | Ритмические хлопки. |
Лес осенний конопат. | Щелчки пальцами. |
Листья рыжие шуршат | Трут ладошкой о ладошку. |
И летят, летят, летят! | Качают руками. |
«Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра. | Хлопки чередуются со шлепками по коленям. |
Веселится детвора! | Легкие прыжки на месте. |
Шлеп по лужам, | Притопы. |
Шлеп-шлеп. | |
Хлоп в ладоши, | Хлопки. |
Хлоп-хлоп. | |
Дождик, нас не поливай, | Грозят пальцем. |
А скорее догоняй! | Убегают от «дождика». |
«Осенняя сказка»
(речевая игра с музыкальными инструментами)
Дети выбирают музыкальные инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию музыкального руководителя или ребенка-дирижера.
Тихо бродит по дорожке | Тихо бьют ладошками по барабану. |
Осень в золотой одежке. | |
Где листочком зашуршит, | Маракасы. |
Где дождинкой зазвенит. | Колокольчик. |
Раздается громкий стук: | Деревянные палочки, кубики. |
Это дятел – тук да тук! | |
Дятел делает дупло- | Ксилофоны |
Белке будет там тепло. | |
Ветерок вдруг налетел, | «Шуршалки» |
По деревьям пошумел, | |
Громче завывает, | Тремоло бубнов. |
Тучи собирает. | |
Дождик-динь, дождик-дон! | Колокольчики, металлофоны. |
Капель бойкий перезвон. | |
Все звенит, стучит, поет- | Все инструменты. |
Осень яркая идет! |
3.1.Основные моменты внедрения здоровьесберегающих технологий
Музыкально-валеологические занятия – носят, чаще всего интегрированный характер. Они в равной степени включают в себя задачи как музыкального, так и валеологического воспитания. Но успех данных занятий полностью зависит то согласованной работы музыкального руководителя и воспитателя.
Алгоритм:
- Валеологическая песня-распевка.
- Создание проблемной ситуации.
- Решение проблемы посредством получения новых знаний, повторения и закрепления пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчество, игры в соответствии с содержанием занятия.
- Закрепление полученных знаний, умений на практике(песенные и танцевальные импровизации, викторина, соревнование, выставка и т.д.)
Перспективное планирование музыкально-валеологических занятий
Таблица 1
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Наши чувства» «Наш любимый край» -тематическое занятие. | Занятие-знакомство с органами чувств. |
Октябрь | «Чем пахнет Осень?» | Занятие-путешествие с использованием дыхательной гимнастики. |
Ноябрь | «Наши глазки-как из сказки!» | Занятие с использованием гимнастики для глаз |
Декабрь | «В гостях у Большого уха» | Занятие-беседа о сохранении слуха. |
Январь | «Приключение Колобка» «Кто пасется на лугу?» | Занятие-путешествие, ознакомление детей с понятием «осязание». |
Февраль | «Вредные привычки-вы нам не сестрички!» | Занятие-беседа о вредных привычках детей. |
Март | «Доктор Пилюлькин»-чистые зубки И.Глебус. | Занятие-беседа о профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. |
Апрель | «Необычное путешествие» В парке музыкальных загадок. | Занятие-знакомство детей с кровеносной системой человека. |
Май | «К нам пришла Витаминка!» | Занятие-сказка о пользе витаминов. |
Перспективное планирование элементов технологий
здоровьесбережения на музыкальных занятиях
Таблица 2
Месяц | Вид деятельности | Задачи | Содержание | Примечание |
сентябрь | Дыхательная гимнастика | |||
Оздоровительные упражнения | Оздоровительная гимнастика-тренировать носовое дыхание., формировать ритмичный и глубокий выдох | «Мишки нюхают цветы». «Медвежата проснулись» | ||
Артикуляционная гимнастика | Вырабатывать качественные, полноценные движения органов артикуляции | «Знакомство с язычком и его домиком» | ||
Игровой массаж | ||||
Речевая игра | ||||
Пальчиковая игра | Развивать мелкую моторику пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью. | «Грибочки» | ||
октябрь | Дыхательная гимнастика | Учить вдыхать носом, выдыхать ртом | «Ладошки» | |
Оздоровительные упражнения | Тренировать носовое дыхание.Разучить игру на преодаление болезней носа и горла | «Кто громче?», «побулькаем» | ||
Артикуляционная гимнастика | закрепление | |||
Игровой массаж | Показать, как правильно выполнять самомассаж биологически активных зон лица для предотвращения простудных заболеваний; обратить внимание на легкость прикосновения пальцев к лицу. | «Лепка» | ||
Речевая игра | Повторение и закрепление | |||
Пальчиковая игра | закрепление | |||
ноябрь | Дыхательная гимнастика | Продолжить работать над правильным вдохом – выдохом детей | ||
Оздоровительные упражнения | Активизировать фонационный выдох с помощью фонопедических упражнений | «Резиновая игрушка», «Погреемся». | ||
Артикуляционная гимнастика | Развивать мышцы речевого аппарата, закрепить знания органов артикуляции | «Домашняя сказка» | ||
Игровой массаж | Закрепление материала | |||
Речевая игра | Эмоционально выполнять движения по тексту, координировать речь и движения | «Лисичка-сестричка», «Волки и зайцы» | ||
Пальчиковая игра | Развивать внимание и быстроту | «Гости» | ||
декабрь | Дыхательная гимнастика | закрепление | ||
Оздоровительные упражнения | Развивать у детей подвижность и гибкость позвоночника, укреплять глазные мышцы. | «Кошка просыпается», «Медведь осматривается вокруг и защищается от врага» | ||
Артикуляционная гимнастика | Работать над коррекцией произношения, укреплением дыхательного аппарата | «Спортивная сказка» | ||
Игровой массаж | Активно участвовать в самомассаже | «Обезьянка Чи-Чи-Чи», «Снеговик» | ||
Речевая игра | Учить произносить фразы с различной динамикой голоса, но без крика. | «Сторож», «Котик Рыжик» | ||
Пальчиковая игра | Соединять игру с массажем | «Прогулка», «Матрешка» | ||
январь | Дыхательная гимнастика | Закрепление материала | ||
Оздоровительные упражнения | Закрепление материала | |||
Артикуляционная гимнастика | Закрепление материала | |||
Игровой массаж | Закрепление материала | |||
Речевая игра | Закрепление материала | |||
Пальчиковая игра | Закрепление материала | |||
февраль | Дыхательная гимнастика | Учить детей делать глубокий короткий вдох через нос с движением рук и долгий выдох с произнесением различных звуков | «Жуки» «Надуй шарик» | |
Оздоровительные упражнения | Учить детей чувствовать напряжение и расслабление мышц туловища; развивать мышцы шеи, ног. | Ритмопластические упражнения: «Медведь», «Медвежата» | ||
Артикуляционная гимнастика | Развивать речевой аппарат, укреплять речевое дыхание | Артикуляционная гимнастика | ||
Игровой массаж | ||||
Речевая игра | Развивать координацию речи с движением | «Кухонный оркестр» | ||
Пальчиковая игра | Учить детей правильно и ритмично выполнять движения пальчиками, выразительно произносить текст игры | «Мы играем», «Божьи коровки» | ||
март | Дыхательная гимнастика | Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе, выполнять движения ритмично под счет педагога | «Повороты головы», «Большой маятник», «Игрушка – Неваляшка» | |
Оздоровительные упражнения | Укреплять голосовые связки детей | Фонопедические упражнения | ||
Артикуляционная гимнастика | Совершенствовать дикцию детей | Упражнения: «Трактор», «Фейерверк» | ||
Игровой массаж | Учить выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие движения от периферии к центру тела. | «Дождик» | ||
Речевая игра | закрепление | |||
Пальчиковая игра | Развивать речевой и музыкальный слух, память и внимание | «В лесу» | ||
апрель | Дыхательная гимнастика | Усложнять дыхательную гимнастику | «Ай-ай», «Китайский болванчик» | |
Оздоровительные упражнения | Усложнить гимнастику глаз | «Сова», «Белка» | ||
Артикуляционная гимнастика | Совершенствовать дикцию посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ | «Гудок парохода» | ||
Игровой массаж | Побуждать активно выполнять оздоровительный самомассаж биологически активных точек лица | «Считалка для мышки» | ||
Речевая игра | Работать над произношением шипящих | «Шур-шур песенка» | ||
Пальчиковая игра | Развивать внимание, речевой и музыкальный слух | «Ножницы» | ||
май | Оздоровительные упражнения | Укреплять мышцы туловища и конечностей, координацию движений, чувство правильной позы при передвижении | «Перейди через речку» | |
Артикуляционная гимнастика | Совершенствовать чувство ритма, внимание, память при произнесении текста | Артикуляционная гимнастика (повторение ранее изученного материала» | ||
Речевая игра | Работа над мимикой, жестами перед зеркалом, использовать в игре игрушки, инструменты | «Обезьянки» | ||
Пальчиковая игра | Продолжать развитие мелкой моторики в сочетании с речевой игрой | Повторение пройденного материала |
Заключение
Результатами этой музыкально-оздоровительной работы является:
- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
- Повышение уровня речевого развития.
- Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных видов технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Основой работы по реализации здоровьесберегающей модели являются результаты мониторинга анализа физического здоровья воспитанников, диагностики развития музыкальности, креативности детей в музыкально-образовательной среде.
В своей музыкальной практике мной использовался мониторинг:
Диагностика развития музыкальности детей.
Диагностика проводится 2 раза в год, это позволяет отслеживать динамику развития каждого ребёнка, и опираясь на эти данные, планируются дальнейшая работа.
Также используется диагностика проявления креативности детей. Проводится она с учётом возрастных психологических особенностей детей.
Совместно с воспитателями проводится анализ результативности социально – эмоционального комфорта детей в музыкально – образовательной среде группы.
По результатам диагностики планируется индивидуальная работа с детьми, выясняя уровень их развития, резерв их возможностей.
- Положительная динамика результатов диагностики детей помогает нам сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.
Одним из важнейших средств развития музыкальности и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. Структурными составляющими комфорта считают психологический комфорт, интеллектуальный комфорт, физический комфорт.
Психологический комфорт - это положительные эмоции, способы взаимодействия детей со средой. Для меня – это прежде всего гуманно-личностный подход, субъект-субъектные отношения.
Интеллектуальный комфорт - способность, возможность и интересы ребёнка. В моей музыкальной практике интеллектуальный комфорт ребёнка достигается сменой видов деятельности, темпом, поддержкой со стороны взрослого, верой в собственные силы.
Физический комфорт - соответствие между телесными потребностями ребёнка и предметно-пространственными условиями среды.
Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.
В наших ДОУ города создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей. Педагоги соблюдают активность и отдых, коллективной и индивидуальной деятельности. Все помещения ДОУ выдержаны в спокойных, светлых тонах, что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.
Образовательная макросреда нашего ДОУ, где осуществляется музыкально-оздоровительная работа, представляет собой:
Помещения Процессы Участники
Музыкальный зал (физкультурный зал) - утренняя гимнастика
- музыкальная ООД
-праздники, утренники, развлечения, концертная деятельность
- индивидуальная деятельность - дети
-музыкальный руководитель
- воспитатели
- родители
Групповые помещения - самостоятельная деятельность детей.
- гимнастика после сна - дети, воспитатели, Физкультурный зал (музыкальный) - утренняя гимнастика
- физкультурная ООД с музыкальным сопровождением
- музыкально-спортивные праздники и развлечения
- коррекционная гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста с музыкальным сопровождением - дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель.
Музыкальная гостиная - постановки сказок, музыкально-литературных композиций, кукольных спектаклей
- индивидуальная и подгрупповая музыкальная ООД
- досуги и развлечения - дети, воспитатели
-музыкальный руководитель
- родители
Территория детского сада - Музыкальные праздники и развлечения
- Спортивные праздники и развлечения с музыкальным сопровождением - дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой музыкальный зал для музыкального развития в каждой возрастной группе. Там представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности.
Музыка должна сопровождать детей повсюду во всех группах нашего ДОУ используются средства ТСО и ИКТ.
Во всех возрастных группах нами используется игровое оборудование (открытые ширмы, объёмные модули); «запасник ценных вещей», уголок ряженья, театр кукол и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду (например, с помощью модулей…), заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки. По нашим рекомендациям, воспитатели следят за временем звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается мною в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.
Вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.
Выводы по результатам работы.
Анализ литературы по проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:
• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,
• способствует формированию потребности в двигательной активности,
• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
• формирует у детей потребность в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
Список литературы
1. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду» занятия, игры, упражнения / О.Н.Арсеневская.-Волгоград: Учитель,2012.-204с.
2. «Адаптация ребенка в детском саду», / И.С.Ильина. -Волгоград. Издательство «Учитель»,2015-200с.
3. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. / М.Ю.Гоголева; - Ярославль: «Академия развития»,2006.-120с.
4. «Коррекционная ритмика», / М.А.Касицина, И.Г. Бородина; ГИЦ «Владос»,2000.-135с.
5. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» / М.А.Михайлова, Н.И.Воронина; Волгоград .Издательство «Учитель»,2001.-230с.
Интернет-ресурсы:
6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/05/10/proek-igrovye-tehnologii
7. https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8759/
Предварительный просмотр:
ГКУЗ МО «Малаховский детский туберкулезный санаторий».
Технология интегрированного обучения
Авторская программа к.ф.н. Куревина О.А., «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей»
Подготовил:
Музыкальный руководитель высшей категории:
Бушмина А.В.
П. Малаховка 2024
Оглавление
7. Перспективное планирование 13
1. Введение.
Программа «Синтез искусств в эстетическом воспитании» О.А. Куревиной является по своему характеру развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства, а также на выявление способностей самовыражения через различные формы творчества детей, начиная с раннего возраста. Строится на выявлении принципов взаимосвязи литературы, музыки, изобразительного искусства и театра. В своей работе использую методические рекомендации:
Развитие творческого воображения детей, в процессе восприятия музыки
Основана на методике: А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская.
Целью педагогической технологии является развитие творческого воображения детей в процессе восприятия музыки.
Система художественно-речевого творчества детей посредством театрализованных игр.
Основана на методике Т.А. Минина, О.П. Заботина.
Целью педагогической технологии является развитие способностей личности ребенка, посредством комплекса театрализованных игр.
1.1 Актуальность.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, выделяющийся одним из важнейших в ФГОС, является принцип интеграции. Актуальность специфики развития детей разных возрастных групп основывается на ориентацию психофизических особенностей каждого ребенка, на его социальный и эстетический опыт. Ключевые понятия, необходимые для освоения основы «эстетической реакции» является вызываемые искусством «аффекты», переживаемые нами со всей реальностью, фантазией. Каждый предмет может быть обыгран как сюжетный образ, стать центром повествования. Детям нужна свобода самовыражения – пусть ощутят они свои возможности, обретут чувство эмоциональной раскованности. Суть работы по музыкальному воспитанию состоит в том, чтобы максимально использовать интегративные связи музыки, живописи и художественной литературы, физической культуры и других образовательных областей для всестороннего развития ребенка. Между тем на практике реализовать данные положения достаточно сложно, так как в основном такая работа ведется музыкальным руководителем детского сада и педагогами дополнительного образования, при этом по мере работы с детьми, на определенной ступени развития и в результате воспитания у дошкольника, открывается та сторона эстетического восприятия, которая дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, художественный образ.
1.2 Цель: Сформировать эстетическое сознание ребенка понимать прекрасное, творить его в своей повседневной жизни через знакомство с принципами художественного творчества.
1.3 Задачи: Развивать интеллектуального и чувственного начал в человеке через приобщение к искусству. Обогатить звуковой опыт ребенка, научить его ориентироваться в разных звуках. Развивать певческие способности, активизировать артикуляционный аппарат детей с помощью ритмодекламации, показать возможности голоса и его интонации в передаче настроения, научить эмоционально говорить, задавать вопросы, отвечать на вопросы, используя богатство речевого интонирования. способствовать развитию навыкам игры на музыкальных инструментах. Научить различать произведения живописи. Координировать движения и компоненты пластики легко и красиво выполнять танцевальные движения.
2. Формы организации интегрированного образовательного процесса.
Фактором интеграции является интеграция форм, методов и средств образовательного процесса:
- Игра,
- Чтение,
- Мастерская,
- Ситуация,
- Коллекционирование,
- Экспериментирование.
- Беседа,
- викторины, конкурсы,
- формы совместной художественной деятельности (слушание, игра, концерт и др.)
- проектная деятельность.
3. Этапы технологии:
1.Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии.
2.Условия реализации технологии.
3.Практическое обоснование
3.1 1 этап
Оптимизация работы по развитию связной и образной речи, литературному образованию детей дошкольного возраста, налаживание координационной работы между воспитателями и педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом и музыкальным руководителем детского сада. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные, и часто создает новые образы именно под влиянием чувств и переживаний.
Первой формой проявления детского воображения являются игры с взрослыми, включенные в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение в творческих видах деятельности (рисование и словесное творчество)
В процессе восприятия музыки, важна эмоциональная отзывчивость, эмоциональный отклик. Проявление творческого воображения в изобразительной деятельности возникает в том случае, если:
Организована работа по накоплению у детей музыкального опыта и умений изобразительной деятельности. Музыка не только стимулирует творческое воображение детей, но и влияет на их изобразительную деятельность, развивая соответствующие умения.
Процесс восприятия музыки влияет в том случае, если:
- организована работа по накоплению у детей музыкального опыта и умений изобразительной деятельности;
- разработаны содержание и формы работы для активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
- созданы элементы развивающей среды группы, направленные на развитие творческого воображения детей в условиях восприятия музыки.
3.2 2 этап
- Педагогическая технология реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателя, музыкального руководителя.
- Место и время реализации технологии: интегративные занятия, организация самостоятельной полихудожественной деятельности детей.
- Содержание диагностических процедур.
Обогащение музыкально-слухового опыта в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями и умение выражения результатов восприятия музыки в различных видах художественно-творческой деятельности выражается в нескольких этапах музыкального занятия.
Включает:
1.Прослушивание детьми музыкальных произведений.
2.Беседы с детьми, связанные с анализом музыкальных произведений (эмоционально-образного содержания, характера, настроения, оттенков, художественно-музыкального образа).
3.Творческие задания, способствующие развитию умения выражать свои музыкальные впечатления, свое отношение к образу, в творческой художественной деятельности.
3.3 3 этап
Игры развивающие творческое воображение
Игра «Использование предметов»
Цель. Стимулировать фантазии ребенка и общее развитие.
Игра не имеет возрастных ограничений. При повторении игры можно менять набор предметов, главное, чтобы они были знакомы ребенку. Последовательно предъявляйте ребенку картинки с предметами.
Предложите ребенку перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить. Чем больше вариантов он предложит-тем более развита у него фантазия.
Игра «Название картинки»
Цель: Развитие воображения и восприятия ребенка.
Ребенку предлагается несколько картинок, которым надо дать название.
Игра «Конструирование фраз»
Цель: Способствовать развитию умений творческого конструирования образов фантазии при корректирующей (критической) функции мышления. Возраст детей не ограничен.
Ребенку предлагается соединить пары слов при помощи предлога или изменения падежа. Слова для работы:
- Пирог-капуста;
- Замок-океан;
- Лететь-человек;
- Ветер-башмак;
- Повар-снег;
- Путешествие-комар;
- Крокодил-паровоз;
- Красота-море;
- Сыр-лиса;
- Слон-космос;
- Чудеса-школа.
Например, пирог с капустой, ветер в башмаке, сыр лисы.
Когда эта часть задания выполнена, предложите ребенку сочинить рассказ, используя полученные сочетания.
Эта, как и последующие методики, направлена на развитие творческого воображения, активность которого она инициирует.
Поэтому результат (ответы) не может быть правильным или неправильным. Он может быть более или менее оригинальным при сравнении группы детей, да и то относительно. Основная задача методики именно в развитии фантазии.
Игра «Несуществующее животное»
Цель: Развитие творческого воображения и фантазии детей.
Детям предлагается нарисовать несуществующее животное (машинку, растение и т.д.), которого нет в природе. По окончании рисования дети составляют рассказы о своих фантастических животных, дают им название, рассказывают о том, где они живут, что едят, что любят, чего не любят.
4. Методы.
«Изучаем особенности развития творческого воображения детей»
Адаптивная методика Гилфорда и Торренса «Развитие творческого воображения детей («Фасолинка»).
Цель: определить уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: чистый лист бумаги в виде фасолинки.
Инструкция: «Нарисуй все, что тебе захочется так, чтобы получилась картинка».
Процедура: Когда ребенок закончит рисовать, его просят дать название картинке и рассказать, что он нарисовал.
Обработка: Количественный анализ проводится по следующим параметрам:
1 балл – ребенок включает в свой рисунок «фасолинку», проговаривает ее название в рассказе (например, «туча»), но никак не дорисовывает.
2 балла – включение «фасолинки» в рисунок с элементами дорисовки («из тучи идет дождь» или «светит солнышко»).
3 балла – простейшая дорисовка «фасолинки» (например, «гриб», «цветок»).
4 балла – необычная дорисовка «фасолинки» с динамикой сюжета (например, муравей ползет по кочке).
5 баллов – кардинально новое придумывание сюжета («фасолинка» - коляска, ручка, телефон и т.д.)
В зависимости от количества баллов, набранных ребенком, выделяются следующие уровни развития творческого воображения:
- 0-2 балла – низкий уровень;
- 3 балла – средний уровень;
- 4-5 баллов – высокий уровень.
5. Диагностика.
Таблица №1
Ф.И. ребенка | Баллы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Василиса | + | ||||
Маша | + | ||||
Илья | + | ||||
Ангелина | + | ||||
Вика | + | ||||
Ксения | + | ||||
Антон | + | ||||
Ваня | + | ||||
Саша | + | ||||
Вадим | + | ||||
Тимофей | + | ||||
Илларион | + | ||||
Аня | + | ||||
Егор | + | ||||
Рустам | + | ||||
Максим | + | ||||
Дима | + |
Рис.1 Графическое изображение таблицы №1
Для активизации творческого воображения необходимо:
- С помощью специальных игр и упражнений обогащаем музыкальный опыт детей (музыкальные представления, впечатления и эмоциональные переживания) в ходе специально организованного процесса восприятия музыки;
- Развиваем разнообразные практические умения детей в изобразительной деятельности (рисовании и аппликации).
Анкетирование родителей.
6. Анализ
Предметно-развивающей среды группы.
Критерии анализа:
Наличие в группе аудионосителя для организации процесса восприятия(слушания) музыки;
Наличие в группе дисков или кассет с записями разнообразных (классических и современных) музыкальных произведений, которые со временем меняются;
Наличие портретов композиторов, литературы для детей, рассказывающей о жизни и творчестве различных композиторов, музыкантов;
Наличие в группе специального музыкального уголка, где находится весь материал, перечисленный выше;
Доступность детям всех перечисленных элементов развивающей среды;
Наличие (разнообразие, доступность) в группе материалов для изобразительной деятельности детей (краски, кисточки, ножницы, цветная бумага, открытки и др.).
Затем проводится беседа с детьми на тему «Что нового появилось у нас в группе?» для привлечения их внимания к музыкальному уголку.
Например:
- Что нового появилось у нас в группе?
- Для чего нужны эти предметы?
- Если они у вас дома?
- Слушаете ли вы музыку дома? Какую?
- Кто изображен на картинках?
- Что вы знаете об этих композиторах?
- Какие музыкальные произведения они написали?
В конце беседы воспитатель объясняет детям, что они смогут слушать музыку самостоятельно, когда захотят, а не только под его непосредственным руководством. В случае необходимости педагог проводит несколько занятий по обучению детей пользованию аудиоаппаратурой.
Библиография (в группе):
1.Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах – М.,1973-1982.
2.Энциклопедический словарь юного музыканта. -М.,1985.
3.Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. -М.,1989.
4.Эстетическое воспитание в семье / Под ред. В. А. Разумного. -М.,1973.
5.Сац Н.И. Новеллы моей жизни. -М.,1979.
7.Сац Н.И. Викторов В.И. и детский музыкальный театр.-М.,1993.
8.Ершова А.П. Искусство в жизни детей. -М.,1994.
9.Королева Е. Музыка в стихах и картинках. -М.,1994.
10.Кац Б.А. Времена-люди-музыка. -Л.,1988.
7. Перспективное планирование.
месяц | занятия |
Сентябрь | «Речь артиста. Значение голоса в спектакле «Природа и музыка» |
октябрь | «Озорной дождик» «Мимика, жесты и речь» |
ноябрь | «Путешествие в Осень» «Музыкальные краски Осени» |
декабрь | «Сказка моей мечты» «Чистоговорки и наша речь» |
январь | «Веселые превращения» «Творческие задания» |
февраль | «Настоящий друг» «Мишка в гости заглянул» |
март | «Пропавшая минутка» «Пропавшие краски» |
апрель | «Диалоговое общение» «Путешествие в весенний лес» |
май | «Поэтическая роль» «Крикуны» в оркестре. |
Цикл музыкально-игровых образовательных ситуаций,
направленных на обогащение музыкального опыта.
таблица №2
Тема, цель ситуации | Сюрпризный момент | Слушание музыки | Задания | Игры, пляски |
«В гостях мишка и зайка» Цель: обогащать музыкально-слуховой опыт детей младшего дошкольного возраста, развивая слуховое восприятие | Звучащие игрушки – мишка и зайчик. Воспроизведение звучаний то одной, то другой игрушкой. | Мелодия русской народной песни, «У меня есть зайка, Маленький такой, беленький, смешной. Маленького зайку очень я люблю, Травкой накормлю!» Про мишку можно петь, заменив слова «беленький» на «темненький», а травкой» – на « медом». Музыка исполняется в нижнем регистре. | Подпевание слов «зайка», «мишка». Выбрать нужную игрушку после звучания музыки (для детей, имеющих небогатый музыкально-слуховой опыт); поплясать с игрушкой (активизация малоактивных детей) | Педагог прячет игрушки, затем поочередно воспроизводит звучание и предлагает детям узнать, кто пришел к ним в гости. Простейшие плясовые движения под веселую народную мелодию . Педагог показывает простейшие плясовые движения (хлопки, повороты кистей рук, «пружинка») |
«Знакомство с кошечкой» Цель: активизировать у детей певческие и двигательные реакции | Демонстрация кошки – персонажа кукольного театра или би-ба-бо. Показ игровых действий с игрушкой (погладить, покормить). | Песня А.Александрова «Кошка» Любая веселая народная мелодия в аудиозаписи | Подражание мяуканью. Повторить движения за кошкой. | Игровой действие «покормить кошечку». Танцевальная игра «Прятки игрушки» под русскую народную мелодию «Кот Васька» |
«Знакомство с собачкой» Цель: побуждать детей к эмоциональному отклику на музыку | Обыгрывание сюжета с игрушкой би-ба-бо: Бобик здоровается, лает, играет | Мелодия украинской народной песни «Ой, лопнул обруч»: «Вот и Бобик к нам пришел – Головой качает. Вот и Бобик к нам пришел – Ой, как громко лает!» Гав! Гав! Гав-гав!» (на всю мелодию припева) | Звукоподражание и подпевание. Покачивание головой, подражая собачке. Действие с игрушкой (активизация малоактивных детей) | Танцевальное движение – поворот кистей – показываем собачке, затем прячем. Использовать любую народную мелодию. Хлопаем в ладошке собачке. |
«Знакомство с петушком» Цель: учить детей слушать музыку и эмоционально на нее реагировать | Обыгрывание сюжета по потешке «Петушок» | «Петушок», русская народная песня.»Петушок» муз. Ю. Тугаринова, сл. М. Павловой | Звукоподражание и подпевание. Имитация движения (махи руками, кивание головой, вышагивание) | Игра «Петушок»: дети сидят на стульях, закрыв глаза (спят), воспитатель поет песенку, в руках у него игрушка-петушок. С окончанием песни петушок «будит» детей, кричит «ку-ка-ре-ку!». Дети просыпаются. |
Интегрированное занятие «Звучащий ларец» Цель: изучение особенностей музыкально-игрового опыта детей | Проводится игра: звучит музыка, и дети должны отгадать, о ком она «рассказывает» | Использовать музыкальные произведения, ранее звучащие на занятиях, представляющих образ. | Знакомые детям из проведенных занятий | Любые игры и пляски, предложенные воспитателем. |
Для развития интереса к слушанию музыки основной прием музыкально-игровой, т.е. предварительно создать игровую ситуацию. Обогащение музыкального опыта детей через музыкально-игровые ситуации позволяет детям научиться различать характер музыки и двигаться в соответствии с характером музыки, обогащает музыкальное восприятие. Вашему вниманию я предлагаю рассмотреть примерный цикл музыкально-игровых ситуаций, направленных на активизацию интереса к музыке и развитию эмоционального восприятия.
Примерный цикл музыкально-игровых образовательных ситуаций,
направленных на обогащение музыкального опыта
Тема, цель ситуации | Сюрпризный момент | Слушание музыки | Задания | Игры, пляски |
«В гостях мишка и зайка» Цель: обогащать музыкально-слуховой опыт детей младшего дошкольного возраста, развивая слуховое восприятие | Звучащие игрушки – мишка и зайчик. Воспроизведение звучаний то одной, то другой игрушкой. | Мелодия русской народной песни, «У меня есть зайка, Маленький такой, беленький, смешной. Маленького зайку очень я люблю, Травкой накормлю!» Про мишку можно петь, заменив слова «беленький» на «темненький», а травкой» – на « медом». Музыка исполняется в нижнем регистре. | Подпевание слов «зайка», «мишка». Выбрать нужную игрушку после звучания музыки (для детей, имеющих небогатый музыкально-слуховой опыт); поплясать с игрушкой (активизация малоактивных детей) | Педагог прячет игрушки, затем поочередно воспроизводит звучание и предлагает детям узнать, кто пришел к ним в гости. Простейшие плясовые движения под веселую народную мелодию . Педагог показывает простейшие плясовые движения (хлопки, повороты кистей рук, «пружинка») |
«Знакомство с кошечкой» Цель: активизировать у детей певческие и двигательные реакции | Демонстрация кошки – персонажа кукольного театра или би-ба-бо. Показ игровых действий с игрушкой (погладить, покормить). | Песня А.Александрова «Кошка» Любая веселая народная мелодия в аудиозаписи | Подражание мяуканью. Повторить движения за кошкой. | Игровой действие «покормить кошечку». Танцевальная игра «Прятки игрушки» под русскую народную мелодию «Кот Васька» |
«Знакомство с собачкой» Цель: побуждать детей к эмоциональному отклику на музыку | Обыгрывание сюжета с игрушкой би-ба-бо: Бобик здоровается, лает, играет | Мелодия украинской народной песни «Ой, лопнул обруч»: «Вот и Бобик к нам пришел – Головой качает. Вот и Бобик к нам пришел – Ой, как громко лает!» Гав! Гав! Гав-гав!» (на всю мелодию припева) | Звукоподражание и подпевание. Покачивание головой, подражая собачке. Действие с игрушкой (активизация малоактивных детей) | Танцевальное движение – поворот кистей – показываем собачке, затем прячем. Использовать любую народную мелодию. Хлопаем в ладошке собачке. |
«Знакомство с петушком» Цель: учить детей слушать музыку и эмоционально на нее реагировать | Обыгрывание сюжета по потешке «Петушок» | «Петушок», русская народная песня.»Петушок» муз. Ю. Тугаринова, сл. М. Павловой | Звукоподражание и подпевание. Имитация движения (махи руками, кивание головой, вышагивание) | Игра «Петушок»: дети сидят на стульях, закрыв глаза (спят), воспитатель поет песенку, в руках у него игрушка-петушок. С окончанием песни петушок «будит» детей, кричит «ку-ка-ре-ку!». Дети просыпаются. |
Интегрированное занятие «Звучащий ларец» Цель: изучение особенностей музыкально-игрового опыта детей | Проводится игра: звучит музыка, и дети должны отгадать, о ком она «рассказывает» | Использовать музыкальные произведения, ранее звучащие на занятиях, представляющих образ. | Знакомые детям из проведенных занятий | Любые игры и пляски, предложенные воспитателем. |
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и мир музыки. Музыка становится частью непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству, коммуникации (особенно в освоении качественных прилагательных или развитию связной речи), частью работы по рассматриванию детьми пейзажных картин. Данная технология реализуется в условиях активного взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя, педагога-психолога, воспитателя, руководителя театральной студии, воспитателя – эколога, инструктора по физической культуре.
Примеры интегративных технологий развития и воспитания старших дошкольников представлены в таблицах
Музыкальные произведения к литературным произведениям для детского чтения.
Литературные произведения | Музыкальные иллюстрации |
Русские народные сказки о животных | А. Гречанинов «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Елочкин сон» -музыка опер; Л. Яначек «Приключения лисички-плутовки» – сюита; В. Успенский «Добрый заяц и другие обитатели леса» – симфоническая сказка для детей; К. Сен-Санс «Карнавал животных» |
Русские волшебные сказки | Н. Римский-Корсаков «Кощей бессмертный» (осенняя сказка) – музыка оперы; И. Стравинский «Жар-птица» – музыка балета, А. Лядов «Баба-яга» – симфоническая картинка к русской народной сказке «Кикимора», «Волшебное озеро» – симфоническая сказочная картинка; М.Мусоргский «Баба-яга» из цикла «картинки с выставки», С. Прокофьев «Сказки старой бабушки» |
Русская народная сказка «Снегурочка» | П. Чайковский «Снегурочка» – музыка к пьесе, Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» – музыка оперы |
Ш. Перро «Красная Шапочка» | Ц. Кюи «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» |
8. Вывод.
Таким образом «Синтез искусств» в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус дошкольника. Интегрирование воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Через ненавязчивое педагогическое средство в игровой форме, дети знакомятся с окружающим миром через эти образы, краски, звуки.
Ожидаемые результаты педагогической технологии:
Дети:
Внимательно слушают музыкальные произведения, отображают услышанное в ярких, оригинальных, интересных работах по изобразительной деятельности, проявляя в них свое творческое воображение.
Для реализации своих фантазий используют различные техники рисования и аппликации, смешивание цветов и различных оттенков одного цвета. Реализуют замысел самостоятельно.
Воспитатели:
Углубление интереса к проблеме музыкального воспитания детей. Творчество в проектировании музыкально обогащенной развивающей среды. Стремление к интеграции детской музыкальной и изобразительной деятельности.
Музыкальный руководитель:
Помощь воспитателю в подборе музыкального репертуара для проведения занятий и организации музыкально обогащенной среды. Модернизация методики организации слушания музыки с детьми.
Родители:
Повышение интереса к успехам ребенка в продуктивной деятельности. Интерес к проблеме отбора музыкального репертуара для ребенка.
Приложение.
Музыкально-дидактические игры
Игра «Настроение музыки»
Цель: Развитие у детей эмоционального восприятия музыки.
Перед прослушиванием музыкального произведения детям раздаются пиктограммы – схематические изображения различных эмоций: радость, горе, страх, удивление и т.д. после прослушивания музыки детям предлагается выбрать ту пиктограмму, которая соответствует данному музыкальному произведению, отражает его настроение. Если в музыкальном произведении несколько частей, то для каждой части показывают свою пиктограмму.
Игра «Музыка и цвет»
Цель: Развитие у детей эмоционального восприятия музыки.
Игра проводится по типу предыдущей, но вместо пиктограмм детям раздаются цветные карточки (10-12). После прослушивания музыки дети показывают тот цвет, с которым у них она ассоциируется.
Игра «На что похожа музыка»
Цель: Развитие творческого воображения и умения понимать характер музыки.
После прослушивания музыкального произведения детям предлагается подумать и сказать, на что похожа музыка:
На какое растение, цветок, предмет, животное-и почему. Повторять то же самое друг за другом нельзя.
9. Литература
1.Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста / к.ф.н,доцент Куревина О.А.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС 2003.-176.
2.Музыкальный театр в детском саду: методическое пособие. / Минина Т.А., Заботина О.П.-М.: УЦ «Перспектива», 2013-136с.
3.Музыка в детском саду: программа и методическое пособие. / Гогоберидзе А.Г., Деркунская. В.А.-Волгоград: Учитель,2000-345с.
4.Музыкальные занятия. Старшая группа / авт.-сост.Арсенина Е.Н.-Волгоград: Учитель,2015-348.
5.Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах – М.,1973-1982.
6.Энциклопедический словарь юного музыканта. -М.,1985.
7.Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. -М.,1989.
8.Эстетическое воспитание в семье / Под ред. В. А. Разумного. -М.,1973.
9.Сац Н.И. Новеллы моей жизни. -М.,1979.
10.Сац Н.И. Викторов В.И. и детский музыкальный театр.-М.,1993.
11.Ершова А.П. Искусство в жизни детей. -М.,1994.
12.Королева Е. Музыка в стихах и картинках. -М.,1994.
13.Кац Б.А. Времена-люди-музыка. -Л.,1988.
14. Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/10/17/tekhnologiya-integrirovannogo-zanyatiya
https://multiurok.ru/files/sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-5.html
https://scienceforum.ru/2015/article/2015013492
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюра «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду».
Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы в целом. Логопедическая ...
«Детское движение «Юный патриот» как одно из важнейших звеньев системы воспитательной идеологической работы в детском саду»
В статье представлены различные формы организации деятельности с детьми в детском саду по патриотическому воспитанию....
Методическая разработка «Су-Джок терапия - как средство повышения эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»
В данной разработке рассматривается актуальность применения нетрадиционной Су-Джок технологии, как средства повышения эффективности коррекционной деятельности логопеда детского сада. Представлен консп...
Выступление музыкального руководителя на родительском собрании: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду».
Выступление музыкального руководителя на родительском собрании: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»....
«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...
Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....
Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии как система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
Используя здоровьесберегающие технологии в системе музыкально – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста решаются следующие задачи:-развитие специальных музыкальных способностей: коо...