Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы память бережно храним»
проект (средняя группа)

Панасова Лидия Юрьевна
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.
Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Отсутствие эффективной системы работы по нравственно патриотическому воспитанию в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patriotich.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44  «Красная Шапочка»  города Смоленска                

 

Проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Мы память бережно храним»

(средняя группа №5)

                                                                                             

                                                                           Воспитатель:

 Панасова Л.Ю.

г. Смоленск

2021 г    

     

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Мы память бережно храним»

(средняя группа)

Паспорт проекта

Тип проекта:

практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Целевые участники проекта:

  • Дети средней группы (4-5 лет).
  • Воспитатели.
  • Родители (законные представители) воспитанников.

Условия реализации проекта:

заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Продолжительность проекта:

С сентября по май

Актуальность разработки и реализации проекта

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

          «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев

           В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             
     Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.

Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Отсутствие эффективной системы работы по нравственно патриотическому воспитанию в ДОУ.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

     Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

1 этап - подготовительный, включает в себя:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы, наглядного материала для взрослых и детей.

 2 этап - основной, включает в себя формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

• тематические беседы;

• презентации;

• календарные праздники;

• развлечения, досуги;

• экскурсии;

• пополнение развивающей среды;

  • выставки детских работ, семейных коллекций.

3 этап - итоговый, включает в себя:

  • Выставка продуктов детской деятельности.

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

  • - освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
  • - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
  • - расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
    - расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
  • - сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
  • самовыражение творческих способностей детей;
    -обогащение знаний детей о музейной культуре;
    -сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Тематический план работы

по нравственно - патриотическому воспитанию        

детей средней группы.

    тема

Работа с детьми, с родителями

месяц

«Подгото-

вительный»

-Определение целей и задач, актуальность темы.

-Планирование совместной деятельности.

-Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

-Подбор дидактических пособий.

-Анализ и обогащение предметной среды группы.

-Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, физминуток, пословиц, чистоговорок по теме проекта.

-Чтение различной художественной литературы по теме: «Лучше нет родного края» П.Воронько, «Родное гнездышко», «С добрым утром» Г.Ладонщиков, «Здравствуй, Родина моя» В.Орлов, «Главные слова» Л.Олифиров, «Наш край» А.Пришелец, «Что мы Родиной зовем» В.Степанов, «Рисунок», «Родная песенка» П.Синявский; разучивание пословиц, чистоговорок.

сентябрь

«Мой край Родной»

- Сделать совместно с родителями макет крепостной стены Смоленщины.

- Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

- НОД «Интеллектуальная игра «Мой родной город»»

- Создание альбома «Смоленск – город герой».

- Круглый стол «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (посвящена освобождению Смоленщины)

- Консультация для родителей: «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»

- Фотовыставка с детьми «Достопримечательности города»

- Создание дидактической игры «Символика города» (разрезные картинки)

- Составление альбома «Мой родной город – прошлое и настоящее».

октябрь

«Моя семья»

-Рассказы детей о членах своей семьи.

-Изготовление альбома «Моя семья»

-Беседа «Что значит любить родителей?»

-Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи.

-Разыгрывание ситуаций: «Как поднять настроение маме?», «Праздник в семье», «Вечер в семье».

-Д/и «Ты да я – мы семья», «»

-Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьёй»

- Создание альбома «Семейные традиции» (совместное фото традиций).

- Создание герба своей семьи.

- Папки-передвижки «День семьи, любви и верности», «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников»

- Консультации «Роль бабушек и дедушек в семейном воспитании», «Права, обязанность и ответственность родителей».

- Развлечение «День матери»

ноябрь

«Мой

любимый

детский

сад»

-Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

-Беседы «Моя группа», «Мои друзья», «За что я люблю детский сад».

- Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково».

-Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?»

- Чтение и разучивание стихов о дружбе.

- Памятка для родителей: «Как научить детей дружить».

-Изготовление стенда «Наша группа «Солнышко»

- Изготовление макета «Горница».

- Мини-проект «Моя мастерская» (новогодние игрушки).

- Пополнение предметно-развивающей среды совместно с родителями (украшение группы к новому году)

декабрь

«Моя любимая страна»

- НОД «Символы России»,

- Беседы с детьми: «Столица моей Родины».

-Рассматривание фотографий с городами России.

-Д/и «Красная площадь»

-Д/и «Народная игрушка»,

-Фотовыставка «Путешествие по городам России»

-Консультация для родителей «Познакомьте ребёнка с Красной площадью».

-Презентация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

- Мини-проект «Люблю березку русскую».

январь

«Наши защитники»

-Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.

-Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

-Заучивание песен и стихов об армии

-Игровая ситуация «Мы солдаты».

-Изготовление газеты «Мой папа самый лучший»

-Оформление родительского уголка, папок-передвижек «23 февраля – День защитников Отечества»

- Изготовление праздничных открыток для ветеранов

февраль

«Мамочки любимые»

-Проблемные ситуации «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка»

- Фантазийная игра «Жила-была мама», «Если бы я был моим папой… »

-Кулинарная книга традиционных семейных блюд «Мамины вкусняшки».

-Выставка работ «Подарок маме»

- Утренник «День 8 Марта»

- Дидактическая игра «Собери пазл в виде сердца»

март

«Народные промыслы» и «Наши увлечения»

-НОД «Народные промыслы»

-Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

-Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо».

-Творческие рассказы о своей семье «История нашей семьи».

-Выставка рукотворных работ «Семейное увлечение».

апрель

«День победы»

-Рисование на тему «Мой дом – моя крепость», «Там, где я живу, красиво», «Салют в честь дня Победы».

-Проведение праздника «Этот день мы приближали, как могли…» (совместно с родителями)

-Просматривание презентации «Детям о войне»

-Выставка художественной литературы о ВОВ.

-Знакомство с художественной литературой (Е. Благина «Шинель»; чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; Л. Кассиль из книги «Твои защитники»).

-Консультация для родителей «Поход в музей «Боевой славы», к вечному огню и на парад Победы».

- Беседа «Они сражались за родину».

-Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».

-Составление рассказа «На параде»

-Групповая фотовыставка «Бессмертный полк»

- Продолжение пополнения стенда фотографиями «Никто не забыт, ничто не забыто».

май

Список литературы:

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова.

2. Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе "Детство" Библиотека программы "Детство".

3. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.

5. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников.

6. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.)

7. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие.

8. http://dohcolonoc.ru

9. http://www.maam.ru

10. http://nsportal.ru

11. http://pedsovet.su

12. http://kokarevala.narod.ru

13. http://nsportal.ru

14. http://vospitatel.com.ua

15. http://centrideia.ru

16. https://infourok.ru

17. http://ped-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе «Пчёлки» «Мы память бережно храним» посвящённый 75-летию Победы ВОВ на 2019 -2020 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»с. Красноармейское  Красноармейского района Чувашской Республик...

Проект в средней группе(1) «Мы память бережно храним» посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современног...

Проект по патриотическому воспитанию "Мы память бережно храним"

Проект по патриотическому воспитанию для детей 5-6 лет,посвященный 75- летию Победы....

Проект по патриотическому воспитанию «Мы память бережно храним!»

К сожалению, с каждым днем теряется связь поколений, очень мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Детям необходимо рассказать о Великой отечественной войне, о ее геро...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Пусть память верную хранят и наших внуков внуки»

Воспитание гражданственности, патриотизма; увековечение подвига народа в Великой Отечественной войне. Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы память бережно храним»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...