Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы память бережно храним»
проект (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_patriotich.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 44 «Красная Шапочка» города Смоленска
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Мы память бережно храним»
(средняя группа №5)
Воспитатель:
Панасова Л.Ю.
г. Смоленск
2021 г
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Мы память бережно храним»
(средняя группа)
Паспорт проекта
Тип проекта:
практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Целевые участники проекта:
- Дети средней группы (4-5 лет).
- Воспитатели.
- Родители (законные представители) воспитанников.
Условия реализации проекта:
заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Продолжительность проекта:
С сентября по май
Актуальность разработки и реализации проекта
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.
Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Отсутствие эффективной системы работы по нравственно патриотическому воспитанию в ДОУ.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
1 этап - подготовительный, включает в себя:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы, наглядного материала для взрослых и детей.
2 этап - основной, включает в себя формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды;
- выставки детских работ, семейных коллекций.
3 этап - итоговый, включает в себя:
- Выставка продуктов детской деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- - освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- - расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений; - - сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
- самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Тематический план работы
по нравственно - патриотическому воспитанию
детей средней группы.
тема | Работа с детьми, с родителями | месяц |
«Подгото- вительный» | -Определение целей и задач, актуальность темы. -Планирование совместной деятельности. -Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. -Подбор дидактических пособий. -Анализ и обогащение предметной среды группы. -Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, физминуток, пословиц, чистоговорок по теме проекта. -Чтение различной художественной литературы по теме: «Лучше нет родного края» П.Воронько, «Родное гнездышко», «С добрым утром» Г.Ладонщиков, «Здравствуй, Родина моя» В.Орлов, «Главные слова» Л.Олифиров, «Наш край» А.Пришелец, «Что мы Родиной зовем» В.Степанов, «Рисунок», «Родная песенка» П.Синявский; разучивание пословиц, чистоговорок. | сентябрь |
«Мой край Родной» | - Сделать совместно с родителями макет крепостной стены Смоленщины. - Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу». - НОД «Интеллектуальная игра «Мой родной город»» - Создание альбома «Смоленск – город герой». - Круглый стол «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (посвящена освобождению Смоленщины) - Консультация для родителей: «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу» - Фотовыставка с детьми «Достопримечательности города» - Создание дидактической игры «Символика города» (разрезные картинки) - Составление альбома «Мой родной город – прошлое и настоящее». | октябрь |
«Моя семья» | -Рассказы детей о членах своей семьи. -Изготовление альбома «Моя семья» -Беседа «Что значит любить родителей?» -Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи. -Разыгрывание ситуаций: «Как поднять настроение маме?», «Праздник в семье», «Вечер в семье». -Д/и «Ты да я – мы семья», «» -Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьёй» - Создание альбома «Семейные традиции» (совместное фото традиций). - Создание герба своей семьи. - Папки-передвижки «День семьи, любви и верности», «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников» - Консультации «Роль бабушек и дедушек в семейном воспитании», «Права, обязанность и ответственность родителей». - Развлечение «День матери» | ноябрь |
«Мой любимый детский сад» | -Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. -Беседы «Моя группа», «Мои друзья», «За что я люблю детский сад». - Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково». -Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?» - Чтение и разучивание стихов о дружбе. - Памятка для родителей: «Как научить детей дружить». -Изготовление стенда «Наша группа «Солнышко» - Изготовление макета «Горница». - Мини-проект «Моя мастерская» (новогодние игрушки). - Пополнение предметно-развивающей среды совместно с родителями (украшение группы к новому году) | декабрь |
«Моя любимая страна» | - НОД «Символы России», - Беседы с детьми: «Столица моей Родины». -Рассматривание фотографий с городами России. -Д/и «Красная площадь» -Д/и «Народная игрушка», -Фотовыставка «Путешествие по городам России» -Консультация для родителей «Познакомьте ребёнка с Красной площадью». -Презентация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. - Мини-проект «Люблю березку русскую». | январь |
«Наши защитники» | -Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий. -Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». -Заучивание песен и стихов об армии -Игровая ситуация «Мы солдаты». -Изготовление газеты «Мой папа самый лучший» -Оформление родительского уголка, папок-передвижек «23 февраля – День защитников Отечества» - Изготовление праздничных открыток для ветеранов | февраль |
«Мамочки любимые» | -Проблемные ситуации «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка» - Фантазийная игра «Жила-была мама», «Если бы я был моим папой… » -Кулинарная книга традиционных семейных блюд «Мамины вкусняшки». -Выставка работ «Подарок маме» - Утренник «День 8 Марта» - Дидактическая игра «Собери пазл в виде сердца» | март |
«Народные промыслы» и «Наши увлечения» | -НОД «Народные промыслы» -Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей». -Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо». -Творческие рассказы о своей семье «История нашей семьи». -Выставка рукотворных работ «Семейное увлечение». | апрель |
«День победы» | -Рисование на тему «Мой дом – моя крепость», «Там, где я живу, красиво», «Салют в честь дня Победы». -Проведение праздника «Этот день мы приближали, как могли…» (совместно с родителями) -Просматривание презентации «Детям о войне» -Выставка художественной литературы о ВОВ. -Знакомство с художественной литературой (Е. Благина «Шинель»; чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; Л. Кассиль из книги «Твои защитники»). -Консультация для родителей «Поход в музей «Боевой славы», к вечному огню и на парад Победы». - Беседа «Они сражались за родину». -Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы». -Составление рассказа «На параде» -Групповая фотовыставка «Бессмертный полк» - Продолжение пополнения стенда фотографиями «Никто не забыт, ничто не забыто». | май |
Список литературы:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова.
2. Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе "Детство" Библиотека программы "Детство".
3. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.
5. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников.
6. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.)
7. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие.
12. http://kokarevala.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в средней группе «Пчёлки» «Мы память бережно храним» посвящённый 75-летию Победы ВОВ на 2019 -2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»с. Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республик...
Проект в средней группе(1) «Мы память бережно храним» посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современног...
Проект по патриотическому воспитанию "Мы память бережно храним"
Проект по патриотическому воспитанию для детей 5-6 лет,посвященный 75- летию Победы....
Проект по патриотическому воспитанию «Мы память бережно храним!»
К сожалению, с каждым днем теряется связь поколений, очень мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Детям необходимо рассказать о Великой отечественной войне, о ее геро...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Пусть память верную хранят и наших внуков внуки»
Воспитание гражданственности, патриотизма; увековечение подвига народа в Великой Отечественной войне. Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы память бережно храним»
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...