Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа)
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_syuzhetno-rolevoy_igry_v_vospitanii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников, и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.
При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.
Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребенок. Значение игры для формирования личности трудно переоценить.
В старшем дошкольном возрасте тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий.
В своих играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской, впечатлениями, полученными от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В сюжетно-ролевой игре намечается постепенное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа, в которых дети, принимая на себя роль, создают определенный продукт, который в дальнейшем будет использован в других играх.
Под влиянием систематического формирования у детей новых игровых умений возникают следующие изменения в самостоятельной сюжетной игре старших дошкольников:
1. Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры.
2. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т. п.
3. Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их, намечают дальнейшее направление сюжета.
4. Игра развертывается в группах до 3—4 человек, причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера.
5. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Сюжетно-ролевая игра – это, вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Сюжетно-ролевые игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное - дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, способствовать приобретению новых знаний. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста (Консультация для родителей)
Консультация для родителей и воспитателей....
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Рекомендации родителям...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Рекомендации родителям...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Здесь вы найдете консультацию для родителей, в которой описано, почему сюжетно-ролевая игра важна для детей, как воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средств...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Статья адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям и студентам педагогических институтов. Раскрывает роль взрослого в игре, с одной стороны, как руководителя познавательны...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста...