Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья (средняя группа) на тему
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_syuzhetno-rolevaoy_igry.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.
Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр.
Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.
Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?
Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:
1) усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями;
2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);
3) усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый 1-2 г.; второй 2-4 г.; третий 4-7 лет.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста (Консультация для родителей)
Консультация для родителей и воспитателей....
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Рекомендации родителям...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Рекомендации родителям...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Здесь вы найдете консультацию для родителей, в которой описано, почему сюжетно-ролевая игра важна для детей, как воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средств...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Статья адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям и студентам педагогических институтов. Раскрывает роль взрослого в игре, с одной стороны, как руководителя познавательны...
Роль дворовой подвижной игры в воспитании детей дошкольного возраста.
Игры для детей на улице, во дворе или как с ностальгией называют их нынешние взрослые «игры нашего двора» — пожалуй, самая многочисленная и самая интересная группа детских игр.Игры с...