Кейс современных форм работы с родителями
материал (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_s_roditelyami._semeynye_tsennosti.docx | 165.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейные ценности. Работа с родителями
Бахарева Татьяна Петровна,
воспитатель МБДОУ д/c»Теремок»
Федеральная образовательная программа дошкольного образования определяет принцип партнерского взаимодействия с родителями воспитанников, ориентируя педагогов на использование инновационных форм работы с родителями.
Связь семьи и детского сада позволяет организовать единое воспитательное пространство, основанное на взаимопонимании, доверии и сотрудничестве. Но, как показывает практика, осуществление конструктивного взаимодействия с родителями осложняется различными факторами: занятостью, отсутствием интереса к проблемам, замкнутостью семейных отношений, недоверии и др. Традиционные формы общения не срабатывают, не позволяют выйти педагогу с родителями на взаимный конструктивный диалог.
В этих условиях возрастает актуальность освоения новых форм сотрудничества с семьями воспитанников. Только единое пространство общения всех участников образовательного процесса позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка и образовательный заказ его семьи. Важнейшее условие доверительных отношений с родителями - стремление к деятельному участию в процессе воспитания. Даже самые заинтересованные в повышении своей компетентности родители чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные для них педагогами детского сада.
Мы постараемся по-новому взглянуть на вопросы взаимодействия с семьями воспитанников.
Одной из главных задач перед педагогами дошкольной организации является установление отношений сотрудничества и взаимодействия с родителями и поддержка их психолого–педагогической компетентности средствами нетрадиционных форм работы с родительской общественностью.
Представляю опыт по использованию современных форм коммуникации с родителями воспитанников в виде методического кейса, который создан для пополнения информационного банка различных по содержанию и структуре форм работы в соответствии с ФОП ДО.
Предлагаемые в методическом кейсе формы работы соответствуют следующим критериям:
оригинальность;
востребованность;
интерактивность;
практико-ориентированность;
экономичность;
эффективность.
Цель: систематизация представления у педагогов о нетрадиционных формах взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Задачи:
- познакомить педагогов с опытом использования некоторых форм взаимодействия с семьёй, оказывающих необходимую поддержку при решении общих задач воспитания;
- закрепить знания педагогов о создании в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества;
- повысить профессиональную компетентность участников педагогического процесса.
В нашем методическом кейсе предложены следующие формы взаимодействия с родителями, объединенные одной актуальной тематикой «Семейные ценности»
1. Первая форма взаимодействия - «Интервью»
Для того, чтобы спланировать работу с семьёй, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо со знакомства с родителями и воспитанниками. Для этого можно использовать анкетирование, личные беседы, интервью, родительское – сочинение и т.п. Например, вопросы, которые я использовала в интервью:
- «Каким вы хотите видеть Вашего ребенка?»
2. «Каким вы хотите видеть воспитателя Вашего ребенка?»
Вывод: интервью с родителями помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями и обратную связь в сфере влияния ДОО на ребенка и семью. Интервью записывается на телефон, видеокамеру. Может быть использовано на родительских собраниях, семинарах. Темы интервью могут быть разными.
2. Стремлению родителей деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствует кейс-технология. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Именно эта технология лежит в основе второй формы коммуникации с родителями – аукциона.
Аукцион – форма взаимодействия, результатом которой являются предложения полезных советов по выбранной теме. Аукцион способствует развитию педагогической культуры родителей, выявлению и изучению опыта интересных идей и находок. Участниками аукциона являются сами родители воспитанников детского сада, экспертами – квалифицированные педагоги, специалисты сада. Имеется и строгий аукционист, выставляющий «лоты» на обсуждение. «Лотами» становятся актуальные проблемы развития и воспитания современных дошкольников.
Твёрдый стук аукционного молотка обозначает непростые и важные для каждого родителя и педагога вопросы. Родители активно оценивают лоты, указывая с помощью табличек уровень их актуальности применительно к их конкретной семье. В ходе мероприятия проходит живая дискуссия: кто-то из родителей рассказывает о своем семейном опыте, кто-то высказывает свои предположения о методах воспитания ребенка в той или иной педагогической или бытовой ситуации. На помощь приходят эксперты, мастера своего дела-педагоги ДОО, и на своем компетентном, профессиональном уровне раскрывают суть секретов воспитания.
К примеру, в своей работе с родителями я использовала следующие задания аукциона:
1.Лена (4 года) Бабушка, я помогу помыть посуду, можно? Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.
? Как вы оцениваете высказывание бабушки, и каковы могут быть его последствия? Что можно предложить бабушке при подобном случае
2.За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.
Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!
Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать
Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром.
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
? В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Готовые в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат толчком для творческого осмысления реальной проблемы.
3. Кейс «Семейный ужин в ресторане»
С родителями мы отправились в семейный ресторан. Здесь работали лучшие повара. Думаю, что ужин был приготовлен из полезной пищи. На каждом столе имелись ватманы бумаги – это блюда, маркеры и карандаши – столовые приборы, которые были необходимы для приготовления блюд. А ингредиентами стали мысли, идеи и мнения.
Мы постарались ответить на вопрос «Что такое для человека семья и семейные ценности» и обсудить самые важные вопросы. Разделились на 3 команды. Распределили роли. За каждым столом назначили «хозяина». Хозяин стола во время всех раундов обсуждений не покидал стол, его задача – фиксировать новые идеи.
Время работы не более 3 минут.
Перед родителями стояли 3 вопроса.
1 стол - «Семья – это?»
2 стол - «Семейные ценности - »
3 стол - «Проблемы в семье - »
После окончания работы всех столов все вместе готовили десерт из обсуждений.
Напоминаю, мысли, идеи, мнения - это ингредиенты блюд. В конце хозяину каждого стола было предложено подвести итоги. Каждый стол сделал выводы, и мы получили готовые блюда в виде принятых решений.
Выстроилась ясная картина: проблемы, трудности есть абсолютно в каждой семье. Даже в самой благополучной они тоже есть.
4. Метод открытого вопроса.
Я остановилась на проблеме дефицита живого общения родителей и детей. Мы все сегодня живем в стремительном темпе: нужно зарабатывать деньги, платить кредиты, реализовывать себя в профессии и где – то рядом растут наши дети… Каждый день – хотя бы полчаса заглянуть глаза в глаза своему ребенку: «Как у тебя дела? Как прошел день? Что тебя порадовало, а что огорчило». Будет живой диалог с ребенком и проблем, поверьте, станет меньше.
Организован просмотр видеоролика «Семейные ценности»
Его я оставила без обсуждения, поставив многоточие…Мне хотелось, чтобы родители сами постарались его пережить и понять. Думаю, что это удалось! Многие плакали, а значит, тронуло сердце, защемило душу…
Этот метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.
5. Для рефлексии используем анкетирование в яндекс-форме.
Ссылку можно тоже оформить QR-кодом. Этот метод позволяет в короткий срок оперативно собрать и обработать информацию. Система автоматически в зависимости от ваших индивидуальных настроек создаст опросник, анкету, есть возможность представить полученные данные наглядно в виде схем, графиков.
6. Информация по QR-коду. Это еще одна новая современная интерактивная форма работы с родителями. Современный родитель – человек активный, находящийся в постоянном поиске новой информации, но обладающий дефицитом времени. Этот метод позволяет владельцам смартфонов за какие-то 10 секунд получить информацию на мобильном устройстве. Закодировать можно что угодно: видео, страницу в сетях, электронную книгу и прочее. Используя QR-код даю ссылки на ресурсы, которые содержат памятки, консультации, интересные статьи по воспитанию и обучению, поучительные мультфильмы, загадки, ребусы, графические задания, дидактические игры и т.д. Потенциал использования кодов огромен. Сайтов для кодировки очень много, достаточно набрать в поисковике. Мы создали тематические календари с QR-кодом, который ведет на интернет-источник с социальным видеороликом.
Вывод:
Представленные формы взаимодействия с родителями, на наш взгляд, являются интересными, современными, инновационными, соответствующими ФОП ДО и запросам родителей.
Результатом использования предложенных форм сотрудничества стало:
- увеличение количества родителей, участвующих в жизни группы;
- рост эффективности взаимодействия родитель-воспитатель-ребенок;
- увеличение количества родителей, участвующих в общих мероприятиях детского сада;
- удовлетворенность качеством образовательных услуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Современные формы работы с родителями"
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно уст...
Современные формы работы с родителями (из опыта работы)
В своей работе рассказываю о методах работы с родителями, применяемыех мной на практике....
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Статья «Киношкола» как одна из современных форм работы с родителями в ДОУ (из опыта работы)
Проанализировав различные формы и методы взаимодействия с семьями детей в ДОУ, было решено остановиться на одной интересной и эффективной, на мой взгляд, форме работы с родителями – «Кинош...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»
Краткое описание моего опыта работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»...
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)
Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....
Консультация для воспитателей по работе с родителями «Современные формы работы с родителями в ДОУ»
Консультация для воспитателей по работе с родителями«Современные формы работы с родителями в ДОУ»«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,прежде всего и дольше всего – люди.Из...