Игра в шашки – эффективное средство развития детей
статья
Шашки и шахматы позволяют не только увлекательно провести время детям, но и способны разносторонне развивать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nikulina_vv.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Никулина Валерия Валерьевна,
воспитатель,
МАДОУ N 60, г. Томск, Томская область
Игра в шашки – эффективное средство развития детей
В настоящее время современные дошкольники увлечены компьютерными играми, но для гармоничного формирования личности дошкольника необходимы дошкольные игры. Искусственный интеллект никогда не заменит живое общение. По этому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы. Шашки и шахматы позволяют не только увлекательно провести время детям, но и способны разносторонне развивать их.
Раннее приобщение детей к развивающим играм помогает воспитывать у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидеть и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. В процессе занятий шашками дошкольники получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность, творческое воображение, строгая последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания детей то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, без общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шашках. Эту мысль воспитатель должен постоянно подчеркивать во время занятий. Ребенка стоит хвалить за каждый хороший ход, за победу, а вот критиковать не нужно, это может развить у ребенка неуверенность в игре. Если педагог относиться творчески к объяснению, преподносит материал преимущественно в игровой форме, то начинающему шашисту намного легче вникнуть в игру. Систематизированные занятия должны быть направлены на умение мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Откуда же берет начало игра в шашки? История происхождения игры в шашки берет свое начало в Древнем Египте. Именно он, считается истинной родиной этого развлечения. Считалось, что шашки были одной из самых любимых развлечений египетских фараонов, так как в пирамидах было усопших были найдены настенные свидетельства об этом. Египетские правители настолько полюбили данный вид спорта (что на тот момент не относилось к спортивным мероприятиям), что хотели играть в шашки даже после смерти.
На Руси происхождение истории шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры уже играли в шашки. Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей. Петр I всячески поощрял игру в шашки и в шахматы. Он даже приказал соорудить специальную комнату для этих игр.
Во времена войн, когда ничего не оставалось, кроме как сидеть взаперти, люди пытались скоротать время именно за игрой в шашки. Удобство заключалось в том, что соорудить игровое поле можно из подручных средств на абсолютно любой поверхности. Безусловно об истории происхождения шашек можно спорить до бесконечности, но главное, что шашки остаются актуальными и по сей день.
Как же обучить шашкам детей? Как привить интерес к этой игре?
Сначала педагог должен провести подготовительную работу. Например, организовать экскурсию в подготовительную группу на шашечный турнир. Затем обсудить увиденное и поинтересоваться, кто хочет научить играть в шашки. Организовать образовательное пространство, обеспечить настольное игры, которые потом могут помочь в обучающем процессе.
Главное, чтобы процесс проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться.
Знакомство с шашками можно проводить поэтапно. Сначала немного познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле. На данном этапе можно несколько раз поиграть в игру «Кто быстрее расставит шашки на игровом поле». Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, стоит приступать к знакомству с основными правилами игры. Стихотворный вариант изучения очень помогает ребенку в этом. Важно знать и уметь применять, в зависимости от ситуации, выигрышные стратегии, например, такие, как «выход в дамку», «игра в поддавки» и другие. После усвоения правил, можно устраивать настоящие шашечные турниры.
Большая часть детей в дошкольном возрасте очень подвижны и активны, им сложно сосредоточить свое внимание. Благодаря играм в шашки дети учатся быть усидчивыми, терпеливыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Анализ теоретических источников показал, что благодаря шашечным играм у ребенка расширяются границы познания действительности. Доказана тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без участия практических действий. С этой точки зрения игра в шашки выступает в качестве эффективного средства развития мышления детей.
Используемая литература:
1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
3. Всероссийский журнал «Воспитатель детского сада» (электронный ресурс) https://www.vospitatelds.ru
4. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
5. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
6. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
7. Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....
Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Игры - драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить и в помещении, и на улице. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но...
Игра в шашки как средство развития логического мышления у дошкольников
Развитие логического мышления....
Пальчиковые игры эффективное средство развития детей раннего возраста
Игры пальчиковые развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творчество способности фантазии....
Игра в шашки - как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Дошкольный период – это важный и значимый отрезок в жизни каждого ребенка, в течение которого приобретается значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Обретая и совершен...