Игра в шашки - как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)
Дошкольный период – это важный и значимый отрезок в жизни каждого ребенка, в течение которого приобретается значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Обретая и совершенствуя физические навыки и умения, ребенок овладевает речью, мышлением, воображением и восприятием. Логическое мышление детей формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Исследования Запорожца, Венгера, Гальперина доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5–6-летнего возраста. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Поддъяковым были выявлены следующие тенденции в развитии знаний у детей:
1.В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.
2. Одновременно возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.
В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.
Игра в шашки – мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребёнка в игровой форме. Она отлично развивает у детей умение принимать правильное решение и выход из любой ситуации, логику и мышление, а также тренирует сообразительность, смекалку, настойчивость и трудолюбие. Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.
Перед началом обучения игре в шашки мы определили цель и задачи.
Цель: развитие интеллектуальных возможностей каждого ребенка посредством формирования интереса к шашечной игре.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление детей и родителей с историей шашечной игры
- знакомство с видами шашек
- ознакомление с правилами игры
- обучение основам шашечной игры
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание
- умения производить расчеты на несколько ходов вперед
- развитие социальных навыков детей, умение работать парами.
- заинтересовать родителей и привлечь их к проведению совместного досуга с ребенком за настольной игрой «Шашки»
Воспитательные:
- воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность
- активное использование в совместной деятельности настольных игр и игр на логическое мышление.
Много эмоций вызывает шашечная игра: восторг от победы и грусть от поражения, сочувствие у болельщиков за проигрыш и гордость за победу. Никто не остаётся равнодушным. Играя в шашки, наши ребята не только развивают свой интеллект, но и учатся дружить, уступать друг другу, договариваться, радоваться и переживать за друзей, а также самостоятельно, не применяя силу, и не прибегая к помощи взрослых, решать спорные моменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация...
«Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация...
Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Без игры нет,и не может быть полноценного умственного развития.Игра -это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности....
Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...
Статья "Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
laquo;Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного«Без игры нет, не может быть полноценного ...