Кружковая деятельность - "Сударушка"
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа кружка дополнительного образования детей "Сударушка" по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudarushka_mladshiy_vozrast.docx | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русский быт, русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи или устный народный фольклор: сказки, считалки, стихи, потешки, прибаутки, а также народные игры, в которые дети очень любят играть.
Исходя из выше изложенного для данной программы были выбраны следующие приоритеты:
Знакомство с русским бытом, предметами обихода: предметы пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они - часть великого народа.
Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель данной программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусств - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой является стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Актуальность
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать программу, основанную на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Концептуальные основы:
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Они видели в народных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли они рассматривали патриотизм как сложное личностное образование, включающее следующие содержательные характеристики: знания об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувства национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном пришлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода, восприятием детьми мира предметов, формированием знаний о трудовой деятельности взрослых.
Принципы и подходы к формированию программы.
соответствует принципу развивающего образования
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей
используется деятельностный подход
строится на принципе культуросообразности.
Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры. Аксиологический подход предполагает ценностную ориентацию всего образовательного процесса. Способствует формированию у детей чувства принадлежности в первую очередь к своей семье, ближайшему социуму (друзьям по дому, двору, группе), своей стране.
Цель: приобщение к истокам русской национальной культуры - закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
Создать условия для знакомства детей с русским бытом, через создание «Русской избы».
Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.
Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно - прикладного искусства (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка).
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках, выставках, оформление интерьера «Русской избы».
Способствовать гармонизации детско - родительских отношений.
Технология построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения
Планируемые результаты освоения программы:
Ребенок:
Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.
Умеющий гармонично взаимодействовать с другими людьми.
Знающий русский быт, историю русского народного костюма, игрушки.
Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.
Знающий русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Узнающий произведения народно прикладного искусства, имеющий практические навыки их создания.
Умеющий играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
Осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи).
Использующий атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Бережно относящийся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Содержательный раздел:
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
• Беседы;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
• Экскурсии;
• Дидактические игры;
• Экспериментирование с различными художественными материалами;
• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
Технология ориентирована на одну возрастную ступень дошкольного возраста:
младший возраст – от 3-4 лет;
Занятия для начальной работы с детьми не требует специальной подготовки.
Сроки реализации: программа полностью реализуется за 1 год.
Программа рассчитана на одно занятие в неделю
Младший возраст - 15 мин.
Программа предполагает работу с детьми разного уровня умений и навыков. Все участники в течение года должны быть задействованы в конкурсах, праздниках, выставках.
Занятия проводятся в группе.
Для создания мотивации, игровых ситуаций используются куклы: домовенок Кузька, Машенька, Иванушка, кот Васька. Руководитель кружка и дети — партнёры по совместной деятельности. Партнёры должны дружелюбно и уважительно разговаривать друг с другом, не командовать, не назидать (каждый важен). Как партнёры и участники совместной деятельности и руководитель, и дети имеют равные права на проявление инициативы и активности, на выбор деятельности, форму её осуществления. Деятельностный принцип организации образовательного процесса — образование через организацию различных видов деятельности детей — является одним из главных способов развития детской инициативы. Партнёрское взаимодействие предполагает общение — диалог взрослого и детей, детей друг с другом, предполагает умение не только говорить самому, но и слушать и слышать другого.
Регламентация образовательного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Отступления взрослого от планов (конспектов и т. д.) обусловливается потребностями и интересами детей, актуальной ситуацией образовательного процесса. В нём должно преобладать развитие смыслов, мотивов, целеполагания деятельности, а не многократное повторение (натаскивание), подражание, имитация, следование образцам. Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве определяется её характером. Он может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять такую же работу, что и они, или часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнёр. Дети могут перемещаться в пространстве: в рамках осуществляемой деятельности (спрашивать, советоваться, договариваться, распределять обязанности между собой). Взрослый, как более мудрый партнёр, обеспечивает ситуацию успешности каждого ребёнка группы. Только вера ребёнка в себя, отсутствие страха, что он может быть не понят или осуждён, способны поддерживать развитие детской инициативы (инициатива не наказуема!). Неоценимое значение для создания такой ситуации успешности имеет искренняя похвала взрослого. Искусством говорить комплименты педагог должен владеть фактически в совершенстве, так как похвала, повторяемая одними и теми же словами и с той же интонацией, перестаёт работать. Характер взаимодействия взрослого и ребёнка выступает главным условием поддержки детской инициативы в образовательном процессе.
Мониторинг эффективности технологии по направлениям этнокультурного образования проводится в процессе наблюдений за воспитанниками, анкетирования их родителей.
Целью мониторинга детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ, касающихся:
- уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;
- потребности использовать данные знания и умения на практике;
-уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Организационный раздел
Материально - техническое обеспечение программы
Князева, «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» |
Наборы изделий народных мастеров: Хохлома, Гжель, Дымка Свистульки Орловских мастеров Глиняные изделия Орловских мастеров Образцы изделий Орловского Списа Наборы вышитых полотенец Образцы салфеток, вязаных крючком Образцы лоскутных изделий Тряпичные куклы Тряпичная игрушка Домовенок Кузька Расписные самовары Настольно – печатные игры: «Русские узоры», «Народные праздники», «Российская символика» Методический материал по знакомству детей с Хохломой, Гжелью, Дымкой, Вятской росписью Образцы поделок русских мастеров Кассеты с записью народных сказок, песен, потешек Наличие материалов для изо деятельности и ручного труда |
Список литературы:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 3 – 4 года. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Авт. сост., и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
Авторский коллектив: Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
Тематический годовой план занятий кружка «Сударушка»
на 2024 – 2025 учебный год.
Младший возраст
Сентябрь
«Встреча осени»
Восенушка осень в гости просим. Припевка «гриб, грибовой». Русская народная игра вышли мишки на лужок»
«У бабушки в деревне»
Знакомство детей с домашними животными: коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и быка.
«Волшебный бубен»
Проведение русских народных игр «Пчелы и ласточки», «Заинька»
«Русская матрешка»
Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Рисование ватной палочкой, рисование пальчиками.
Октябрь
«Чтение сказки Маша и медведь»
Знакомство со сказкой «Маша и медведь». Разучивание потешки «А тари, тари, тари»
«Петушок – золотой гребешок»
Дидактическая игра «Похвали петушка». Разучивание потешки о петушке
«Потешки Ой лады, лады, лады». «Ежик»
Знакомство с потешками. Упражнение «Ежик»
«Котик, котик поиграй»
Повторение потешки «Как у нашего кота». Дидактическое упражнение «Похвали котенка». Игра с котенком в катушку на ниточке.
Ноябрь
«Чудесный сундучок»
Знакомство с сундучком в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.
«Волк и семеро козлят»
Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»
«Поиграем с куклой Машей»
Знакомство с песенками, потешками. Пение колыбельных
«Веселые музыканты»
Знакомство с шумовыми инструментами
Декабрь
«Зайка серенький сидит»
Загадывание загадок о зайце и елке. Проведение игры «Салки-догонялки»
«Уж, ты зимушка-зима»
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
«Сундучок Деда Мороза»
Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.
«Русская народная сказка Кот, петух и лиса» кукольный театр
Пальчиковая игра «Котенок»
Январь
«Пришла коляда-отворяй ворота»
Знакомство детей с Рождеством
«Пальчиковая игра Варежки»
Упражнение «Это я»
«Веселые ложки»
Знакомство с предметами обихода-деревянными ложками (наглядный показ»
«Три медведя»
Знакомство детей со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя»
Февраль
«Я от бабушки ушел»
Упражнение «Колобок». Потешки «Едет дедушка Егор». Русская народная игра «Лиса»
«Кто же в гости к нам пришел»
Знакомство с домовенком Кузей «Игра-Аюшки»
«Петушок с семьей»
Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»
«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»
Знакомство детей с Масленицей
Март
«Нет милее дружка, чем родимая матушка».
Беседа «Моя любимая мама»
«Приди, весна с радостью»
Разучивание заклички «Весна, весна, красная!»
«В лес по грибы»
Проведение русской народной игры «У медведя во бору»
«Здравствуй солнышко-колоколнышко!»
Разучивание потешки про солнышко
Апрель
«Шутку шутить – людей насмешить»
Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками.
«Сошью Маше сарафан»
Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари»
«Пасхальное яичко»
Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», проведение русских народных игр с яйцами.
«С гуся вода, а с Ванечки худоба»
Повторение потешки «Водичка, водичка, умой моё личико»
Май
«Во саду ли в огороде»
Знакомство с огородом в детском саду
«Волшебная палочка»
Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.
«Волшебная дудочка»
Знакомство детей с музыкальным инструментом «Дудочка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...
Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности
На фоне современного копирования западных форм жизни происходит разрушение семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...
Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"
Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
Кружковая деятельность "Сударушка"
приобщение детей к истокам русской национальной культуры - закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию,...
Кружковая работа в средней группе "Непоседы".Кружковая деятельность «Веселые ладошки.» Цель: • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. • Развитие
Кружковая деятельность«Веселые ладошки.» Цель:Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.Развитие пространственных отношений, речевого с...