Программа на 2024-2025г.
рабочая программа (младшая группа)

Тимошина Елена Александровна

РАбочая программа для детей второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - Детский сад №49

г.п.Родники, Раменского городского округа, Московской области

Принято на педагогическом совете

№______

Протокол №___________________

Утверждаю:

Директор МОУ Родниковской СОШ №32

_________/Юрьева А.О../

от   ________________

ПРОГРАММА  

по подготовке артикуляционного аппарата

«Веселый язычок»

(для детей 3-4 лет)

на 2024-2025 учебный год

Разработала воспитатель

высшей категории

Тимошина Елена Александровна

2024г.


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям второй младшей группы в форме платных образовательных условий. Такая работа облегчает подготовку к основным НОД по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность и сила движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Артикуляция также связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы).

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Приемы и методы организации педагогического процесса

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество.

1.Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог

2.Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3.Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)

4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.

5.Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физкультминутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей.

7. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование).

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

 Каждая самостоятельная деятельность включает в себя следующие элементы:

1.Разучивание нового артикуляционного упражнения.

2.Упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, массажными ёжиками и т. д.).

3.Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.

4. Физкультминутка.

5.Дидактические игры на развитие фонематических представлений.

2.2. Средства реализации задач:

 артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со стихами;

 пальчиковые игры;

 дыхательные упражнения;

 стишки, скороговорки,  для улучшения дикции;

 игры на развитие фонематического слуха.

Форма проведения занятий: подгрупповая.

Количество занятий: 5 занятий в неделю.

Продолжительность занятий: 15-20 минут.

Программа рассчитана на 7 месяцев для детей 3-4 лет и включена в самостоятельную деятельность детей во вторую половину дня.

2.3. Виды контроля и мониторинг:
Вводный 
- проводится на первом занятии и предназначен для определения уровня
усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом (ФГОС);
текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;
итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью
определения уровня развития речевых способностей.

2.4. Планируемые результаты освоения Программы:

В конце учебного года у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Овладеть навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох); уметь координировать тонкие пальчиковые движения; иметь развитые фонематические представления по возрасту.

2.5.Формы подведения итогов

Проведение итогового занятия-развлечения.

Список использованной литературы:

  1. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей. Сост. И.А. Мазнин. М., 2008.
  2. Васюкова Н.Е. Ха-ха-ха, мы купили петуха. Чистоговор- ки. М., 2008.
  3. Иванова Н.В. Загадки для детей 4 лет. Про все на свете. Новосибирск, 2008.
  4. Куликовская ТА. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей. М., 2008.
  5. Лопухина И.С. Логопедия: звуки, буквы и слова. СПб., 2004.
  6. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки. СПб., 2010.
  7. Су хин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль; Владимир, 2008.
  8. Узорова О.В., Нефедова ЕА. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. М.; Владимир, 2008.
  9. Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно: русские народные загадки.  Сост. Г.М. Науменко. М., 1991.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Календарно-тематическое планирование

Месяц, неделя

Тема

Методические приемы

Октябрь

1 неделя

 Части тела. Человек.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка - забор» мелкая моторика: «Игры с пальчиками», развитие дыхания: «Укололи пальчик», физкультминутка: «Голова и плечи»,  развитие дыхания: «Забей гол», фонематический слух: «Весёлая песенка». , фонематический слух: «Разбудим Великана и Гнома».

2 неделя

 Фрукты – овощи.

Артикуляционная гимнастика «Кабачок» мелкая моторика: «Огород», штриховка, физкультминутка: «Мы корзиночки несем..», развитие дыхания: «Разговор овощей»,   фонематический слух: «Сбор урожая».

3 неделя

 Домашние птицы.

Артикуляционная гимнастика: «Язычок здоровается с носиком и подборотком» , мелкая моторика: «Сделай домик для птиц из кубиков», развитие дыхания: «Подуй на хвостик птицы», физкультминутка: «Цыплёнок», фонематический слух: «Голоса птиц».

4 неделя

Домашние животные.

Артикуляционная гимнастика «Футбол», мелкая моторика: «Веселые шнуровки», развитие дыхания: «Собачка устала», физкультминутка «Кошка», фонематический слух: «Голоса животных».

5 неделя

Деревья .

 Артикуляционная гимнастика «Толстячок» ; пальчиковая гимнастика «В лесу»; упражнение на развитие фонематического слуха «Заблудились мы в лесу. Звуки леса»; развивать силу и высоту голоса. «Тихо-громко»; мелкая моторика «Сдуй листик»; физкультминутка «Выросли деревья в поле».

Ноябрь

1 неделя

Поздняя осень. Изменения в природе.

Артикуляционная гимнастика «Белочка чистит зубки», мелкая моторика: «Сделай также», развитие дыхания: «Листочки», физкультминутка: «Дождь», фонематический слух: «Лес шумит».

2 неделя

Игрушки.

Артикуляционная гимнастика «Часики». мелкая моторика: пальчиковая игра «Игрушки», развитие дыхания: «Кукла плачет», физкультминутка: «Буратино», фонематический слух: «Лопнул шарик».

3 неделя

Дикие животные.

Артикуляционная гимнастика «Слоник», мелкая моторика: «Сделай ежику иголки», развитие дыхания: «Пыхтелка»,физкультминутка «Заячья зарядка», фонематический слух: «Голоса животных».

4 неделя

Зима.

Артикуляционная гимнастика «Сосулька - окошко»,

мелкая моторика: «Мозаика», развитие дыхания: «Снежинка», физкультминутка: «Мы во двор пошли гулять», фонематический слух: «Зимняя вьюга».

Декабрь

1 неделя

Зимние забавы.

Артикуляционная гимнастика «Язык - мост», «Холодно зимой»;

мелкая моторика: пальчиковая игра «Лепим снеговика», развитие дыхания: «Согреем ладошки», физкультминутка: «На горке», фонематический слух: «Лыжник - конькобежец».

2 неделя

 Зимующие птицы.

Артикуляционная гимнастика «Дятел», мелкая моторика: «Построй птичку из геометрических фигур», развитие дыхания: «Синичка лети», физкультминутка: «Ворона», фонематический слух: «Ворона - кукушка».

3  неделя

Новый Год.

Артикуляционная гимнастика «Зимний ветер», мелкая моторика: пальчиковая игра «Ёлочка», развитие дыхания: «Хлопушка», физкультминутка: « Я мороза не боюсь«», фонематический слух: «В лесу родилась ёлочка».

Январь

1 неделя

 Животные Севера.

Артикуляционная гимнастика «Медведь», мелкая моторика: «Помоги детёнышу добраться до мамы», развитие дыхания: «Мишка ревет», физкультминутка: «Тюлень», фонематический слух: «Глоса животных».

2 неделя

Животные жарких стран.

Артикуляционная гимнастика «Жираф»,мелкая моторика: пальчиковая игра «Обезьянка», развитие дыхания: «Бегемотик», физкультминутка: «Зарядка для хвоста», фонематический слух: «В зоопарке».

3 неделя

 Мебель.  

Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок» ; развитие фонематического слуха «Что звучит»; пальчиковая гимнастика «Мебель»;  развитие речевого дыхания «Приколачиваем дверку к шкафу»; физкультминутка «Мебель».

Февраль

1 неделя

Профессии.

Артикуляционная гимнастика: «Месим тесто»-«Блинчик», пальчиковая гимнастика «Строители»; упражнения на развитие фонематического слуха «Лесорубы»; упражнения на развитие речевого дыхания «Фокус»; физкультминутка «Профессии».

2неделя

Наша улица. Наш город.

Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом язычке», мелкая моторика: пальчиковая игра «Пальчики – строители», развитие дыхания: «Строим дом», физкультминутка: «Строим дом, дом большой», фонематический слух: «Повтори чистоговорку».

3 неделя

День защитника Отечества.

Артикуляционная гимнастика. «Гудим как самолет», «Пулемет»; упражнения на развитие фонематического слуха. «Что звучит?» ; мелкая моторика: выкладывание самолета из счетных палочек, развитие дыхания: «Дует ветер на парашюты», физкультминутка: «Солдатики».

4 неделя

 Транспорт.

Артикуляционная гимнастика. «Самолёт летит», «Пароход гудит»; упражнения на развитие фонематического слуха. «Кораблики» ; мелкая моторика: «Выложи машину из крышек», развитие дыхания: «В мастерской», физкультминутка: «Транспорт».

Март

1 неделя

Весна. Мамин день.

Артикуляционная гимнастика «Выталкиваем язычком верхние и нижние зубки»; пальчиковая гимнастика «Подарок для мамы»; упражнения на развитие фонематического слуха. «Капель стучит по крыше» ;  развитие дыхания: «Подуй на цветок»; физкультминутка «Мамины помощники».

2 неделя

Перелетные птицы.

Артикуляционная гимнастика «Птичка», мелкая моторика: «Штриховка», развитие дыхания: «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые».», физкультминутка: «Перелетные птицы», фонематический слух: «Кто как кричит»; развивать силу и высоту голоса. «Эхо».

3 неделя

Насекомые.

Артикуляционная гимнастика. «Комар», «Жук» ; пальчиковая гимнастика. «Пчелы» ; упражнение на развитие фонематического слуха «Дятел»  ; развитие дыхания: «Помоги жучку», физкультминутка: «Бабочка проснулась», фонематический слух: «Бабочка».

4 неделя

 Семья.

Артикуляционная гимнастика «Малыш сосёт соску», пальчиковая гимнастика. «Моя семья» ; упражнения на развитие фонематического слуха: «Весёлая песенка», упражнение на развитие речевого дыхания «Старая бабушка» ; физкультминутка: «Водичка водичка..».

Апрель

1 неделя

 Одежда.

Артикуляционная гимнастика «Большие и маленькие пуговицы»,

мелкая моторика: пальчиковая гимнастика «Стирка», развитие дыхания: «Гладим белье», «Сдуваем пылинки», физкультминутка: «У нас в шкафу висели..», фонематический слух: «Шьем одежду».

2 неделя

Лес (ягоды, грибы, деревья).

Артикуляционная гимнастика «Грибочек», мелкая моторика: пальчиковая гимнастика «За грибами», развитие дыхания: «Кто как кричит в лесу», физкультминутка: «Руки подняли», фонематический слух: «Прогулка по лесу».

3 неделя

Посуда. Продукты питания.

Артикуляционная гимнастика «Откусим пирожок» - «Чашка»; пальчиковая гимнастика. «Посуда» Н. Нищевой ; упражнения на развитие речевого дыхания. «Чайник пыхтит»; физкультминутка: «Помощники», фонематический слух: «Чаепитие».

4 неделя

 Рыбы и другие обитатели воды.

Артикуляционная гимнастика «Щука», мелкая моторика: «Шнуровка», развитие дыхания: «Помоги рыбке», физкультминутка: «1, 2, 3, 4, 5!», фонематический слух: «Буря в море».

5 неделя

Праздник – путешествие «В гостях у язычка»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2024-2025г. Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

   Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей...

Перспективный план по культурно – досуговой деятельности на 2024–2025г.

Культурно-досуговая деятельность в дошкольной организации рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, как основа формирования его культуры. Развитие культ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ" - 2024-2025г

Программа разработана для детей 3,5-7 лет. В программе кроме традиционных приемов по ручному труду показаны нетрадиционные, такие как квиллинг, пластилинография, шейкер-открытки, декупаж, скрапбу...

Краткосрочный проект 1. 2024- 2025г

Краткосрочный проект 1. 2024- 2025г...

Краткосрочный проект 2. 2024- 2025г

Краткосрочный проект 2. 2024- 2025г....

Планирование воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. (2024-2025г)

Календарно-тематический план работы составлен с учетом регионального компонента. Содержание данного плана включает цель, формы, сопутствующие темы, творческие проекты....

Рабочая программа по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста 3-4 лет» 2024-2025г

Вовлечь максимальное число родителей в образовательный процесс, осуществляемый с детьми в возрасте 3 - 4 лет....