Нетрадиционное рисование
материал

Нетрадиционные техники рисования - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, далее будут перечислены техники, способствующие этому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания.

Нетрадиционные техники рисования - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, далее будут перечислены техники, способствующие этому.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое воспитание - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.

Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Задачи в работе с детьми:

- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

- Сформировать у детей технические навыки рисования.

- Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

В системе работы используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Новизна состоит в создании нестандартного интерактивного построения НОД с использованием нетрадиционных техник рисования, учитывая, что это для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка.

Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

С возрастом расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Существует классификация А. В. Никитиной, которая помогает определить, какая техника применяется в определенном дошкольном возрасте.

Давайте рассмотрим её.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

· рисование пальчиками;

· оттиск печатками из картофеля;

· тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

· оттиск поролоном или печатками из ластика;

· фотокопия (восковые мелки и акварель);

· фотокопия (свеча и акварель);

· отпечатки листьев;

· рисунки из ладошки.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

· кляксография обычная и с трубочкой;

· монотипия пейзажная и предметная;

· печать по трафарету.

Рассмотрим каждую нетрадиционную технику в отдельности.

Тычок жесткой полусухой кистью

В данной технике изображение получается путем опускания кисти в гуашь, после чего ребенок ударяет, вертикально держа кисточку по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета.

Оттиск поролоном, печатками из картофеля или ластика

Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую печатку/ поролон.

Фотокопия

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой или восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками или свечой остается не закрашенным.

Печать по трафарету

Изображение получается путем прижимания печатки или поролонового тампона к штемпельной подушечке с краской и нанесения оттиска на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, следует брать другой тампон и трафарет.

Монотипия предметная

Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину предмета (предмет должен быть

симметричным). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает жидко разведенную гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Потом лист накрывается другим листом и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже и дорисовываются детали.

Кляксография с трубочкой

Как и в обычной кляксографии ребенок зачерпывает пластиковой ложкой жидкую гуашь, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Отличие происходит в том, что ребенок начинает дуть на пятно через трубочку. Важно, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Затем процедура повторяется, если это необходимо. Можно дорисовать недостающие детали.

Отпечатки листьев

Способ получения изображения: ребенок покрывает литок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Монотипия пейзажная

Как и в предметной монотипии, лист бумаги скалывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в воде. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, которая предназначена для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Рисунки из ладошки

Способ получения изображения: растопырив пальцы, ребенок прикладывает ладонь к бумаге и обводит ее простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.

Каждая из этих техник - маленькая игра, путешествие в сказочную страну. Они помогают детям чувствовать себя раскованнее, выражать свое творческое начало и свое собственное "Я".

Требования к образовательному процессу.

Овладение нетрадиционной техникой является, с одной стороны, целенаправленным, с другой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.

Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования:

· экспериментирование;

· знакомство с нетрадиционной техникой;

· творческое преобразование;

· получение оригинального рисунка;

· использование приобретенного опыта.

Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

· игра, которая является основным видом деятельности детей;

· сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

· просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому человеку, им важно почувствовать себя значимыми;

· музыкальное сопровождение и т. д.

Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми, при этом они проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать.

Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Методическое обеспечение опыта.

Для освоения нетрадиционных технологий используются разнообразные приёмы и методы:

· словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

· наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

· метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

· игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

· метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Интеграция всех образовательных областей:

· Социально-коммуникативное развитие

· Познавательное развитие

· Речевое развитие

· Художественно-эстетическое развитие

· Физическое развитие

Форма и методы реализации программы:

· Групповая и индивидуальная работа с детьми;

· Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

· Мастер - классы с педагогами и родителями;

· Консультации для родителей и педагогов;

· Публикация информации на сайте ДОУ;

· Оформление предметно-окружающей среды.

Виды используемых техник нетрадиционного рисования.

· Рисование песком;

· Печать листьями;

· Рисование мятой бумагой;

· Кляксография с трубочкой;

· Печать по трафарету;

· Монотипия предметная;

· Монотипия пейзажная;

· Пластелинография;

· Рисование свечей;

· Оттиск пенопласта;

· Рисование пеной для бритья;

· Оттиск поролона;

· Рисование солью;

Материал:

· Наборов разно фактурной бумаги.

· Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

· Художественно-изобразительного материала.

· Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

· Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам

· Проведение открытого мероприятия

· Проведение мастер-класса среди педагогов

· Сообщение опыта работы на педсовете

Предполагаемый результат:

· Инициативность;

· Самостоятельность;

· Любознательность;

· Наблюдательность;

· Воображение, фантазия, образное мышление;

· Склонность к экспериментированию;

· Способность к принятию решений.

Как писалось ранее, рисование имеет огромное влияние на всестороннее развитие личности.

Как же нетрадиционные техники рисования способствуют развитию ребенка?

Ответ на этот вопрос, не пришлось искать в книгах, он пришел самостоятельно, в ходе работы с детьми с использованием нетрадиционных техник рисования.

Во-первых, на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается фантазия, воображение, возникает желание придумывать новые композиции.

Во-вторых, ребенок знакомится и учится использовать разные материалы для рисования.

В-третьих, у детей развивается координация движений.

Помимо этого в процессе использования нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.

Партнёрские отношения родителей и ДОУ.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Перед нами встали следующие задачи:

- организация творческого сотрудничества;

- установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;

- содействие родителям в общении с детьми;

-развитие у родителей уверенности в своих педагогических возможностях.

В консультациях предлагаем советы родителям по развитию творческих способностей дошкольников.

Для вовлечения родителей в воспитательно - образовательный процесс проводились такие мероприятия как:

выставки, конкурсы, мастер-классы.

Наиболее успешной формой для развития чувства дружбы, взаимопонимания является творческая работа в паре. Однако эффективность обеспечивается благодаря совокупности разных форм совместного творчества, а также в комплексном сочетании социализации с другими образовательными областями.

Таким образом, согласованная организованность в работе детского сада и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творческих способностей воспитанников ДОУ

Заключение.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует

интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Открытое интегрированное занятие в старшей группе № 6 на тему «Весеннее настроение». (Нетрадиционная техника рисования «Весеннее дерево») Музыкальное+нетрадиционное рисование

1. Цель: познакомить детей с русской поэзией, с картинами известных художников, с музыкой П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, А. Вивальди, развивать художественно- творческие способности детей, созд...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...