Методическое пособие Формирования представлений о профессиональной деятельности у детей дошкольного возраста».
методическая разработка
«Труд становится великим воспитателем,
когда он входит в жизнь наших воспитанников,
дает радость дружбы и товарищества,
развивает пытливость и любознательность,
рождает новую красоту в окружающем мире,
без которых невозможна жизнь человека»
В.А. Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ МО г. Краснодар
«Центр развития ребенка - детский сад №118»
Методическое пособие
Формирования представлений о профессиональной деятельности у детей дошкольного возраста».
Подготовили:
старший воспитатель
Шелудько Н.Н.,
воспитатель Кузнецова Н.Е.
2023 год
Аннотация:
Методическое пособие направлено на оказание помощи педагогам дошкольных организаций в осуществлении образовательной деятельности в области ранней профориентации детей дошкольного возраста. Предлагаемые материалы позволяют использовать возможности игровой, творческой деятельности детей в осуществлении воспитания и социального развития ребенка дошкольного возраста. Особенностью методических материалов является структурированная система, которая включает разделы: общие сведения о формировании представлений дошкольников о видах профессиональной деятельности; сценарии мероприятий, досугов, содержащие игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты, а также интеллектуальные игры и развлечения; стихотворения и загадки, направленные на формирование представлений дошкольников о профессиях, видах трудовой деятельности взрослых.
Пособие предназначено для использования в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.
Рецензент: преподаватель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета В.И.Евсюкова
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание 3
Пояснительная записка 4
Формирование представлений дошкольников о видах профессиональной деятельности 6
Сценарии образовательной деятельности для работы с детьми дошкольного возраста 9
Стихи и загадки для детей о профессиях 22
Заключение 30
Список использованной литературы 31
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Труд становится великим воспитателем,
когда он входит в жизнь наших воспитанников,
дает радость дружбы и товарищества,
развивает пытливость и любознательность,
рождает новую красоту в окружающем мире,
без которых невозможна жизнь человека»
В.А. Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с профессиями. У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные их возрасту формы познания узнают о разных профессиях.
В зависимости от способностей и психологических особенностей темперамента, характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном, эта деятельность должна носить информационный характер, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний, будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современные экономические реалии, развитие российского общества определили важными педагогическими задачами формирование представлений о профессиональной деятельности с ранних ступеней развития личности. Образовательная деятельность в данном направлении востребована как актуальная педагогическая задача уже на этапе дошкольного детства.
Основной целью знакомства с миром профессий является построение системы представлений дошкольника о профессиях и профессиональной деятельности, формирование интереса и понимания их значения в общественной жизни, осознание внешних и внутренних характеристик и требований к определённой профессиональной деятельности.
В познании мира профессий решается очень важная воспитательная задача – построение ценностного отношения ребенка к профессиональному труду, основ самоопределения в будущем профессиональном выборе. При этом в современном дошкольном воспитании формируемый круг профессиональных представлений у ребенка дошкольника достаточно конкретен. Преимущественно у ребенка формируется понимание содержания профессий, наблюдение за которыми вытекает из общего характера жизнедеятельности ребенка: продавец, врач, водитель, воспитатель, дворник и т. д.
Знакомство с профессиями, лежащими за пределами непосредственного восприятия, происходит намного позже. В связи с этим в воспитательной работе в данном направлении часто отсутствует возможность представить мир профессии как целостную взаимосвязанную систему жизнедеятельности человека. При этом на каждом историческом этапе возникает ряд профессий, вызывающих у подрастающего поколения большую заинтересованность, чем другие. К примеру, профессии, связанные с информационными технологиями, инженерные профессии являются в настоящее время наиболее социально престижными.
Но в дошкольном возрасте осознание многообразия профессий, построение системного видения профессиональной деятельности, затруднено, прежде всего, по причине того, что знание о профессии предлагается ребенку в отрыве от социально-трудовой сферы в которой она реализуется. Тем не менее, различные социально-трудовые сферы определяют задачи профессиональной деятельности, отражая и направляя суть входящих трудовых умений.
Поэтому налицо проблема отсутствия у ребенка системного представления о трудовой деятельности и взаимосвязи профессий, реализуемых конкретно в отдельной социально-трудовой сфере. К примеру, профессия строитель понимается и осознается ребенком как профессиональная деятельность только в том случае, если в его сознании выстаивается вся социально-трудовая область, реализуемая в данной сфере: инженер, архитектор, дизайнер, отделочник, водитель и др.
Таким образом, в социальном воспитании дошкольников становится актуальной задача обеспечение отражения современного мира профессий в отношении различных социально-трудовых сфер и областей, в которых реализуется профессиональная деятельность человека.
Именно тогда ребенок получает не только понимание сущности той или иной профессии, но и максимальное впечатление о её воплощении в реальной социальной жизнедеятельности, её взаимосвязи с другими профессиями, а также о перспективах развития этой профессиональной деятельности в будущем.
Профессиональное самоопределение становится важной задачей личностного развития, и как правило, становится наиболее важным в развитии личности в среднем и старшем школьном возрасте. Для успешной реализации этого процесса подготовка к выбору профессии начинается намного раньше, с первых впечатлений ребенка, полученных о трудовой деятельности взрослых, с проявлений любознательности, интереса к различным профессиям.
Первые представления о трудовой деятельности ребенок получает уже из наблюдений, сказок, рассказов родителей о своей работе. Если младший дошкольник проявляет интерес к профессиям через подражание, то в старшем дошкольном возрасте ребенок может дать точное разностороннее определение профессий, рассказать о её особенностях, о связи профессии с социальными потребностями человека.
Традиционно, знакомство с миром профессий в детском саду носит преимущественно информационный характер: чтение и обсуждение книг, встреча с представителями профессии, викторины, конкурсы. При этом недостаточно используется собственная активность детей в понимании и построении представлений об этой профессии.
При этом любая профессия имеет свою «жизнь», рождается и умирает, исходя из задач и потребностей социальной жизнедеятельности. Поэтому намного важнее ребенку понять, для чего нужна эта профессия, какие социально-трудовые задачи она выполняет и в какой сфере жизнедеятельности она реализуется, с какими другими профессиями она связана. В этом случае реализуется приоритетная цель воспитания – формирование ценностного отношения к труду и профессиональной деятельности человека.
В представленной технологии игрового моделирования социально-трудовой деятельности лежит знакомство с профессиями через осознание их места и содержания в различных социально-трудовых сферах. В инновационном процессе были выделены следующие социально-трудовые сферы жизнедеятельности человека:
– здравоохранение;
– образование;
– строительство;
– искусство;
– культурный досуг;
– спорт и физкультура;
– защита и охрана государства;
– сфера услуг;
– информационное пространство и технологии.
– сельское хозяйство.
Обозначенные социальные сферы примерны к рассмотрению, предполагается, что их актуальность и степень реализации обозначится в процессе ознакомления с ними. В свою очередь, они еще более конкретизируются в различных областях. К примеру, сфера «Искусство и культурный досуг» могут изучать по областям: музей, театр, парк культуры и отдыха и др.
Выбор остается за педагогами и детьми, основа – это игровое моделирование социально-трудовой области, как системы различных профессий, обозначение причины и смысла каждой отдельной профессии.
Весь представленный материал носит развивающий характер, что делает пособие источником творческого вдохновения ребенка, родителей и педагогов.
В данном пособии представлены сценарии, а также стихи и загадки для осуществления образовательного процесса по различным трудовым областям, прошедшие этап практической реализации педагогами в работе с дошкольниками.
Мы уверены в том, что данный сборник послужит прекрасным вспомогательным материалом и вдохновит всех участников педагогического процесса.
Желаем Вам вдохновения и творческих успехов!
СЦЕНАРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сценарий знакомства с профессиональной областью «Спорт»
«Фейерверк профессий в спорте»
Цель:
Формирование представлений дошкольников о мире профессий с использованием технологии игрового моделирования профессиональной деятельности в социально-трудовой сфере «Спорт».
Задачи:
- Расширить кругозор детей, закрепить их знания о различных профессиях в спорте в условиях игровой деятельности.
- Формировать у детей эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.
- Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности посредством моделирования.
- Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Участники:
- педагоги и дети групп «Умники» (средний дошкольный возраст), «Почемучки» (старший дошкольный возраст);
- инструктор по физической культуре.
Форма организации деятельности детей:
- взаимодействие с педагогами и детьми старшей группы «Почемучки».
Инвентарь:
- атрибуты представителей различных профессий: профессионального спортсмена (форма); тренера (форма контрастного цвета, свисток, бейсболка); судьи (форма, таблички с символикой оценки качества выступления команд);
- эмблемы команд участников; кубики, обручи, флажки.
Ход мероприятия
1. Мотивационно-побудительный этап.
(Звучит музыка, дети заходят в спортивный зал)
Воспитатель:
- Приветствуем участников мероприятия «Фейерверк профессий в спорте». Сегодня, ребята, мы с вами погрузимся в удивительный мир профессий.
Воспитатель:
- Поиграть собрались вместе,
Дети в тысячу профессий!
Жаль, но время у ребят
Сжато ровно во сто крат.
Поиграем в три из них!
Загадки мой продолжат стих.
Кто даст правильный ответ,
Выйдет к нам! Физкульт-привет!
(Далее, дети, отгадавшие загадку, получают атрибуты угаданной профессии)
Загадки:
В спорте толк он точно знает,
Он спортсменов наставляет,
Он учит цели добиваться,
За Олимпийский приз сражаться,
В соревнованьях побеждать,
И бодрость духа не терять.
(Ответы детей: «ТРЕНЕР»)
Он ведет соревнование.
Судит честно состязанье.
(Ответы детей: «СУДЬЯ»)
А теперь ответьте вместе,
Кто же не сидит на месте?
Кто здоров, умен, силён,
В спорте тысячи имен,
Чемпион в трудах без смен,
Это доблестный …
(Ответы детей: «СПОРТСМЕН»)
Воспитатель:
- Ребята, вы здорово справились с загадками! Ребята нашей группы, расскажут вам, как работает каждый угаданный вами профессионал!
Марина прочтет стихотворение и расскажет о главных задачах тренера.
Тренер знает лучше всех,
Как рождается успех:
Многолетней тренировкой,
Терпеливостью, сноровкой.
Только профессионал
Покоряет пьедестал.
(Воспитанник читает стихотворение и рассказывает о главных задачах тренера)
Для хорошего спортсмена
Нужен тренер непременно!
Развивает он сноровку
На спортивной тренировке.
И в бассейне, и на корте,
Он растит героев спорта.
Тренер – это не пустяк!
Говорят спортсмены так:
Чтоб забить в ворота шайбы
И направить в сетку мяч –
Тренер нам не помешал бы,
Для уменья и удач.
(Воспитанник расскажет о спортивных судьях. Воспитанник расскажет о спортсменах)
2. Основной этап.
Воспитатель:
- А теперь, давайте превратим наш спортивный зал в настоящий стадион, и станем профессионалами в спорте!
(Дети делятся на команды, получают эмблемы, а ребята с атрибутами судей и тренеров занимают свои места)
Воспитатель:
- Внимание, внимание, начнем соревнование!!! Уважаемые тренеры, просим Вас подготовить команды к приветствию!
(Командам участницам предлагается представить свою команду девизом)
Девиз группы «Умники»:
Спорт - это сила!
Спорт - это жизнь!
Победы добьемся -
Соперник, держись!
Девиз группы «Почемучки»:
За победу будем драться,
Вам придется постараться!
Воспитатель:
- Уважаемые судьи, оцените приветствие команд! Ребята, какие вы молодцы! Настоящие профессионалы!
- Уважаемые тренеры, прошу вас организовать разминку для спортсменов! Первыми разминаются спортсмены команды «Умники».
(Тренер (выбранный из числа воспитанников ребенок) проводит ритмическую гимнастику под музыкальное сопровождение)
Воспитатель:
- На разминку приглашается команда группы «Почемучки».
(Тренер проводит ритмическую гимнастику под музыкальное сопровождение)
Воспитатель:
- Уважаемые судьи, прошу вас оценить работу команд!
Команда «Умники», ваши оценки! (Судьи поднимают таблички со смайликами)
Команда «Почемучки», ваши оценки! (Судьи поднимают таблички со смайликами)
Воспитатель:
- Уважаемые тренеры, прошу построить команды для проведения эстафеты! (Тренеры дают сигнал командам на построение)
3. Эстафеты.
1) Дети стоят в колонне по одному, первый с флажком в руках, бежит до кегли, обегает ее и бежит обратно, передавая флажок следующему участнику.
2) «Собери урожай». Каждый игрок берет кубик и бежит вперед, кладет в обруч.
(По результатам проведённых эстафет, судьями выставляются оценки)
4. Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, у нас получился настоящий фейерверк профессий в спорте!!! Скажите, пожалуйста, какие представители спортивных профессий сегодня были у нас на стадионе? (Ответы детей)
- А какие из них самые важные? (Ответы детей)
- А если нет спортсмена, нужен ли тренер? (Ответы детей)
- А судья? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Давайте вместе с вами сделаем вывод!
Все вместе, хором:
- Все профессии - взаимосвязаны и важны!
Воспитатель (обращается к гостям):
- Дорогие гости, мы будем рады узнать о профессиях и в других сферах деятельности и с удовольствием придем на ваш «Фейерверк»!
Сценарий знакомства с профессиональной областью
«Культурный досуг»
Цель: Ознакомление детей с профессиями людей, занимающихся созданием мультипликационных фильмов. Раскрыть секреты создания мультфильмов. Развитие познавательных и творческих способностей старших дошкольников через создание мультфильмов.
Задачи:
- Способствовать развитию интереса у детей к созданию мультипликационных фильмов;
- Сформировать у детей элементарное представление о видах мультипликации, о многообразии профессий;
- Научить создавать тауматроп (игрушка, основанная на оптической иллюзии).
- Оборудование: проектор, презентация с видами анимации, фотоаппарат, ноутбук, картинки персонажей, фоновые картинки, музыкальные инструменты, столы с готовыми шаблонами для тауматропов, (игрушка, основанная на оптической иллюзии)
ножницы, клей.
Ход мероприятия
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие, в страну «Мультипликация».
Что же такое мультипликация? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно. Мультипликация - это создание фильма при помощи покадровой съемки рисунков или кукольных сцен. А кто нам скажет, для чего нам нужны мультфильмы? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Вы правы, ребята, что мультфильмы нас могут развлекать и учить нас хорошему. Чему нас учит Крокодил Гена? Лунтик? Кот Леопольд? (Ответы детей: «Учат дружить, делиться, не ссориться, слушаться…»)
Воспитатель:
- Ну что, ребята, готовы к путешествию? Тогда закройте глазки (звучит песня «Голубой вагон»).
Воспитатель:
- Первая станция «История мультипликации».
Здесь мы узнаем, как создавались первые мультфильмы.
Много лет назад не было ни камеры, ни компьютера, ни музыкального проигрывателя.
Для развлечения детей и взрослых люди придумали первое подобие мультфильмов - театр теней. А появился этот вид народного творчества в Китае и Индии. Люди вырезали из шкур животных кукол, которые приводили в движение при помощи нитей и палочек кукловоды. На бамбуковый каркас натягивалась бумага, которая служила большим экраном. Зрители размещались перед экраном и смотрели представление.
Следующая станция «Анимация».
Создание мультфильма очень трудоемкая работа. Анимация бывает разная. Посмотрите, что делает художник? (Ответы детей: «Рисует героя»)
Воспитатель:
- Такая анимация называется рисованная. Художник делает множество рисунков, чтобы герой сделал одно простое движение.
Как вы думаете, как называется анимация с использованием кукол? (ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, кукольная анимация. Объемные куклы устанавливают на фоне декораций, а затем их фотографируют. Чтобы снять мультфильм нужно сфотографировать героев много тысяч раз.
Следующий вид анимации – это пластилиновая. Она похожа на кукольную, только персонажей лепят из пластилина.
Ребята, а как называется анимация с использованием песка? (ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, песочная анимация. Песок насыпают на подсвеченную поверхность. Затем художник рисует на песке, а камера снимает получившиеся картинки.
А самая современная анимация – компьютерная. Актеры в специальных костюмах с датчиками совершают движения, которые фиксируются камерами и анализируются специальными программами.
Наше путешествие продолжается, и следующая станция «Профессиональная».
Мультфильмы создают режиссеры. Режиссер придумывает о ком и о чем будет мультфильм.
Это называется писать сценарий и создавать сюжет.
Как вы думаете, ребята, какими качествами должен обладать режиссер? (Примерные ответы детей: фантазией, выдумкой, усидчивостью, любознательностью)
Воспитатель:
- Если бы вы были режиссером, о чем бы был ваш мультфильм?
(Ответы детей: «О дружбе», «О добрых поступках», «О динозаврах», «О роботах…»)
Воспитатель:
- Сценарий попадает в руки художников. Они представляют будущего героя и рисуют его (рисованная анимация), лепят (пластилиновая) или шьют (кукольная).
Художники по декорациям создают план – фон (природа, город) и декорации (деревья, дома, машины).
Воспитатель:
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать художник?
(Примерные ответы детей: хорошо рисовать, фантазией, воображением, усидчивостью, уметь доводить начатое до конца, аккуратностью)
Воспитатель:
- Потом за работу берутся аниматор и оператор. Они работают вместе – аниматор передвигает картинки, а оператор снимает это на камеру.
Без музыки невозможно представить мультфильм. Она передает нам настроение героя или происходящего действия.
Композиторы пишут музыку для мультфильма, а актеры заставляют персонажей говорить. Как вы думаете, какими качествами должен обладать актер? (Ответы детей: «Уметь говорить разными голосами», «…громким голосом», «…четко выговаривать слова»)
Воспитатель:
- Следующая станция «Викторина».
В первом задании вам нужно назвать персонажа.
(Дети смотрят на слайды и называют имена персонажей: Лунтик, крокодил Гена, кот Леопольд, тетушка Сова, Леди Баг и Супер Кот, Фиксики, котенок Гав)
Воспитатель:
- Во втором задании вы увидите на экране профессию и должны будете сказать, что это за профессия и что этот человек делает.
(Ответы детей, воспитатель помогает:
- Режиссер - пишет, сочиняет, придумывает.
- Художник – рисует, лепит, шьет.
- Аниматор - двигает, передвигает.
- Оператор – снимает, фотографирует.
- Композитор – сочиняет музыку, пишет музыку.
- Актер – озвучивает, говорит разными голосами.)
Воспитатель:
- Молодцы! Вы замечательно справились. За правильные ответы вы можете выбрать персонажа, чтобы его раскрасить.
Викторина «В мире мультфильмов»
Цель:
- расширить знания детей о мире мультфильмов.
Задачи:
- способствовать развитию у детей чувства сплоченности коллектива, ответственности;
- способствовать творческому, логическому мышлению, развитию интеллектуальной деятельности.
Оборудование:
- проектор, аудиозапись;
- наклейки с героями мультфильмов для каждого ребенка; разноцветные кружки из бумаги.
Ход викторины:
Воспитатель:
- Детей встречают герои мультфильмов.
Добрый день, ребята. Мультфильмы любят смотреть не только взрослые, но и дети, ведь многие мультфильмы настолько увлекательные, что не могут не заинтересовать.
Вы любите смотреть мультфильмы? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Сегодня, мы собрались не просто так, а чтобы вспомнить любимые ваши мультфильмы, узнать, кто из вас знает их больше всех и лучше всех.
Я считаю, что все вы любите и хорошо знаете мир мультфильмов. Пусть же в вашем воображении все мультфильмы оживут, и их герои к нам придут. Ваши знания пусть вам помогут победить в нашей викторине.
Мы приветствуем вас на нашем празднике, который называется «В мире мультфильмов».
Прежде, чем начинать викторину, давайте разделимся на две команды, и выберем капитанов.
Ребята, мы будем вам задавать вопросы, и если ответите правильно, то на экране появится изображение с ответом. Та команда, которая знает правильный ответ, поднимает флажок и будет отвечать. Если команда отвечает правильно, ей засчитывается 1 балл, если ошиблись, то у другой команды есть шанс ответить правильно.
Команды готовы? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Тогда, для начала, проведем небольшую разминку. Я буду загадывать вам загадки, а вы дружно их отгадывайте.
Для него прогулки - праздник,
И на мед - особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … (ВИННИ-ПУХ)
Кто в телефонной будке жил,
Пел песни, с Геною дружил?
Он мягкими ушами
Запомнился нам с вами. (ЧЕБУРАШКА)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка, чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала,
И маленькую ласточку от холода спасла. (ДЮЙМОВОЧКА)
Весел он, как балалайка,
А зовут его … (НЕЗНАЙКА)
Воспитатель:
- Молодцы, отлично умеете отгадывать загадки. А теперь узнаем, внимательно ли вы смотрите мультфильмы. Вопросы нашей викторины:
1) Что Чебурашка подарил Гене на день рождения? (Ответы детей: «Вертолет»).
2) Как называется мультфильм – о маленьких человечках, которые живут внутри приборов и в машинах, они ухаживают за техникой и устраняют неполадки, они часто превращаются в винтики, чтоб люди не смогли о них узнать? («Фиксики»)
3) Назовите мультфильм о рыжем-рыжем, конопатом мальчике («Антошка»).
4) В этом мультфильме главный герой – врач-ветеринар. Он лечил зверей, добирался до больных на орле, на ките и т. д. («Доктор Айболит»)
5) В каком мультфильме герои пели песенку, лежа на песке, со словами: «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу, все лежу и лежу, и на львенка не гляжу…»? («Львенок и Черепаха»)
6) Какой мультипликационный герой прилетел к нам с Луны? (Лунтик из мультика «Лунтик и его друзья»)
7) Сказочный человечек с пропеллером за спиной? (Карлсон)
8) Герои этого мультфильма – осел, петух, пес, кот - были изгнаны хозяевами. Все они отправились путешествовать куда глаза глядят. Этот мультик был снят по сказке братьев Гримм. («Бременские музыканты»)
9) Какие слова мышам говорил кот Леопольд? (Ответы детей: «Ребята, давайте жить дружно!»)
10) Кто боялся прививок и заболел желтухой? (Бегемот)
Следующий конкурс нашей викторины: «Знатоки».
(Перед каждой командой лежат кружки зеленого, синего, красного и желтого цвета)
Воспитатель:
- Слушаем внимательно вопрос и смотрим на ответы. Выбираем из четырёх - правильный ответ и поднимаем кружок нужного цвета.
1) Что подарила ослику на день рождения сова?
З.: шарики воздушные
К.: хвост
Ж.: бант
С.: колокольчик
2) Кто был верной подругой Старухи шапокляк?
З.: кошка
К.: крыса
Ж.: попугай
С.: Змей Горыныч
3) Какой подарок получил Алёша попович от Святогора?
З.: меч
К.: коня
Ж.: сапоги
С.: билет в цирк
4) За кого крыса заставляла Дюймовочку выйти замуж?
З.: за слона
К.: за жука
Ж.: за крота
С.: за богатыря
5) Кто вредил коту Леопольду?
З.: тараканы
К.: собаки
Ж.: мыши
С.: птицы
6) На какой птице доктор Айболит перелетел через горы?
З.: на синице
К.: на орле
Ж.: на вороне
С.: на ястребе
7) Что несла своей бабушке Красная Шапочка?
З.: стакан молока
К.: мешок картошки
Ж.: пирожки
С.: новое платье
8) Что постоянно носила с собой белка в мультфильме «Ледниковый период»?
З.: орех
К.: ананас
Ж.: кокос
С.: жёлудь
9) Кем притворялся Винни-Пух, летая на воздушном шарике?
З.: самолётом
К.: тучкой
Ж.: пчёлкой
С.: космонавтом
Воспитатель:
- Молодцы, по итогам второго конкурса, вперёд выбивается команда «…».
(Подведение итогов, слово предоставляется жюри)
На этом же этапе ребята, совместно с родителями, предварительно готовили рисунки для выставки «Мой любимый мультгерой». Дети с огромным удовольствием изображали своих любимых персонажей, используя краски, карандаши и восковые мелки.
СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ О ПРОФЕССИЯХ
Детские стихи о профессиях помогут дошкольникам узнать о профессиях и расширить представления о разных видах профессиональной деятельности взрослых.
«Про профессии»
Стихи для детей Олеси Емельяновой, 2009 год.
«Столяр»
У Семена-столяра
Дело спорилось с утра:
Он строгал, пилил, сверлил,
Гвоздик молотком забил,
А шуруп блестящий верткий –
Быстро завернул отверткой.
Так он смастерил буфет,
Стол, комод и табурет.
А потом их шлифовал,
Ярким лаком покрывал
И приделывал к ним ручки,
Ножки и другие штучки.
«Художник»
На холсте художник Петя
Нарисует все на свете.
Опускает в краску кисть,
И на холст ее - хлобысть!
Хорошенечко размажет,
"Хороша картина!" – скажет.
Будут люди много дней
Думать, что же там на ней.
«Врач»
Любит делать доктор Лола
Всем прививки и уколы,
И, велев "А-а!" пропеть,
Горло палочкой смотреть,
Ставить градусник под мышку,
Слушать трубочкой одышку,
И в особую тетрадь
Все подробности писать.
И мальчишкам, и девчонкам
Мазать ссадины зеленкой,
Руки-ноги бинтовать
И рецепты штамповать.
«Повар»
Повар Вася очень ловко
Чистит ножиком морковку,
Сыр на крупной терке трет:
Взад-вперед да взад-вперед.
Суп мешает поварешкой
И толкушкой мнет картошку,
Режет ножиком укроп:
Вжик-вжик-вжик, и в миску оп!
Получилось вкусно чтобы,
Лично с блюд снимает пробы.
Всё посолит, поперчит
И горчицей погорчит.
«Уборщица»
У уборщицы Карлотты
Очень важная работа:
Подмести, пропылесосить,
Все поднять, что на пол бросят,
Вымыть окна, стены, пол,
Протереть от пыли стол.
Мусор вынести в мешочках,
Напоить цветы в горшочках,
Проследить, чтоб тут и там
Все стояло по местам.
«Учительница»
Нравится всезнайке Оле
Быть учительницей в школе.
Мелом на доске писать
Букву "А" и цифру "пять"
И указывать указкой:
"Это сом! А это ласка!
Это рыба! Это зверь!
Это парта! Это дверь!"
"Динь-динь-динь!" – звенит звонок,
Вот и кончился урок.
И должны ученики
Тряпкой мел стереть с доски.
«Портниха»
Для портнихи Виолетты
Дело есть зимой и летом.
Людям круглый год нужны
Платья, юбки и штаны.
Чтоб была обнова впору,
Все-все-все измерит споро –
Руки, талию и рост,
Шею, голову и хвост.
Тут же выкройку найдет,
Белым мелом обведет,
Раскроит, сошьет, погладит,
В платье манекен нарядит,
А потом сидит и ждет,
Что клиент за ним придет.
«Фермер»
Деревенский фермер Вова
Знает, как доить корову,
Траву на лугу косить,
Пойло для свиньи месить,
Справиться с козой рогатой,
Огород вскопать лопатой,
Грядки прополоть, взрыхлить
И из леечки полить.
От заката до рассвета
Вова трудится все лето,
Чтобы на зиму запас
У него был и у нас.
«Музыкант»
Любит музыкант Филиппка
Для людей играть на скрипке,
На рояле, на баяне,
На дуде, на барабане,
На гитаре, на трубе,
Ксилофоне, и себе,
Широко разинув рот,
Громким голосом поет:
"До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Села кошка на такси!"
Филе хлопают в ладоши –
Ах, какой концерт хороший!
«Спортсмен»
Нравится спортсмену Ване
Побеждать в соревнованьях!
Может молот он метать,
Бегать, прыгать, приседать,
Плавать, шпагами сражаться,
Подтянуться и отжаться,
Быстро веслами грести
И на пьедестал взойти
Выше всех, чтоб сразу дали
Кубки все и все медали!
«Строитель»
Для строителя привычно
Строить новый дом кирпичный.
Экскаватором Степан
Вырыл в поле котлован,
В землю вбил большие сваи,
А теперь цемент мешает,
Ровно кирпичи кладет –
Ветер щелки не найдет.
Кирпичи с земли Степану
Поднимать сподручно краном.
Вот и новый дом готов,
Запускать пора котов!
«Салон красоты»
Нравится работать Соне
Парикмахером в салоне –
Причесать, постричь, завить,
Лаком для волос облить.
Косметологу же Асе
Нравится ресницы красить,
Пудрить лоб и пудрить нос,
Красить губы ярче роз,
Щечки бледные румянить,
Веки обводить тенями,
И на пальчиках руки –
Красить лаком ноготки.
«Дрессировщица»
Укротительница Надя
Носит хлыст не драки ради.
Только скажет: "Алле-оп!"
Тут же слон на тумбу хлоп!
Хоботом потешно машет.
Лев на задних лапках пляшет,
Ей в его большую пасть
Голову не страшно класть.
Позабыв про сон и игры,
Прыгают сквозь кольца тигры.
После представленья Надя
Всех накормит и погладит.
«Программист»
Пантелею-программисту
Нравится печатать быстро.
Целый день сидит-молчит
И по кнопочкам стучит.
Стихотворения о профессиях Бориса Заходера.
«Слесарь»
Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней —
Сноровка!
«Повара»
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого:
Это раз — и готово!
(Если мама готовит обед.)
Но бывает, что некогда маме,
И обед себе варим мы сами,
И тогда
(Не пойму, в чём секрет!) —
Очень
Трудно
Готовить
Обед!
«Портниха»
Целый день сегодня
Шью.
Я одела
Всю семью.
Погоди немного, кошка, —
Будет и тебе одёжка!
«Монтёр»
Посмотрите,
Как хитёр
Этот маленький монтёр:
Он пока
Проводит свет
Только там,
Где тока нет!
Стихотворение автора Гайды Лагздынь
«Кем ты будешь»
Я — геолог.
Я — топограф.
Я — электрик.
Я — фотограф.
Плотник я!
Я — верхолаз!
Я — водитель!
Где «Камаз»?
Я — монтёр.
Я — крановщица.
Повар я.
Я — кладовщица!
Я — учитель.
Я — скрипач!
Медсестра.
Я — детский врач.
Мы за дело взялись дружно,
Потому что очень нужно!
Загадки о профессиях.
Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это - няня, ...
(ВОСПИТАТЕЛЬ)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут...
(ПЕКАРИ)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый...
(ПОВАР)
Арий, опер сочинитель
Назовется...
(КОМПОЗИТОР).
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый.
(ПАРИКМАХЕР)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ознакомление с миром профессий уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение его к социокультурным ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
Проводимая педагогами работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу о том, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Данное методическое пособие может быть использовано педагогами дошкольных образовательных организаций в работе с детьми дошкольного возраста с целью формирования интересов в области профессий и развития индивидуальности ребенка-дошкольника, его способностей.
Как показала проведенная работа, вокруг ребенка необходимо сформировать такую обогащенную среду, в которой он будет получать много разных впечатлений, опыта, умений, знаний и даже навыков.
В этой обогащенной среде ребенку интересно жить: выбор профессии – это увлекательное дело познания себя и мира. Пусть любознательность, поиск интересного в жизни станет устойчивой привычкой ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004 – 112 с.
2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учеб. пособие [Текст] / В. П. Арсентьева. М.: ФОРУМ, 2015. – 144 с.
3. Артемова, С.П. Ознакомление старших дошкольников с трудом и профессиям взрослых Ранняя профориентация дошкольников [Текст] / С.П. Артемова // Дошкольное учебное заведение, 2009. - №5. – С. 24-28.
4. Веракса Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2013. – 336 с.
5. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников [Текст] / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
6. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.П. Кондрашов.-Балашов – М.: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.
7. Королева М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий [Текст] / М.В. Королева // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 788-791.
8. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? [Текст] / Т.А. Шорыгина - М.: Гном и Д, 2010. — 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации: Развитие начальных естественнонаучных представлений в процессе экологического образования детей дошкольного возраста
Одной из важных проблем с которой сталкиваются образовательные процессы в дошкольном образовательном учреждении и начальной школы является проблема преемственности в естественнонаучном образован...
«Особенности формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...
Формирование пространственных представлений и ориентировки в игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель методического пособия (картотека игр) - формирование пространственных представлений и ориентировки, графических навыков у детей с нарушением зрения и предупреждение школьных трудностей в совместн...
Методическая разработка «Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебная вода"»
данный материал нацелен на развитие поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста...
Методическая разработка «Формирование представлений о правильном питании у детей дошкольного возраста»
Методиеская разработка состоит из двух конспектов о правильном питании...
Методическое пособие по опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста I, II, III часть
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21707946","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Соавторы: К.И. Ковтун, Н.А. Гжибовская Дошкольники &ndash...
Методическая разработка. Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и...