Методическое пособие Формирования представлений о профессиональной деятельности у детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Шелудько Надежда Николаевна

«Труд становится великим воспитателем,

когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества,

развивает пытливость и любознательность,

рождает новую красоту в окружающем мире,

без которых невозможна жизнь человека»

 В.А. Сухомлинский

 

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ МО г. Краснодар

«Центр развития ребенка - детский сад №118»

Методическое пособие

 Формирования представлений о профессиональной деятельности у детей дошкольного возраста».

Подготовили:

старший воспитатель

Шелудько Н.Н.,

воспитатель Кузнецова Н.Е.

2023 год

Аннотация:

 Методическое пособие направлено на оказание помощи педагогам дошкольных организаций в осуществлении образовательной деятельности в области ранней профориентации детей дошкольного возраста. Предлагаемые материалы позволяют использовать возможности игровой, творческой деятельности детей в осуществлении воспитания и социального развития ребенка дошкольного возраста. Особенностью   методических материалов является структурированная система, которая включает разделы: общие сведения о формировании представлений дошкольников о видах профессиональной деятельности; сценарии мероприятий, досугов, содержащие игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты, а также интеллектуальные игры и развлечения; стихотворения и загадки, направленные на формирование представлений дошкольников о профессиях, видах трудовой деятельности взрослых.

Пособие предназначено для использования в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.

Рецензент: преподаватель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета В.И.Евсюкова

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание                                                                                                                  3

Пояснительная записка                                                                                            4

Формирование представлений дошкольников о видах профессиональной деятельности                                                                                                              6

Сценарии образовательной деятельности для работы с детьми дошкольного возраста                                                                                                                      9

Стихи и загадки для детей о профессиях                                                              22

Заключение                                                                                                                 30

Список использованной литературы                                                                        31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Труд становится великим воспитателем,

когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества,

развивает пытливость и любознательность,

рождает новую красоту в окружающем мире,

без которых невозможна жизнь человека»

 В.А. Сухомлинский

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с профессиями. У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.

 Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные их возрасту формы познания узнают о разных профессиях.

В зависимости от способностей и психологических особенностей темперамента, характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном, эта деятельность должна носить информационный характер, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний, будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современные экономические реалии, развитие российского общества определили важными педагогическими задачами формирование представлений о профессиональной деятельности с ранних ступеней развития личности. Образовательная деятельность в данном направлении востребована как актуальная педагогическая задача уже на этапе дошкольного детства.

Основной целью знакомства с миром профессий является построение системы представлений дошкольника о профессиях и профессиональной деятельности, формирование интереса и понимания их значения в общественной жизни, осознание внешних и внутренних характеристик и требований к определённой профессиональной деятельности.

В познании мира профессий решается очень важная воспитательная задача – построение ценностного отношения ребенка к профессиональному труду, основ самоопределения в будущем профессиональном выборе. При этом в современном дошкольном воспитании формируемый круг профессиональных представлений у ребенка дошкольника достаточно конкретен. Преимущественно у ребенка формируется понимание содержания профессий, наблюдение за которыми вытекает из общего характера жизнедеятельности ребенка: продавец, врач, водитель, воспитатель, дворник и т. д.

Знакомство с профессиями, лежащими за пределами непосредственного восприятия, происходит намного позже. В связи с этим в воспитательной работе в данном направлении часто отсутствует возможность представить мир профессии как целостную взаимосвязанную систему жизнедеятельности человека. При этом на каждом историческом этапе возникает ряд профессий, вызывающих у подрастающего поколения большую заинтересованность, чем другие. К примеру, профессии, связанные с информационными технологиями, инженерные профессии являются в настоящее время наиболее социально престижными.

 Но в дошкольном возрасте осознание многообразия профессий, построение системного видения профессиональной деятельности, затруднено, прежде всего, по причине того, что знание о профессии предлагается ребенку в отрыве от социально-трудовой сферы в которой она реализуется. Тем не менее, различные социально-трудовые сферы определяют задачи профессиональной деятельности, отражая и направляя суть входящих трудовых умений.

Поэтому налицо проблема отсутствия у ребенка системного представления о трудовой деятельности и взаимосвязи профессий, реализуемых конкретно в отдельной социально-трудовой сфере. К примеру, профессия строитель понимается и осознается ребенком как профессиональная деятельность только в том случае, если в его сознании выстаивается вся социально-трудовая область, реализуемая в данной сфере: инженер, архитектор, дизайнер, отделочник, водитель и др.

Таким образом, в социальном воспитании дошкольников становится актуальной задача обеспечение отражения современного мира профессий в отношении различных социально-трудовых сфер и областей, в которых реализуется профессиональная деятельность человека.

Именно тогда ребенок получает не только понимание сущности той или иной профессии, но и максимальное впечатление о её воплощении в реальной социальной жизнедеятельности, её взаимосвязи с другими профессиями, а также о перспективах развития этой профессиональной деятельности в будущем.

Профессиональное самоопределение становится важной задачей личностного развития, и как правило, становится наиболее важным в развитии личности в среднем и старшем школьном возрасте. Для успешной реализации этого процесса подготовка к выбору профессии начинается намного раньше, с первых впечатлений ребенка, полученных о трудовой деятельности взрослых, с проявлений любознательности, интереса к различным профессиям.

Первые представления о трудовой деятельности ребенок получает уже из наблюдений, сказок, рассказов родителей о своей работе. Если младший дошкольник проявляет интерес к профессиям через подражание, то в старшем дошкольном возрасте ребенок может дать точное разностороннее определение профессий, рассказать о её особенностях, о связи профессии с социальными потребностями человека.

Традиционно, знакомство с миром профессий в детском саду носит преимущественно информационный характер: чтение и обсуждение книг, встреча с представителями профессии, викторины, конкурсы. При этом недостаточно используется собственная активность детей в понимании и построении представлений об этой профессии.

При этом любая профессия имеет свою «жизнь», рождается и умирает, исходя из задач и потребностей социальной жизнедеятельности. Поэтому намного важнее ребенку понять, для чего нужна эта профессия, какие социально-трудовые задачи она выполняет и в какой сфере жизнедеятельности она реализуется, с какими другими профессиями она связана. В этом случае реализуется приоритетная цель воспитания – формирование ценностного отношения к труду и профессиональной деятельности человека.

В представленной технологии игрового моделирования социально-трудовой деятельности лежит знакомство с профессиями через осознание их места и содержания в различных социально-трудовых сферах. В инновационном процессе были выделены следующие социально-трудовые сферы жизнедеятельности человека:

– здравоохранение;

– образование;

– строительство;

– искусство;

– культурный досуг;

– спорт и физкультура;

– защита и охрана государства;

– сфера услуг;

– информационное пространство и технологии.

– сельское хозяйство.

Обозначенные социальные сферы примерны к рассмотрению, предполагается, что их актуальность и степень реализации обозначится в процессе ознакомления с ними. В свою очередь, они еще более конкретизируются в различных областях. К примеру, сфера «Искусство и культурный досуг» могут изучать по областям: музей, театр, парк культуры и отдыха и др.

Выбор остается за педагогами и детьми, основа – это игровое моделирование социально-трудовой области, как системы различных профессий, обозначение причины и смысла каждой отдельной профессии.

Весь представленный материал носит развивающий характер, что делает пособие источником творческого вдохновения ребенка, родителей и педагогов.

В данном пособии представлены сценарии, а также стихи и загадки для осуществления образовательного процесса по различным трудовым областям, прошедшие этап практической реализации педагогами в работе с дошкольниками.

Мы уверены в том, что данный сборник послужит прекрасным вспомогательным материалом и вдохновит всех участников педагогического процесса.

 Желаем Вам вдохновения и творческих успехов!

СЦЕНАРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сценарий знакомства с профессиональной областью «Спорт»

«Фейерверк профессий в спорте»

           Цель: 

Формирование представлений дошкольников о мире профессий с использованием технологии игрового моделирования профессиональной деятельности в социально-трудовой сфере «Спорт».

Задачи:

  • Расширить кругозор детей, закрепить их знания о различных профессиях в спорте в условиях игровой деятельности.
  • Формировать у детей эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.
  • Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности посредством моделирования.
  • Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Участники:

- педагоги и дети групп «Умники» (средний дошкольный возраст), «Почемучки» (старший дошкольный возраст);

- инструктор по физической культуре.

Форма организации деятельности детей:

- взаимодействие с педагогами и детьми старшей группы «Почемучки».

Инвентарь:

- атрибуты представителей различных профессий: профессионального спортсмена (форма); тренера (форма контрастного цвета, свисток, бейсболка); судьи (форма, таблички с символикой оценки качества выступления команд);

- эмблемы команд участников; кубики, обручи, флажки.

Ход мероприятия

1. Мотивационно-побудительный этап.

(Звучит музыка, дети заходят в спортивный зал)

Воспитатель:

 - Приветствуем участников мероприятия «Фейерверк профессий в спорте». Сегодня, ребята, мы с вами погрузимся в удивительный мир профессий.

Воспитатель:

- Поиграть собрались вместе,

Дети в тысячу профессий!

Жаль, но время у ребят

Сжато ровно во сто крат.

Поиграем в три из них!        

Загадки мой продолжат стих.

Кто даст правильный ответ,

Выйдет к нам! Физкульт-привет!

(Далее, дети, отгадавшие загадку, получают атрибуты угаданной профессии)

Загадки:

В спорте толк он точно знает,

Он спортсменов наставляет,

Он учит цели добиваться,

За Олимпийский приз сражаться,

В соревнованьях побеждать,

И бодрость духа не терять.

(Ответы детей: «ТРЕНЕР»)

Он ведет соревнование.

Судит честно состязанье.

(Ответы детей: «СУДЬЯ»)

А теперь ответьте вместе,

Кто же не сидит на месте?

Кто здоров, умен, силён,

В спорте тысячи имен,

Чемпион в трудах без смен,

Это доблестный …

(Ответы детей: «СПОРТСМЕН»)

Воспитатель:

 - Ребята, вы здорово справились с загадками! Ребята нашей группы, расскажут вам, как работает каждый угаданный вами профессионал!

Марина прочтет стихотворение и расскажет о главных задачах тренера.

Тренер знает лучше всех,

Как рождается успех:

Многолетней тренировкой,

Терпеливостью, сноровкой.

Только профессионал

Покоряет пьедестал.

(Воспитанник читает стихотворение и рассказывает о главных задачах тренера)

Для хорошего спортсмена

Нужен тренер непременно!

Развивает он сноровку

На спортивной тренировке.

И в бассейне, и на корте,

Он растит героев спорта.

Тренер – это не пустяк!

Говорят спортсмены так:

Чтоб забить в ворота шайбы

И направить в сетку мяч –

Тренер нам не помешал бы,

Для уменья и удач.

(Воспитанник расскажет о спортивных судьях. Воспитанник расскажет о спортсменах)

2. Основной этап.

Воспитатель:

 - А теперь, давайте превратим наш спортивный зал в настоящий стадион, и станем профессионалами в спорте!

(Дети делятся на команды, получают эмблемы, а ребята с атрибутами судей и тренеров занимают свои места)

Воспитатель:

 - Внимание, внимание, начнем соревнование!!! Уважаемые тренеры, просим Вас подготовить команды к приветствию!

(Командам участницам предлагается представить свою команду девизом)

Девиз группы «Умники»:

Спорт - это сила!

Спорт - это жизнь!

Победы добьемся -

Соперник, держись!

Девиз группы «Почемучки»:

За победу будем драться,

Вам придется постараться!

Воспитатель:

- Уважаемые судьи, оцените приветствие команд! Ребята, какие вы молодцы! Настоящие профессионалы!

- Уважаемые тренеры, прошу вас организовать разминку для спортсменов! Первыми разминаются спортсмены команды «Умники».

(Тренер (выбранный из числа воспитанников ребенок) проводит ритмическую гимнастику под музыкальное сопровождение)

Воспитатель:

-  На разминку приглашается команда группы «Почемучки».

(Тренер проводит ритмическую гимнастику под музыкальное сопровождение)

Воспитатель:

 - Уважаемые судьи, прошу вас оценить работу команд!

Команда «Умники», ваши оценки! (Судьи поднимают таблички со смайликами)

Команда «Почемучки», ваши оценки! (Судьи поднимают таблички со смайликами)

Воспитатель:

- Уважаемые тренеры, прошу построить команды для проведения эстафеты! (Тренеры дают сигнал командам на построение)

3. Эстафеты.

1) Дети стоят в колонне по одному, первый с флажком в руках, бежит до кегли, обегает ее и бежит обратно, передавая флажок следующему участнику.

2) «Собери урожай». Каждый игрок берет кубик и бежит вперед, кладет в обруч.

(По результатам проведённых эстафет, судьями выставляются оценки)

4. Рефлексия.

Воспитатель:

- Ребята, у нас получился настоящий фейерверк профессий в спорте!!! Скажите, пожалуйста, какие представители спортивных профессий сегодня были у нас на стадионе? (Ответы детей)

- А какие из них самые важные? (Ответы детей)

- А если нет спортсмена, нужен ли тренер? (Ответы детей)

- А судья? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Давайте вместе с вами сделаем вывод!

Все вместе, хором:

- Все профессии - взаимосвязаны и важны!

Воспитатель (обращается к гостям):

- Дорогие гости, мы будем рады узнать о профессиях и в других сферах деятельности и с удовольствием придем на ваш «Фейерверк»!

C:\Users\metodist\Desktop\Иновационка\IMG-20221108-WA0037 (1).jpg

Сценарий знакомства с профессиональной областью

«Культурный досуг»

Цель: Ознакомление детей с профессиями людей, занимающихся созданием мультипликационных фильмов. Раскрыть секреты создания мультфильмов. Развитие познавательных и творческих способностей старших дошкольников через создание мультфильмов.

Задачи:

  1. Способствовать развитию интереса у детей к созданию мультипликационных фильмов;
  2.  Сформировать у детей элементарное представление о видах мультипликации, о многообразии профессий;
  3. Научить создавать тауматроп (игрушка, основанная на оптической иллюзии).
  4. Оборудование: проектор, презентация с видами анимации, фотоаппарат, ноутбук, картинки персонажей, фоновые картинки, музыкальные инструменты, столы с готовыми шаблонами для тауматропов, (игрушка, основанная на оптической иллюзии)

           ножницы, клей.

Ход мероприятия

Воспитатель:

 - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие, в страну «Мультипликация».

Что же такое мультипликация? (Ответы детей)

Воспитатель:

 - Правильно. Мультипликация - это создание фильма при помощи покадровой съемки рисунков или кукольных сцен. А кто нам скажет, для чего нам нужны мультфильмы? (Ответы детей)

Воспитатель:

 - Вы правы, ребята, что мультфильмы нас могут развлекать и учить нас хорошему. Чему нас учит Крокодил Гена? Лунтик? Кот Леопольд? (Ответы детей: «Учат дружить, делиться, не ссориться, слушаться…»)

Воспитатель:

- Ну что, ребята, готовы к путешествию? Тогда закройте глазки (звучит песня «Голубой вагон»).

Воспитатель: 

- Первая станция «История мультипликации».

Здесь мы узнаем, как создавались первые мультфильмы.

Много лет назад не было ни камеры, ни компьютера, ни музыкального проигрывателя.

Для развлечения детей и взрослых люди придумали первое подобие мультфильмов - театр теней. А появился этот вид народного творчества в Китае и Индии. Люди вырезали из шкур животных кукол, которые приводили в движение при помощи нитей и палочек кукловоды. На бамбуковый каркас натягивалась бумага, которая служила большим экраном. Зрители размещались перед экраном и смотрели представление.

Следующая станция «Анимация».

Создание мультфильма очень трудоемкая работа. Анимация бывает разная. Посмотрите, что делает художник? (Ответы детей: «Рисует героя»)

Воспитатель: 

 - Такая анимация называется рисованная. Художник делает множество рисунков, чтобы герой сделал одно простое движение.

Как вы думаете, как называется анимация с использованием кукол? (ответы детей)

Воспитатель:

- Правильно, кукольная анимация. Объемные куклы устанавливают на фоне декораций, а затем их фотографируют. Чтобы снять мультфильм нужно сфотографировать героев много тысяч раз.

Следующий вид анимации – это пластилиновая. Она похожа на кукольную, только персонажей лепят из пластилина.

Ребята, а как называется анимация с использованием песка? (ответы детей)

Воспитатель:

- Правильно, песочная анимация. Песок насыпают на подсвеченную поверхность. Затем художник рисует на песке, а камера снимает получившиеся картинки.

А самая современная анимация – компьютерная. Актеры в специальных костюмах с датчиками совершают движения, которые фиксируются камерами и анализируются специальными программами.

Наше путешествие продолжается, и следующая станция «Профессиональная».

Мультфильмы создают режиссеры. Режиссер придумывает о ком и о чем будет мультфильм.

Это называется писать сценарий и создавать сюжет.

Как вы думаете, ребята, какими качествами должен обладать режиссер? (Примерные ответы детей: фантазией, выдумкой, усидчивостью, любознательностью)

Воспитатель:

- Если бы вы были режиссером, о чем бы был ваш мультфильм?

(Ответы детей: «О дружбе», «О добрых поступках», «О динозаврах», «О роботах…»)

Воспитатель:

- Сценарий попадает в руки художников. Они представляют будущего героя и рисуют его (рисованная анимация), лепят (пластилиновая) или шьют (кукольная).

Художники по декорациям создают план – фон (природа, город) и декорации (деревья, дома, машины).

Воспитатель:

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать художник?

(Примерные ответы детей: хорошо рисовать, фантазией, воображением, усидчивостью, уметь доводить начатое до конца, аккуратностью)

Воспитатель:

- Потом за работу берутся аниматор и оператор. Они работают вместе – аниматор передвигает картинки, а оператор снимает это на камеру.

Без музыки невозможно представить мультфильм. Она передает нам настроение героя или происходящего действия.

 Композиторы пишут музыку для мультфильма, а актеры заставляют персонажей говорить. Как вы думаете, какими качествами должен обладать актер? (Ответы детей: «Уметь говорить разными голосами», «…громким голосом», «…четко выговаривать слова»)

Воспитатель:

- Следующая станция «Викторина».

В первом задании вам нужно назвать персонажа.

(Дети смотрят на слайды и называют имена персонажей: Лунтик, крокодил Гена, кот Леопольд, тетушка Сова, Леди Баг и Супер Кот, Фиксики, котенок Гав)

Воспитатель:

- Во втором задании вы увидите на экране профессию и должны будете сказать, что это за профессия и что этот человек делает.

(Ответы детей, воспитатель помогает:

- Режиссер - пишет, сочиняет, придумывает.

- Художник – рисует, лепит, шьет.

- Аниматор - двигает, передвигает.

- Оператор – снимает, фотографирует.

- Композитор – сочиняет музыку, пишет музыку.

- Актер – озвучивает, говорит разными голосами.)

Воспитатель:

- Молодцы! Вы замечательно справились. За правильные ответы вы можете выбрать персонажа, чтобы его раскрасить.

Викторина «В мире мультфильмов»

Цель:

- расширить знания детей о мире мультфильмов.

Задачи:

- способствовать развитию у детей чувства сплоченности коллектива, ответственности;

 - способствовать творческому, логическому мышлению, развитию интеллектуальной деятельности.

Оборудование: 

- проектор, аудиозапись;

- наклейки с героями мультфильмов для каждого ребенка; разноцветные кружки из бумаги.

Ход викторины:

Воспитатель:

- Детей встречают герои мультфильмов.

Добрый день, ребята. Мультфильмы любят смотреть не только взрослые, но и дети, ведь многие мультфильмы настолько увлекательные, что не могут не заинтересовать.

 Вы любите смотреть мультфильмы? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Сегодня, мы собрались не просто так, а чтобы вспомнить любимые ваши мультфильмы, узнать, кто из вас знает их больше всех и лучше всех.

Я считаю, что все вы любите и хорошо знаете мир мультфильмов. Пусть же в вашем воображении все мультфильмы оживут, и их герои к нам придут. Ваши знания пусть вам помогут победить в нашей викторине.

Мы приветствуем вас на нашем празднике, который называется «В мире мультфильмов».

Прежде, чем начинать викторину, давайте разделимся на две команды, и выберем капитанов.

Ребята, мы будем вам задавать вопросы, и если ответите правильно, то на экране появится изображение с ответом. Та команда, которая знает правильный ответ, поднимает флажок и будет отвечать. Если команда отвечает правильно, ей засчитывается 1 балл, если ошиблись, то у другой команды есть шанс ответить правильно.

Команды готовы? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Тогда, для начала, проведем небольшую разминку. Я буду загадывать вам загадки, а вы дружно их отгадывайте.

 Для него прогулки - праздник,

 И на мед - особый нюх.

 Это плюшевый проказник,

 Медвежонок … (ВИННИ-ПУХ)

 Кто в телефонной будке жил,

 Пел песни, с Геною дружил?

 Он мягкими ушами

 Запомнился нам с вами. (ЧЕБУРАШКА)

 Появилась девочка в чашечке цветка,

 И была та девочка, чуть больше ноготка.

 В ореховой скорлупке та девочка спала,

 И маленькую ласточку от холода спасла. (ДЮЙМОВОЧКА)

 Весел он, как балалайка,

 А зовут его … (НЕЗНАЙКА)

Воспитатель:

- Молодцы, отлично умеете отгадывать загадки. А теперь узнаем, внимательно ли вы смотрите мультфильмы. Вопросы нашей викторины:

1) Что Чебурашка подарил Гене на день рождения? (Ответы детей: «Вертолет»).

2) Как называется мультфильм – о маленьких человечках, которые живут внутри приборов и в машинах, они ухаживают за техникой и устраняют неполадки, они часто превращаются в винтики, чтоб люди не смогли о них узнать? («Фиксики»)

3) Назовите мультфильм о рыжем-рыжем, конопатом мальчике («Антошка»).

4) В этом мультфильме главный герой – врач-ветеринар. Он лечил зверей, добирался до больных на орле, на ките и т. д. («Доктор Айболит»)

5) В каком мультфильме герои пели песенку, лежа на песке, со словами: «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу, все лежу и лежу, и на львенка не гляжу…»? («Львенок и Черепаха»)

6) Какой мультипликационный герой прилетел к нам с Луны? (Лунтик из мультика «Лунтик и его друзья»)

7) Сказочный человечек с пропеллером за спиной? (Карлсон)

8) Герои этого мультфильма – осел, петух, пес, кот - были изгнаны хозяевами. Все они отправились путешествовать куда глаза глядят. Этот мультик был снят по сказке братьев Гримм. («Бременские музыканты»)

9) Какие слова мышам говорил кот Леопольд? (Ответы детей: «Ребята, давайте жить дружно!»)

 10) Кто боялся прививок и заболел желтухой? (Бегемот)

Следующий конкурс нашей викторины: «Знатоки».

(Перед каждой командой лежат кружки зеленого, синего, красного и желтого цвета)

Воспитатель:

- Слушаем внимательно вопрос и смотрим на ответы. Выбираем из четырёх - правильный ответ и поднимаем кружок нужного цвета.

1) Что подарила ослику на день рождения сова?

З.: шарики воздушные

К.: хвост

Ж.: бант

С.: колокольчик

2) Кто был верной подругой Старухи шапокляк?

З.: кошка

К.: крыса

Ж.: попугай

С.: Змей Горыныч

3) Какой подарок получил Алёша попович от Святогора?

З.: меч

К.: коня

Ж.: сапоги

С.: билет в цирк

4) За кого крыса заставляла Дюймовочку выйти замуж?

З.: за слона

К.: за жука

Ж.: за крота

С.: за богатыря

5) Кто вредил коту Леопольду?

З.: тараканы

К.: собаки

Ж.: мыши

С.: птицы

6) На какой птице доктор Айболит перелетел через горы?

З.: на синице

К.: на орле

Ж.: на вороне

С.: на ястребе

7) Что несла своей бабушке Красная Шапочка?

З.: стакан молока

К.: мешок картошки

Ж.: пирожки

С.: новое платье

8) Что постоянно носила с собой белка в мультфильме «Ледниковый период»?

З.: орех

К.: ананас

Ж.: кокос

С.: жёлудь

9) Кем притворялся Винни-Пух, летая на воздушном шарике?

З.: самолётом

К.: тучкой

Ж.: пчёлкой

С.: космонавтом

Воспитатель:

- Молодцы, по итогам второго конкурса, вперёд выбивается команда «…».

(Подведение итогов, слово предоставляется жюри)

На этом же этапе ребята, совместно с родителями, предварительно готовили рисунки для выставки «Мой любимый мультгерой». Дети с огромным удовольствием изображали своих любимых персонажей, используя краски, карандаши и восковые мелки.

                      C:\Users\metodist\Downloads\IMG_20231226_074918.jpg

СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ О ПРОФЕССИЯХ

Детские стихи о профессиях помогут дошкольникам узнать о профессиях и расширить представления о разных видах профессиональной деятельности взрослых.

«Про профессии»

Стихи для детей Олеси Емельяновой, 2009 год.

«Столяр»

У Семена-столяра
Дело спорилось с утра:
Он строгал, пилил, сверлил,
Гвоздик молотком забил,
А шуруп блестящий верткий –
Быстро завернул отверткой.
Так он смастерил буфет,
Стол, комод и табурет.
А потом их шлифовал,
Ярким лаком покрывал
И приделывал к ним ручки,
Ножки и другие штучки.

«Художник»

На холсте художник Петя
Нарисует все на свете.
Опускает в краску кисть,
И на холст ее - хлобысть!
Хорошенечко размажет,
"Хороша картина!" – скажет.
Будут люди много дней
Думать, что же там на ней.

«Врач»

Любит делать доктор Лола
Всем прививки и уколы,
И, велев "А-а!" пропеть,
Горло палочкой смотреть,
Ставить градусник под мышку,
Слушать трубочкой одышку,
И в особую тетрадь
Все подробности писать.
И мальчишкам, и девчонкам
Мазать ссадины зеленкой,
Руки-ноги бинтовать
И рецепты штамповать.

«Повар»

Повар Вася очень ловко
Чистит ножиком морковку,
Сыр на крупной терке трет:
Взад-вперед да взад-вперед.
Суп мешает поварешкой
И толкушкой мнет картошку,
Режет ножиком укроп:
Вжик-вжик-вжик, и в миску оп!
Получилось вкусно чтобы,
Лично с блюд снимает пробы.
Всё посолит, поперчит
И горчицей погорчит.

«Уборщица»

У уборщицы Карлотты
Очень важная работа:
Подмести, пропылесосить,
Все поднять, что на пол бросят,
Вымыть окна, стены, пол,
Протереть от пыли стол.
Мусор вынести в мешочках,
Напоить цветы в горшочках,
Проследить, чтоб тут и там
Все стояло по местам.

«Учительница»

Нравится всезнайке Оле
Быть учительницей в школе.
Мелом на доске писать
Букву "А" и цифру "пять"
И указывать указкой:
"Это сом! А это ласка!
Это рыба! Это зверь!
Это парта! Это дверь!"
"Динь-динь-динь!" – звенит звонок,
Вот и кончился урок.
И должны ученики
Тряпкой мел стереть с доски.

«Портниха»

Для портнихи Виолетты
Дело есть зимой и летом.
Людям круглый год нужны
Платья, юбки и штаны.
Чтоб была обнова впору,
Все-все-все измерит споро –
Руки, талию и рост,
Шею, голову и хвост.
Тут же выкройку найдет,
Белым мелом обведет,
Раскроит, сошьет, погладит,
В платье манекен нарядит,
А потом сидит и ждет,
Что клиент за ним придет.

«Фермер»

Деревенский фермер Вова
Знает, как доить корову,
Траву на лугу косить,
Пойло для свиньи месить,
Справиться с козой рогатой,
Огород вскопать лопатой,
Грядки прополоть, взрыхлить
И из леечки полить.
От заката до рассвета
Вова трудится все лето,
Чтобы на зиму запас
У него был и у нас.

«Музыкант»

Любит музыкант Филиппка
Для людей играть на скрипке,
На рояле, на баяне,
На дуде, на барабане,
На гитаре, на трубе,
Ксилофоне, и себе,
Широко разинув рот,
Громким голосом поет:
"До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Села кошка на такси!"
Филе хлопают в ладоши –
Ах, какой концерт хороший!

«Спортсмен»

Нравится спортсмену Ване
Побеждать в соревнованьях!
Может молот он метать,
Бегать, прыгать, приседать,
Плавать, шпагами сражаться,
Подтянуться и отжаться,
Быстро веслами грести
И на пьедестал взойти
Выше всех, чтоб сразу дали
Кубки все и все медали!

«Строитель»

Для строителя привычно
Строить новый дом кирпичный.
Экскаватором Степан
Вырыл в поле котлован,
В землю вбил большие сваи,
А теперь цемент мешает,
Ровно кирпичи кладет –
Ветер щелки не найдет.
Кирпичи с земли Степану
Поднимать сподручно краном.
Вот и новый дом готов,
Запускать пора котов!

«Салон красоты»
Нравится работать Соне
Парикмахером в салоне –
Причесать, постричь, завить,
Лаком для волос облить.
Косметологу же Асе
Нравится ресницы красить,
Пудрить лоб и пудрить нос,
Красить губы ярче роз,
Щечки бледные румянить,
Веки обводить тенями,
И на пальчиках руки –
Красить лаком ноготки.

«Дрессировщица»

Укротительница Надя
Носит хлыст не драки ради.
Только скажет: "Алле-оп!"
Тут же слон на тумбу хлоп!
Хоботом потешно машет.
Лев на задних лапках пляшет,
Ей в его большую пасть
Голову не страшно класть.
Позабыв про сон и игры,
Прыгают сквозь кольца тигры.
После представленья Надя
Всех накормит и погладит.

«Программист»

Пантелею-программисту
Нравится печатать быстро.
Целый день сидит-молчит
И по кнопочкам стучит.

Стихотворения о профессиях Бориса Заходера.

«Слесарь»

Мне нужны такие вещи:

Молоток,

Тиски

И клещи,

Ключ,

Напильник

И ножовка,

А всего нужней —

Сноровка!

«Повара»

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз — и готово!

(Если мама готовит обед.)

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чём секрет!) —

Очень

Трудно

Готовить

Обед!

«Портниха»

Целый день сегодня

Шью.

Я одела

Всю семью.

Погоди немного, кошка, —

Будет и тебе одёжка!

«Монтёр»

Посмотрите,

Как хитёр

Этот маленький монтёр:

Он пока

Проводит свет

Только там,

Где тока нет!

Стихотворение автора Гайды Лагздынь 

«Кем ты будешь»

Я — геолог.

Я — топограф.

Я — электрик.

Я — фотограф.

Плотник я!

Я — верхолаз!

Я — водитель!

Где «Камаз»?

Я — монтёр.

Я — крановщица.

Повар я.

Я — кладовщица!

Я — учитель.

Я — скрипач!

Медсестра.

Я — детский врач.

Мы за дело взялись дружно,

Потому что очень нужно!

Загадки о профессиях.

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это - няня, ...

(ВОСПИТАТЕЛЬ)

Булки нам и калачи

Каждый день пекут...

(ПЕКАРИ)

Варит кашу и бульон

Добрый, толстый...

(ПОВАР)

Арий, опер сочинитель

Назовется...

(КОМПОЗИТОР).

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

(ПАРИКМАХЕР)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ознакомление с миром профессий уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение его к социокультурным ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.

Проводимая педагогами работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу о том, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Данное методическое пособие может быть использовано педагогами дошкольных образовательных организаций в работе с детьми дошкольного возраста с целью формирования интересов в области профессий и развития индивидуальности ребенка-дошкольника, его способностей.

Как показала проведенная работа, вокруг ребенка необходимо сформировать такую обогащенную среду, в которой он будет получать много разных впечатлений, опыта, умений, знаний и даже навыков.

 В этой обогащенной среде ребенку интересно жить: выбор профессии – это увлекательное дело познания себя и мира. Пусть любознательность, поиск интересного в жизни станет устойчивой привычкой ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004 – 112 с.

2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учеб. пособие [Текст] / В. П. Арсентьева. М.: ФОРУМ, 2015. – 144 с.

3. Артемова, С.П. Ознакомление старших дошкольников с трудом и профессиям взрослых Ранняя профориентация дошкольников [Текст] / С.П. Артемова // Дошкольное учебное заведение, 2009. - №5. – С. 24-28.

4. Веракса Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2013. – 336 с.

5. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников [Текст] / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

6. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.П. Кондрашов.-Балашов – М.: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

7. Королева М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий [Текст] / М.В. Королева // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 788-791.

8. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? [Текст] / Т.А. Шорыгина - М.: Гном и Д, 2010. — 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации: Развитие начальных естественнонаучных представлений в процессе экологического образования детей дошкольного возраста

Одной из важных проблем с которой сталкиваются образовательные процессы  в дошкольном образовательном учреждении и начальной школы является проблема преемственности в естественнонаучном образован...

«Особенности формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...

Формирование пространственных представлений и ориентировки в игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Цель методического пособия (картотека игр) - формирование пространственных представлений и ориентировки, графических навыков у детей с нарушением зрения и предупреждение школьных трудностей в совместн...

Методическая разработка «Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебная вода"»

данный материал нацелен на развитие поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста...

Методическая разработка «Формирование представлений о правильном питании у детей дошкольного возраста»

Методиеская разработка состоит из двух конспектов о правильном питании...

Методическое пособие по опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста I, II, III часть

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21707946","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Соавторы: К.И. Ковтун, Н.А. Гжибовская        Дошкольники &ndash...

Методическая разработка. Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и...