Консультация для воспитателей " Гиперактивный ребёнок в группе, что делать?"
консультация

Масалева Елена Александровна

Всё чаще в группе появляются очень активные дети. Такой ребёнок находится в постоянном движении. Он не может играть в спокойные игры и некоторое время заниматься чем-то определённым, всегда нацелен на движение. Ребёнок ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям(постоянно всех задевает , дерётся, отнимает игрушки, вмешивается в игры других детей и мешает им, постоянно провоцирует на конфликт), не контролирует своё поведение. На занятиях ему трудно сосредоточиться, выслушать инструкцию и выполнить задание до конца. Ребёнок невнимателен, часто отвлекается на посторонние предметы, постоянно выкрикивает, перебивает, мешает всем остальным. Неаккуратен, теряет и разбрасывает вещи, игрушки. На замечания воспитателя реагирует с трудом, через короткое время конфликтная ситуация повторяется, несмотря на обещания исправиться.

           Что это? Болезнь, пробелы в воспитании ребёнка, допущенные родителями, или некомпетентность педагога? Что делать воспитателю, родителям, чтобы исправить ситуацию?

          Что такое гиперактивность?

          Это поведение гиперактивного ребёнка. Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает общепринятые нормы и становится не просто проявлением темперамента, а проблемой для самого ребёнка и окружающих.

         Надо понимать, что ребёнок излишне активен не потому, что его плохо воспитывали, а потому что у него слабая нервная система и быстрая утомляемость, поэтому регулировать свое поведение самостоятельно он не может.

Причины появления СДВГ

Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения.

3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей:

Диагностика СДВГ

Кто может поставить диагноз СДВГ ребёнку?

Только врач – психиатр или невролог.

Психолог, педагог или воспитатель могут только отметить трудности у ребёнка, высказать предположение и порекомендовать обратиться за консультацией к специалисту.

Врач разбирается с симптомами, ставит диагноз, прописывает лечение и в зависимости от особенностей проявления трудностей рекомендует занятия с психологом, дефектологом, логопедом.

Чтобы помочь такому ребёнку воспитатель, родители, специалисты, врачи должны взаимодействовать друг с другом и действовать совместно.

Правила поведения педагога с гиперактивным ребёнком:

* «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

* сажать за первый стол, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

* давать возможность в середине организованной деятельности подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);

* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свою радость, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

Как сформировать произвольную регуляцию деятельности у гиперактивного ребенка?

1. Не опекать чрезмерно такого ребенка.

2. Учить устанавливать договоренности относительно требований режима дня.

3. Ребенку необходимо самому принимать активное участие в решении вопросов о том, когда, что и в каком объеме ему необходимо делать.

4. Ребенок должен иметь возможность высказывать собственные пожелания.

5. Повторять обговоренный режим изо дня в день.

6. Включить в обиход функцию контроля времени – таймер, который  необходимо установить  заблаговременно до какого-либо задания (ребенок привыкает работать, планируя свои действия).

7. Повышение социальной компетентности, развитие общения (учить анализировать действия, находить причинно-следственные связи, проигрывать житейские ситуации, составлять рассказы по картинкам, оценивать поведения героев).

        При игре с гиперактивным ребенком надо учитывать особенности таких детей, а именно их неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (концентрировать своё внимание на деталях), трудности в ожидании своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих.     Поэтому играть, нужно сначала индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, и лишь после этого выводя на коллективные игры.

 Примеры таких игр:

«Черепаха» -  для контроля за своими движениямидвижение ребёнок начинает от противоположной стены к взрослому, как черепаха – медленно, не останавливаясь и не спеша. Через 2 – 3 минуты дается новая команда – остановиться, «замереть». Если игра проходит в группе, то побеждает тот, кто оказался дальше всех от взрослого. Можно повторить игру несколько раз, и обсудить её (что мешало двигаться медленно, и что помогло выполнять команды);

«Клубочек» - для обучения саморегуляции: расшалившемуся ребенку надо смотать в клубок яркую пряжу (веревку), причем размер клубка с каждым разом увеличивается, сообщая при этом, что пряжа (веревка) волшебная – она поможет ему успокоиться, не огорчаться, не уставать и не «заводиться», как только он начнет её сматывать;

«Птичка» - на развитие мышечного контроля: дать ребенку в ладошки маленькую, хрупкую пушистую птичку (иную игрушку), он должен подержать её в ладошках, защитить от коршуна, погладить, поговорить с ней, сказать добрые слова и успокоить ее. В дальнейшем игрушку можно не класть, а напомнить ребенку о ней и предложить успокоить ее снова, просто сложив ладошки и сев на стул;

«Что нового» -  игра для обучения концентрировать внимание на деталях: взрослый рисует геометрическую фигуру, по очереди (если в группе, то дети) к фигуре дорисовываются детали, создается тем самым картинка. Когда кто- то пририсовывает детали,  остальные глаза закрывают, и после их открытия находят новое в рисунке. Чем дольше игра, тем сложнее;

«Ласковые лапки» -  игра для снятия напряжения мышечных зажимов, снижения агрессивности: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.

Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

«Кричалки—шепталки—молчалки» - игра на развитие наблюдательности, умения действовать по правилу: из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

         Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант». Например, разыгрывается, как ребенок мешает старшему брату готовить уроки, и дело заканчивается потасовкой. А потом — положительный вариант, идеальная модель поведения, уход от конфликта (даже если в жизни ребенка этого практически не бывает). По мере продвижения вперед сценки должны усложняться, разнообразиться, обрастать сказочными или приключенческими подробностями.

          Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, вера в этого ребенка и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok_v_gruppe_chto_delat.docx149.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Гиперактивный ребёнок в группе, что делать?

Инструктор по ФК

Масалева Е.А.

13.11.2021

IMG_2397.JPG

Всё чаще в группе появляются очень активные дети. Такой ребёнок находится в постоянном движении. Он не может играть в спокойные игры и некоторое время заниматься чем-то определённым, всегда нацелен на движение. Ребёнок ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям(постоянно всех задевает , дерётся, отнимает игрушки, вмешивается в игры других детей и мешает им, постоянно провоцирует на конфликт), не контролирует своё поведение. На занятиях ему трудно сосредоточиться, выслушать инструкцию и выполнить задание до конца. Ребёнок невнимателен, часто отвлекается на посторонние предметы, постоянно выкрикивает, перебивает, мешает всем остальным. Неаккуратен, теряет и разбрасывает вещи, игрушки. На замечания воспитателя реагирует с трудом, через короткое время конфликтная ситуация повторяется, несмотря на обещания исправиться.

           Что это? Болезнь, пробелы в воспитании ребёнка, допущенные родителями, или некомпетентность педагога? Что делать воспитателю, родителям, чтобы исправить ситуацию?

          Что такое гиперактивность?

          Это поведение гиперактивного ребёнка. Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает общепринятые нормы и становится не просто проявлением темперамента, а проблемой для самого ребёнка и окружающих.

         Надо понимать, что ребёнок излишне активен не потому, что его плохо воспитывали, а потому что у него слабая нервная система и быстрая утомляемость, поэтому регулировать свое поведение самостоятельно он не может.

Причины появления СДВГ

Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения.

3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей:

Диагностика СДВГ

Кто может поставить диагноз СДВГ ребёнку?

Только врач – психиатр или невролог.

Психолог, педагог или воспитатель могут только отметить трудности у ребёнка, высказать предположение и порекомендовать обратиться за консультацией к специалисту.

Врач разбирается с симптомами, ставит диагноз, прописывает лечение и в зависимости от особенностей проявления трудностей рекомендует занятия с психологом, дефектологом, логопедом.

Чтобы помочь такому ребёнку воспитатель, родители, специалисты, врачи должны взаимодействовать друг с другом и действовать совместно.

Правила поведения педагога с гиперактивным ребёнком:

* «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

* сажать за первый стол, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

* давать возможность в середине организованной деятельности подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);

* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свою радость, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

Как сформировать произвольную регуляцию деятельности у гиперактивного ребенка?

1. Не опекать чрезмерно такого ребенка.

2. Учить устанавливать договоренности относительно требований режима дня.

3. Ребенку необходимо самому принимать активное участие в решении вопросов о том, когда, что и в каком объеме ему необходимо делать.

4. Ребенок должен иметь возможность высказывать собственные пожелания.

5. Повторять обговоренный режим изо дня в день.

6. Включить в обиход функцию контроля времени – таймер, который  необходимо установить  заблаговременно до какого-либо задания (ребенок привыкает работать, планируя свои действия).

7. Повышение социальной компетентности, развитие общения (учить анализировать действия, находить причинно-следственные связи, проигрывать житейские ситуации, составлять рассказы по картинкам, оценивать поведения героев).

        При игре с гиперактивным ребенком надо учитывать особенности таких детей, а именно их неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (концентрировать своё внимание на деталях), трудности в ожидании своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих.     Поэтому играть, нужно сначала индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, и лишь после этого выводя на коллективные игры.

 Примеры таких игр:

«Черепаха» -  для контроля за своими движениямидвижение ребёнок начинает от противоположной стены к взрослому, как черепаха – медленно, не останавливаясь и не спеша. Через 2 – 3 минуты дается новая команда – остановиться, «замереть». Если игра проходит в группе, то побеждает тот, кто оказался дальше всех от взрослого. Можно повторить игру несколько раз, и обсудить её (что мешало двигаться медленно, и что помогло выполнять команды);

«Клубочек» - для обучения саморегуляции: расшалившемуся ребенку надо смотать в клубок яркую пряжу (веревку), причем размер клубка с каждым разом увеличивается, сообщая при этом, что пряжа (веревка) волшебная – она поможет ему успокоиться, не огорчаться, не уставать и не «заводиться», как только он начнет её сматывать;

«Птичка» - на развитие мышечного контроля: дать ребенку в ладошки маленькую, хрупкую пушистую птичку (иную игрушку), он должен подержать её в ладошках, защитить от коршуна, погладить, поговорить с ней, сказать добрые слова и успокоить ее. В дальнейшем игрушку можно не класть, а напомнить ребенку о ней и предложить успокоить ее снова, просто сложив ладошки и сев на стул;

«Что нового» -  игра для обучения концентрировать внимание на деталях: взрослый рисует геометрическую фигуру, по очереди (если в группе, то дети) к фигуре дорисовываются детали, создается тем самым картинка. Когда кто- то пририсовывает детали,  остальные глаза закрывают, и после их открытия находят новое в рисунке. Чем дольше игра, тем сложнее;

«Ласковые лапки» -  игра для снятия напряжения мышечных зажимов, снижения агрессивности: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.

Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

«Кричалки—шепталки—молчалки» - игра на развитие наблюдательности, умения действовать по правилу: из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

         Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант». Например, разыгрывается, как ребенок мешает старшему брату готовить уроки, и дело заканчивается потасовкой. А потом — положительный вариант, идеальная модель поведения, уход от конфликта (даже если в жизни ребенка этого практически не бывает). По мере продвижения вперед сценки должны усложняться, разнообразиться, обрастать сказочными или приключенческими подробностями.

          Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, вера в этого ребенка и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Гиперактивный ребёнок"

Консультация для родителей  и воспитателей....

Консультация для родителей: "Гиперактивный ребёнок"

Гиперактивный ребенок: кто виноват, и что делать? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и имп...

консультация для родителей "Гиперактивный ребёнок"

консультация для родителей "Гиперактивный ребёнок"...

Консультация для родителей Гиперактивный ребёнок

Консультация для родителей Гиперактивный ребёнок...

Практические рекомендации родителям и воспитателям гиперактивного ребёнка

буклет для родителей - Как помочь гиперактивному ребёнку в домашних условиях справиться со своим поведением...

Консультация для воспитателей «Гиперактивный ребёнок»

Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших...

Консультация для воспитателей «Талантливый ребёнок в группе детского сада»

Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренност...