Готовность ребенка к школе
консультация
Готовность ребенка к школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Согласно федеральному образовательному стандарту дети с нарушениями интеллекта (далее – с НИ) поступают в первый класс по достижении семилетнего возраста, независимо от уровня психофизиологического развития и психологической готовности. Поэтому готовность к школе старшего дошкольника, по логике, должна быть максимальной.
Дети с нарушениями интеллекта – это дети, имеющие в развитии стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. У детей с нарушениями интеллекта обнаруживается своеобразный путь психолого-социального развития, а, следовательно, психологическая готовность к школе является индивидуальной.
В статье рассмотрим особенности проявления психологической готовности к школе у детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Готовность к школе– определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать следующие элементы:
Общие характерные черты психологического развития практически всех дошкольников с нарушениями интеллекта – это инфантилизм, поверхностное понимание социальных процессов.
Рассмотрим подробнее особенности проявления психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта (таблица 1).
Таблица 1
Особенности психологической готовности к школе у детей с НИ
Компонент психологической готовности к школе | Проявление в поведении дошкольника с нормой | Проявление в поведении дошкольника с НИ | Причины проявления компонента психологической готовности к школе |
Мотивация дошкольника | Дошкольник «хочет идти в школу», желает учиться и достигать школьных успехов, самоутверждается в позиции школьника. | Дошкольник «хочет идти в школу», потому что «все идут». Педагогическое воздействие в духе «учиться – значит, трудиться» приводит к скорому отказу от данного желания | Защитная реакция, предупреждение неудач, низкая самооценка, что объясняет внешнюю мотивацию дошкольника к обучению в первом классе |
«Внутренняя позиция школьника» или личностная готовность | Ребёнок готов к выполнению новых обязанностей, связанных со школьным обучением. Адекватно воспринимает, предъявляемые к нему требования | Позиция как таковая не сформирована, ребёнку нравится внешний вид (школьная форма), новые учебные принадлежности | Превалирует игровая форма деятельност, незрелые социальные связи не позволяют обучающемуся с НИ выстраивать межличностные и внутриличностные отношения более высокого уровня. |
Волевая готовность | Дошкольник обладает регулятивной функцией, которая проявляется в умении ставить цель, действовать согласно намеченному плану, оценивать собственный результат. | Ребенок не способен к устойчивому волевому усилию, «соскальзывает с деятельности», неадекватно оценивает результат собственной деятельности. | Психолого-физиологические особенности детей с НИ требуют снижения любой нагрузки на ребёнка особенно в период предшкольной подготовки. Положительный эмоциональный фон, игровые моменты способствуют снижению психологического напряжения. |
Интеллектуальная готовность | Ребёнок овладел основными мыслительными операциями анализа, обобщения, сравнения и т.п. Имеет достаточный уровень общей эрудиции, обычно ребёнок имеет базовый уровень дошкольной подготовки . | Ребёнок к старшему дошкольному возрасту уже успевает осознать, что многое у него не получается, как у сверстников. Испытывает трудности в проведении простых логических операций, не вникает в причинно-следственные связи, выстраивает поверхностные суждения | Физиологические причины развития ребёнка с НИ, вторичные дефекты обуславливают интеллектуальную недостаточность дошкольников. В совокупности с эмоциональной незрелостью и социальной зависимостью |
Познавательная активность | Дошкольник стремится получить неизведанное для себя знание, интересуется новым, находит элементарные причинно-следственные связи | Дошкольник не испытывает потребности в познании окружающего мира. Познавательная деятельность требует стимуляции и руководства со стороны взрослого. Познавательная активность дошкольника с НИ осуществляется в зоне ближайшего развития | Сложность в образовании новых нейронных связей не способствует развитию познавательного интереса у дошкольников, ведёт к усложнению получения нового знания |
Рассматривая проявления всех компонентов психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта, мы можем сделать следующие выводы:
- дошкольники с НИ требуют постоянного социально-психолого-педагогического сопровождения,
- предшкольная подготовка детей с НИ должна проходить в специально созданных условиях, с учетом психолого-физиологической и эмоциональной нагрузки,
- при организации работы с детьми с НИ в целях формирования оптимальной психологической готовности к школьному обучению необходимо использовать различные формы деятельности, в том числе индивидуальный и дифференцированный подход,
- особенности формирования психологической готовности к школе у детей с нарушениями интеллекта предполагают использование специальных технологий психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение по формированию психологической готовности к школе целесообразно организовывать в стенах ДОУ не менее, чем за 1-1,5 года до поступления в школу.
Технология психолого-педагогического сопровождения подразумевает использование следующих форм работы:
- индивидуальное и групповое консультирование семей, в которых воспитываются дети с НИ,
- тренинги по выработке стратегий развития ребёнка совместно с семьёй,
- педагогические консилиумы по утверждению программ развития ребенка,
- психолого-педагогическая диагностика дошкольников с НИ,
- коррекционные занятия по устранению недостатков развития детей интеллектуального, психомоторного, регулятивного, эмоционально-волевого характера.
Рассмотрим, какие формы технологии психолого-педагогического сопровождения будут способствовать формированию компонентам психологической готовности старших дошкольников с НИ (таблица 2).
Таблица 2
Формы реализации технологии сопровождения с целью формирования школьной психологической готовности ребенка с НИ
Компонент психологической готовности к школе | Приемлемые формы реализации технологии психолого-педагогического сопровождения | Средства формирования школьной психологической готовности детей с НИ |
Мотивация дошкольника | Различные формы психолого-педагогической поддержки, совместная работа с родителями, консультативная работа | Создание ситуации успеха; знакомство с новой деятельностью (обучение). |
Личностная готовность | Коррекция различных сторон личностного развития ребёнка | Обучение различным способам деятельности, введение учебной деятельности через задания творческого характера. Реализация охранного режима взаимодействия с детьми. |
Волевая готовность | Обучение планированию, следованию алгоритму, формирование установки доводить дело до конца. | |
Интеллектуальная готовность | Коррекционно-развивающие занятия, способствующие сглаживанию вторичных дефектов интеллектуальной недостаточности. | |
Познавательная активность | Использование различных образовательных форм деятельности с целью повышения познавательной активности | Воспитательные формы деятельности, способствующие расширения кругозора детей с НИ (экскурсия, исследование, игра). |
Таким образом, мы констатируем, что в практике работы с детьми с НИ рекомендуется использовать технологию психолого-педагогического сопровождения, а также, различные формы коррекционно-развивающей деятельности, способствующих формированию психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста с ИН.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Петушок»
Консультативный материал для родителей
«Психологическая готовность к школе детей с нарушениями интеллекта»
учитель-дефектолог
Милюковой Е.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...