Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
статья по логопедии

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

     За последние десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями. Специалисты отмечают разнообразие форм речевой патологии, которые имеют многообразную этиологию и симптоматику, обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений. У многих детей речевая недостаточность имеет недифференцированный характер, и переплетается с недостатками в двигательной, когнитивной и других сферах психической деятельности (И.Ю.Левченко, А.В.Семенович, Т.Н.Волковская, А.Н.Корнев, О.Н.Усанова и др.)

Часто причины проблем кроются в наличие повреждений центральной нервной системы, возникающими в перинатальный период, в случае патологии родов и во время развития нервной системы в течение первых месяцев жизни ребёнка. Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, отставание в расширении словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. И как следствие - трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

     Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи у детей, ее чистоте и правильности, предупреждать и исправлять различные нарушения. В связи с тем, что в настоящее время на государственном уровне предъявляются новые требования к организации образовательного процесса и образовательной среды становиться очень актуальным вопрос поиска и внедрения в практику педагогических инноваций. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

     Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Поэтому, в работе логопеда с детьми с нарушениями речи, можно использовать нейроигры и нейроупражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

     За последние десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями. Специалисты отмечают разнообразие форм речевой патологии, которые имеют многообразную этиологию и симптоматику, обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений. У многих детей речевая недостаточность имеет недифференцированный характер, и переплетается с недостатками в двигательной, когнитивной и других сферах психической деятельности (И.Ю.Левченко, А.В.Семенович, Т.Н.Волковская, А.Н.Корнев, О.Н.Усанова и др.)

Часто причины проблем кроются в наличие повреждений центральной нервной системы, возникающими в перинатальный период, в случае патологии родов и во время развития нервной системы в течение первых месяцев жизни ребёнка. Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, отставание в расширении словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. И как следствие - трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

     Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи у детей, ее чистоте и правильности, предупреждать и исправлять различные нарушения. В связи с тем, что в настоящее время на государственном уровне предъявляются новые требования к организации образовательного процесса и образовательной среды становиться очень актуальным вопрос поиска и внедрения в практику педагогических инноваций. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

     Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Поэтому, в работе логопеда с детьми с нарушениями речи, можно использовать нейроигры и нейроупражнения. 

     Нейроигры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Включение нейроигр и упражнений на занятия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

      Основная цель применения нейрогимнастики с детьми нашей логопедической группы - это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • Стимулировать речевую активность детей;
  • Развивать слухоречевое внимание детей;
  • Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
  • Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

     Все кинезиологические упражнения, имеют свою конкретную цель, и их можно разделить на три функциональных блока:

1.Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз, вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.

Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями), вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

«Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

2.Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

Игра «Звуковая тропинка». Дети идут точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А - ○], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У - ○], наступать нужно левой ногой. (в старшей группе берём символы пройденный звуков, а в подготовительной группе используем буквы). Используем картинки на дифференциацию любых звуков.

«Перекрёстные шаги». Пройти по болоту, высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.

«Хлопни, топни». Прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок.

«Чья картинка?». Из фасолевого или горохового бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука.

Например: если в слове есть звук [Л] - кладём правой рукой, если в слове звук [Р]- кладём левой рукой.

«Волшебная песочница». Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.

«Волшебные палочки». Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, показывая на неё соответствующей палочкой (на картинку со звуком [Ж] - зелёной палочкой, на картинку со звуком [Ш] розовой палочкой).

3.Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

«Кольцо». По очереди в медленном темпе, когда начинает получаться более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука - от указательного пальца к мизинцу, а левая - от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

«Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Червячок в яблочке». Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Используем речевой материал для автоматизации какого-либо звука: червяк дорогу сверху вниз в огромном яблоке прогрыз.

«Кулачок - ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу - ладошка. Упражнение сопровождаем стихотвореньем: На поляне большой, стоит печка с трубой.

«Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнения закрепляет воспитатель на индивидуальных занятиях в вечернее время.

     В заключении можно сделать вывод, что, регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ТНР.

Список литературы:

  1. Брейн Джим «Гимнастика мозга»
  2. Назаревская Т.Н. «Звуковые нейроупражнения. 24 таблички»
  3. Назаревская Т.Н. «Смотри и повторяй». 45 карточек для развития мозга.
  4. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»
  5. Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В материале отражены особенности загадок, их роль в воспитании и развитии детей, а также выделены принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста....

Использование нейроигр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий...

Презентация на тему: "Использование фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

   В логопедической деятельности идёт активный поиск новых вариативных форм организации помощи дошкольникам, а также происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизац...

Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заб...

Мастер класс для-педагогов "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер- класс для педагогов "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"...

Методическая разработка по теме: "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка по теме: "Использование нейроупражнений в логопедичесакой работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 В...