Консультация "Как диагностировать уровень привязанности ребенка к матери"
консультация (подготовительная группа)
В консультации идёт речь о следующем: выделяют три вида нарушения привязанности у детей: уклоняющийся, амбивалентный, дезорганизованный. Дети с нарушенным чувством привязанности имеют проблемы с регулированием эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_diagnostirovat_uroven_privyazannosti_rebenka_k_materi.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
(Проективные методики)
Как диагностировать уровень привязанности ребенка к матери
По опыту общения с мамой у ребенка вырабатывается внутренняя модель поведения для взаимодействия с другими людьми. Выделяют три вида нарушения привязанности у детей: уклоняющийся, амбивалентный, дезорганизованный. Дети с нарушенным чувством привязанности имеют проблемы с регулированием эмоций. Чаще других они склонны отрицать эмоции либо, наоборот, слишком бурно их выражать и не контролировать.
Типы привязанности
Как провести диагностику по методике
Методику «Птичье гнездо» проводите с детьми подготовительной группы. Для диагностики подготовьте лист А4, карандаши, фломастеры или мелки. Работайте с ребенком индивидуально.
Предложите дошкольнику инструкцию: «Ты любишь рисовать? Я тоже люблю. Я предлагаю тебе сегодня порисовать. Нарисуй, пожалуйста, гнездо, птичек, которые там живут, и где это гнездо находится». Наблюдайте за ребенком в процессе рисования. Отметьте, в какой последовательности он изобразил гнездо и обитателей, к каким обитателям возвращался повторно. Следите, как часто ребенок стирает, делает ли паузы, комментирует ли свою работу.
Когда дошкольник закончит рисовать, обсудите рисунок. Не просите сравнивать гнездо и птиц с членами семьи, так ребенок не будет приукрашивать образ, и вы сможете обойти защитные механизмы. Рисование гнезда птицы вызывает меньший уровень тревоги, чем рисунок семьи, и информация является достоверной.
Упражнения
Как проанализировать рисунок
Когда обрабатываете методику, обратите внимание на время выполнения, отношение ребенка к заданию, общее впечатление о рисунке. Интерпретируйте как в любой проективной методике: особенности линий, расположение и размер изображения, штриховку, стирание, последовательность рисования обитателей гнезда и паузы.
Изображение птичьего гнезда
Обратите внимание на цвета. Дети с надежной привязанностью используют преимущественно зеленый. Когда в рисунке преобладает коричневый цвет, диагностируйте у ребенка амбивалентную привязанность.
Ребенок с амбивалентной привязанностью сильно нажимает на карандаш, рисует много темных пересекающихся штрихов. Обилие штриховки и неравномерный нажим трактуйте как показатели повышенной тревожности и неуверенности в себе. Дети, которые при изображении гнезда наносят повторяющиеся линии только по форме круга, склонны к хроническим неврозам и навязчивым состояниям.
Если ребенок нарисовал пустое птичье гнездо или гнездо сверху и без дна в виде баранки, он ощущает одиночество, ему не хватает тепла, поддержки и заботы со стороны близких взрослых. Родители эмоционально холодны и равнодушны к нему. Когда дети объясняют рисунок-баранку, они могут использовать тему «ожидания», например: «Гнездо пустое, оно ждет, что кто-нибудь прилетит и отложит в него яйца» или «Гнездо построено, но я не знаю, что делать дальше».
Проанализируйте, где и как расположено гнездо, например, ровно горизонтально или под наклоном. Дети с амбивалентной привязанностью рисуют для поддержки дерево, но гнезда размещают на слабых тонких ветках или на конце ветки. Гнездо балансирует и может упасть. Если ребенок не изобразил дерево, он ощущает недостаток поддержки и стабильности, не уверен в себе.
Интерпретируйте погодные условия, чтобы понять общие переживания ребенка, его настроение и отношение к жизненной ситуации. Если он изобразил плохую погоду, например, грозу, ветер или хищных птиц, значит ребенок воспринимает окружающий мир как враждебный.
Дети могут сами искать поддержку и изобразить ее в рисунке. О поисках поддержки дети упоминают и при объяснении рисунков, к примеру: «Гнездо надо поднять повыше, чтобы охотники его не увидели», «Сова будет охранять птенцов, когда мама-птица улетит за едой. Так орел не сможет напасть», «Ястребов надо стрелять, чтобы они не напали на птичек» или «Птичкам надо жить в стае, тогда на них никто не нападет».
Ребенок может нарисовать гнездо, которое разрушают внешние угрозы, например: «Ветер такой сильный, что сдул гнездо и оно упало на землю», «Прилетел орел и съел всех птичек» или «Пришли охотники и застрелили птиц». Через разрушение и потерю гнезда ребенок может выразить свои чувство гнева, переживание утраты, печаль.
Изображения птиц, птенцов и яиц
Птицы символизируют родителей. Дети с надежной привязанностью рисуют птиц-родителей, которые кормят птенцов или высиживают яйца. Если родители отстранены от ребенка, эмоционально холодны, формально выполняют родительскую роль, он изображает бездействующих птиц на расстоянии от птенцов и яиц или не изображает совсем, например: «Птичка оставила яйца во время грозы».
Если ребенок рассказывает о том, что птица покинула гнездо, спросите: «Что чувствуют птенцы, когда птица-мама покинула гнездо?», «Есть кто-то, кто заботится о птенчике?» и «Что нужно сделать, чтобы птенец стал чувствовать себя в безопасности?».
Птенец или яйцо на рисунке символизируют самого ребенка. Яйцо – метафора новой и хрупкой жизни, которая развивается. Обратите внимание, где в гнезде находится птенец. Благополучные дети размещают его в центре, тревожные и неуверенные – с краю.
Другие птенцы и яйца в рисунке «Птичье гнездо» могут представлять братьев и сестер дошкольника. Если у ребенка есть братья и сестры, но он не рисует других птенцов или дополнительные яйца, он может испытывать ревность, зависть и эмоциональную холодность к этим детям. У ребенка может отсутствовать привязанность к сиблингам, или он переживает утрату, потерю.
Беседа с ребенком
После того как ребенок нарисует птичье гнездо, обсудите с ним то, что он изобразил. Если дошкольник говорит, что птички не разговаривают друг с другом, это указывает на изоляцию птенца или яйца. Фраза «Птенчик на самом краю, он может вывалиться из гнезда, или его утащит ястреб» говорит о страхах ребенка. Чувство уязвимости, отсутствие защиты, угрозы благополучию живущих в гнезде, потеря гнезда выражается в фразе: «Скоро пойдет холодный дождь».
Какую коррекционную работу планировать
Для дальнейшей диагностической и коррекционной работы вы можете использовать пособие и метафорические карты «Домик на дереве» О.В. Богачевой (2017). Набор содержит карты с изображением птиц и птенцов, домиков для птиц, а также брошюру с черно-белыми изображениями птиц для ксерокопирования, инструкцию и тематическое поле.
Ребенок описывает с помощью карточек жизненные ситуации, особенности людей, эмоции и взаимоотношения. Свой дом он сравнивает с гнездом, успех и неудачи – с взлетами и падениями. Играйте с ребенком, чтобы понять, как он ощущает себя в родительской семье, чувствует ли себя в безопасности, легко ли находит свое место.
Предложите родителям ребенка поработать с карточками. Взрослые в игре могут выразить, как они воспринимают своего ребенка, какие надежды на него возлагают, как помогают добиваться успехов. Проведите совместное занятие с дошкольником и его родителями, чтобы изменить неэффективные модели родительского поведения.
Упражнения по методике «Домик на дереве»
УПРАЖНЕНИЕ «ПТИЧКА»
Цель: изучить стратегии построения коммуникативных связей на примере взаимоотношений в семье.
Инструкция.
Проведите упражнение индивидуально с ребенком. Покажите ему карточки с изображением птиц, гнезд и поле, на котором их нужно расположить.
Попросите выбрать птицу, которая нравится больше всего, и описать ее, придумать о ней рассказ. Если ребенок затрудняется, задайте наводящие вопросы, например: «Какого размера эта птица, как называется вид? Какого возраста и пола? Умеет ли она летать? Что любит, чего боится?» Дошкольник может придумать собственный вид, которого не существует в природе.
Попросите выбрать для птицы домик и рассказать, как она оказалась в нем. Проанализируйте рассказ и выясните, есть ли у ребенка безопасное место, насколько оно комфортно и доступно, как это место используется, какие чувства вызывает и с чем эти чувства связаны.
Предложите выбрать членов семьи для его птички. Если ребенок говорит, что у птицы нет семьи, попросите представить ее совсем маленьким птенчиком.
Спросите, кто помог ей вырасти и научил летать. Узнайте у ребенка, как выбранные птицы живут, взаимодействуют между собой, с какими трудностями встречаются, какие способности каждой птички помогают семейству справляться с ними. УПРАЖНЕНИЕ «СЕМЬЯ»
Цель: составить представление о семейных ролях, иерархии, внутрисемейных отношениях.
Инструкция.
Проведите упражнение с детско-родительской парой. Покажите участникам карточки с изображением птиц, гнезд и поле, на котором их нужно расположить. Используйте и цветные, и черно-белые изображения, которые участники могут раскрасить. Ребенку и родителю предложите выбрать карты с птицами, из которых можно составить семью. Каждый участник составляет свою семью.
Попросите по очереди рассказать о семействе. Задайте вопросы: «Какого размера каждая птичка? Где обитает? Чем питается? Как семейство зимует? Если они перелетные, как преодолевают перелет?». Следите, чтобы участники относились уважительно к каждой истории. Каждого участника попросите выбрать из своей семьи одну птичку и обосновать выбор. Обратите внимание, каких птиц они выбрали и соответствует ли описание птицы реальному статусу участника.
Предложите ситуацию: птицы встретились. Спросите участников, как они могут контактировать, как пройдет встреча, что может помочь, а что – помешать, смогут ли найти общий язык.
УПРАЖНЕНИЕ «ДОМИК НА ДЕРЕВЕ»
Цель: проработать проблемы отделения ребенка от родителей на этапах социализации ребенка и при прохождении возрастных кризисов. Упражнение «Домик на дереве» может использоваться для работы с родителями и для работы с детьми.
Инструкция.
Проведите упражнение с ребенком или родителем. Покажите карточки с изображением птиц, гнезд и поле, на котором их нужно расположить. Предложите участнику выбрать карточки и собрать семейство птиц. Спросите, как птички взаимодействуют между собой, как родители заботятся о своем птенце.
Попросите выбрать домики для каждой птицы и рассказать, как каждая птичка чувствуют себя в нем. Спросите, близко или далеко друг от друга находятся домики. Когда работаете с родителем, сделайте акцент на том, что у каждой птицы есть личное пространство.
Обратите внимание, какие чувства испытывает родитель или ребенок, когда рассказывает о домике, есть ли сопротивление при выборе карточек. Далее участник выбирает домик на дереве, в котором все птицы будут жить вместе. Если дошкольник не может выбрать карточку, предложите нарисовать свою. Спросите, что чувствует ребенок, что хочется сделать или изменить. Родителя попросите описать плюсы отдельного и совместного «проживания».
Предложите ему обозначить все плюсы на бумаге и найти им место в повседневной жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Методики, диагностирующие уровень развития исследовательских способностей детей"
Методические рекомендации "Методики, диагностирующие уровень развития исследовательских способностей детей"...
Об эмоциональной привязанности ребенка к матери
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Об эмоциональной привязанности ребенка к матери»...
Консультация для родителей «Об эмоциональной привязанности ребенка к матери»
Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Можно сказать, что привязанность – это форма...
Консультация для родителей дошкольников на тему: «Болезненная привязанность ребенка к матери»
Привязанность к матери в психологии оценивается как первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка, и до трех лет считается нормальным явлением, в том случае, если эта привязанност...
Об эмоциональной привязанности ребенка к матери.
Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него...
Консультация "Об эмоциональной привязанности ребенка к матери"
Консультация "Об эмоциональной привязанности ребенка к матери"...
Что делать с болезненной привязанностью ребенка к матери?
В статье раскрываются причины возникновения привязанности и рассказывается, что же делать, если привязанность ребенка к маме становится болезненной и навязчивой....