Статья на тему "Использование нетрадиционных методов и техник для развития изобразительной деятельности младших дошкольников
консультация (младшая группа)

Маргарита Владиславовна Данилова

В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми в организованной и совместной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья Тема: «Использование нетрадиционных методов и техник для развития изобразительной деятельности младших дошкольников» Даниловой  Маргариты Владиславовны – воспитателя МАДОУ «Детский сад № 177»

В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми в организованной и совместной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Т.С. Комарова указывает: «Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)». Использование нетрадиционных технологий поможет нам разнообразить и варьировать изобразительную деятельность младших дошкольников, развить их творческие способности.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

     Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детской изобразительной деятельности  не случаен.

Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро снижают интерес ребенка к рисованию, поскольку в результате его усилий рисунок не соответствует ожиданию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. И как следствие, снижение уровня интереса к данному виду деятельности, который является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать копирование   предлагаемого образца, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами.

 Этапы работы

1.Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей,  организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по развитию изобразительной деятельности детей средствами нетрадиционных техник). (август - сентябрь)

2. Основный (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями ) (октябрь - апрель)

3.Итоговый (повторное обследование особенностей развития изобразительной техники и творчества детей). (май)

Ф № 9.На подготовительном этапе проанализирована литература по проблеме, представленная раннее. Также было проанализирована изобразительная деятельность детей по методике Г.Г.Григорьевой.

        Развитие изобразительной деятельности детей диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в организованной и повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие проявлений творчества и соответствие возрасту.       Исходя из результатов обследований, стало видно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует норме. Дети изображают предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, закрашивания, с дополнительной помощью передают несложный сюжет, украшают силуэты игрушек элементами росписей. У детей есть представления, полученные ими как в стихийном опыте, так и в процессе воспитания и обучения в детском саду. Однако эти представления отличаются неконкретностью. Дети затрудняются в самостоятельном выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы бедны по содержанию, графические навыки и умения несовершенны. Среди показателей уровня развития изобразительной деятельности по методике Г.Г. Григорьевой хуже восприятие предмета и изобразительные умения.

  Также было проведено анкетирование родителей. Анкеты и результаты анкетирования представлены на экране.

На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы.  

Цель работы: развитие изобразительной деятельности детей, через изучение и освоение нетрадиционных техник  рисования, формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

Задачи представлены на экране:

  1. Обогащать представления  детей  об окружающем мире.
  2.  Способствовать развитию замысла и технических умений у детей младшего дошкольного возраста в рисовании, используя нетрадиционные техники
  3. Расширять знания детей  о нетрадиционных  изобразительных   материалах  и   техниках  работы с ними.
  4. Развивать технику работы с различными художественными материалами
  5. Воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам.

    На основании данных обследования был составлен перспективный план и серия занятий по развитию изобразительной деятельности детей средствами нетрадиционных техник.

     Работу в основном этапе по развитию изобразительного творчества стерших дошкольников мы строили по следующим этапам, представленным на экране:

  1. Ознакомление детей с изобразительными техниками.
  2. Закрепление использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек.
  3. Обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность детей.

    На первом этапе работы мы в игровой ситуации познакомили детей с нетрадиционными техниками. Обыгрывание кисточки, карандашей, тыкалок, штампов,  пробок, печаток повышает интерес детей к материалу, изобразительным инструментам, желание пользоваться ими. Использование игровых приемов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения. Основные используемые методы первого этапа информационно - рецептивные: объяснение, показ, рассматривание, художественное слово, а также игровые приемы.  Использование нетрадиционных  техник вызвали интерес и желание рисовать. Например, Даша С. после ознакомление с техникой оттиск картофелем, неоднократно повторяла  и включала данную технику в рисовании в самостоятельной  деятельности.

   На втором этапе работы мы закрепляли использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек. Основные методы данного этапа: 

  • Игры и игровые упражнения на закрепление приемов рисования в разных техниках;
  • Дидактические игры: «Собери солнышко», «Посади грибы на полянке», «Накормим куклу», «Приглашение на чай» и др.
  • Игры – путешествия. Вместе с котом Неумейкой мы отправляемся в лес, на полянку, в гости к Зайцу Степашке и тд.
  • Игровые приемы при рисовании  по технологии  Г.Г. Григорьевой,
  • Элементарные проблемные ситуации, исследовательская деятельность.

Рисование предметов, природы, животных – достаточно сложная деятельность для ребенка. В связи с этим в организованной деятельности важно активизировать внимание детей, побудить их к совместной деятельности при помощи дополнительных стимулов.

    Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение и т.д.

      Второй этап включал в себя серию занятий по области «Художественное творчество», которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в развивающей предметно-пространственной среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки. Ане К. понравилось украшать свои рисунки оттисками из картошки, печатками. Поле Х. нравится  опускать в гуашь жесткую кисть и ударять ею по бумаге, получать пушистых зверьков: цыпленка, мышек, зайцев.

   Так как уровень знаний детей нашей группы различен, то в зависимости от этого по-разному осуществляем индивидуально – дифференцированный подход в различных играх, педагогических ситуациях и беседах. Причём, учитываем при этом:

  1. индивидуальные склонности, особенности, интересы детей к разным изобразительным материалам и техникам.
  2. уровень освоения области и художественного развития. Например, Илье нужна дополнительная помощь, показ. Костю К. необходимо дополнительно привлекать, мотивировать к рисованию. А Лизе К. показать смешение техник и познакомить с техникой оттиск смятой бумагой.
  1.  Особенности здоровья (группу здоровья – Лизе К. снижаем нагрузку при физкультминутке, диагноз ЛФК – детям  с Х – ногами  (Настя А., Рома Х.) меняем посадку при рисовании за столом и при рассматривании, когда дети сидят на стульях).

       Наблюдения показали, что дети стали чаще рисовать самостоятельно, повторяя темы занятий.  Дети получали удовольствие от манипулирования с изобразительным материалом.

        В процессе обучения отмечались индивидуальные предпочтения детей, свидетельствующие о развитии индивидуальности видения. Овладев нетрадиционными техниками, дети использовали их по - своему. Одни дети рисуют, повторяя темы, другие варьируют изображения, смешивают техники, Костю К. интересует лишь возможность рисовать, пачкать пальцы и руки при печатанье на листе.

Улучшение технических навыков и переход  умений детей в нетрадиционных изобразительных техниках в самостоятельную деятельность,  ознаменовал появление  третьего этапа, задачей которого  было создание  условий для переноса усвоенных детьми нетрадиционных техник в собственную  изобразительную деятельность. На данном этапе  мы использовали  в основном сюжетно ролевые игры и игры – драматизации. Дети с удовольствием рисовали, лепили, а потом угощали сделанными «баранками», «печеньем», «конфетами» зайца, кукол, украшали полянку цветами, дарили их друг другу на день рождения. Сделанные вместе с детьми  «лужи» в технике оттиск пробкой и печатками из картофеля, стали ориентирами при беге и прыжках в физкультурном зале. В ходе прогулок дети рисовали на асфальте или песке летом и осенью, на снегу зимой палочками, пробовали печатать на песке, снеге.  Увлеченно дети рисовали все вместе плакат «Покормим птиц», используя техники рисования пальчиками, печатанье.

      То есть результаты рисования и лепки с использованием нетрадиционных изобразительных техник стали привычным материалом в игровой деятельности детей.

   В повседневной жизни детей довольно часто у большинства  появился перенос усвоенных изобразительных нетрадиционных техник и навыков в собственную творческую деятельность.

      То есть результаты рисования с использованием нетрадиционных изобразительных техник стали привычным материалом в игровой деятельности детей.   В повседневной жизни у большинства  детей появился интерес переноса усвоенных изобразительных нетрадиционных техник и навыков в собственную творческую деятельность.

  Повторная диагностика по методике Г.Г.Григорьевой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей высокого и среднего уровня увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника. Дети стали использовать нестандартные материалы, научились сочетать несколько  техник и приемов рисования.

Таким образом, результатами нашей работы стали:

  • Обогатились представления  детей  об окружающем мире.
  •  Развился замысел и технические умения у детей младшего дошкольного возраста в рисовании, используя нетрадиционные техники
  • Дети познакомились с  нетрадиционными техниками, научились рисовать в различных техниках.
  • Дети используют свои изобразительные работы в среде группы, в своих играх.
  • Дети стали более уверенными, раскрепощенными в общении со сверстниками и взрослыми
  • Взаимодействие педагогов и семьи оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к художественно - творческой деятельности
  • Совместная деятельность родителя  и ребенка  в творческой деятельности сближает, объединяет и улучшает взаимопонимание межу ними


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫХ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей детей 3 - 4 лет.Занятия ребёнка с разными изобразительными материалами способствуют не только его художественно эстетическому развитию, а  также и умственному развитию....

Консультация для воспитателей «Гендерные особенности изобразительной деятельности младших дошкольников»

Рисуя, ребенок развивает определенные способности, специальные умения и навыки: координацию глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создавая поло...

Статья воспитателя МБДОУ «Детский сад № 40» Харитоновой К.С. по теме «Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении с природой»

Статья воспитателя МБДОУ «Детский сад № 40» Харитоновой К.С. по теме «Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении с природой»   ...

"Нетрадиционные методы работы с детьми по изобразительной деятельности"

quot;Нетрадиционные методы работы с детьми по изобразительной деятельности"...

Нетрадиционные методы и приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников

Музыкальное воспитание в системе дошкольного воспитания является синтезом различных видов деятельности и рассматривается как процесс целенаправленного обострения у детей чувствительности, впечатлитель...

"Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития изобразительных навыков младших дошкольников"

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования (НТР). Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, с...