Доклад "Наставничество в детском саду"
статья
Доклад на муниципальное августовское совещание педагогических работников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_v_detskom_sadu.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Челээш» комбинированного вида с.Самагалтай
Тес-Хемского кожууна
Доклад на кожуунное августовское совещание педагогических работников
на тему: «Наставничество в детском саду»
Докладчик: Урана Олеговна Чайнаа
Самагалтай
«Наставничество в детском саду»
Добрый день, уважаемые коллеги, участники и гости августовского совещания!
Я поздравляю всех вас, а также ваших воспитанников, и их родителей с новым учебным годом, примите самые искренние пожелания, желаю всем творческих поисков и удач
в вашей благородной педагогической деятельности!
Президент Российской Федерации 27 июня 2022г. подписал Указ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника. В связи с этим рекомендую в этом учебном году улучшить работу наставников в детском саду и в конце учебного года показать результат работы по наставничеству. Так как наставничество занимает особое место в системе дошкольного образования. Это один из видов индивидуальной работы с педагогическими сотрудниками, которые только вступили на трудовой путь и еще не имеют стажа, опыта и квалификации.
Кто такой наставник в ДОУ? Наставник в ДОУ – это один из работников, основная цель которого передать знания и практические навыки молодым специалистам, оказать помощь и поддержку в рабочих вопросах.
В этом учебном году я рекомендую распределить работу наставников в детском саду по пяти направлениям, а не традиционно – только с начинающими педагогами. Это позволит вам организовать комплексную методическую поддержку педагогов с разным уровнем профессиональной подготовки. Причем в роли наставника могут быть не только опытные педагоги, но и молодые специалисты. Я читаю, что, такая модель наставничества в настоящее время очень актуальна. Высокие требования, большая нагрузка в группах, работа с документацией, претензии родителей часто заставляют молодых педагогов сменить профессию. И профессиональная, а чаще человеческая поддержка в трудную минуту может изменить их решение. В такой поддержке нуждаются не только молодые специалисты, но и педагоги-стажисты, которым трудно угнаться за молодыми в каких-то вопросах. Это нужно признать. Поэтому такая взаимопомощь в рамках наставничества, несомненно, положительно отразится на работе всего педколлектива и качестве образовательного процесса в дошкольной организации.
Часто наставничество в детских садах организуется стихийно, когда педагоги помогают друг другу по просьбе, или традиционно опытный педагог-наставник учит молодого специалиста, который только пришел на работу в детский сад. Однако в данный момент и молодые специалисты, и педагоги с опытом одинаково нуждаются в методическом сопровождении. Поэтому нужно менять привычную систему наставничества и организовывать ее в разных направлениях.
Чтобы охватить всех участников образовательного процесса, рекомендую в течение года наставникам детского сада работать в пяти направлениях. В роли наставников выступают заведующий, старший воспитатель, педагоги-стажисты, молодые педагоги, а также родители.
Первое направление «заведующий – старший воспитатель»
В рамках наставничества «заведующий – старший воспитатель» в детском саду проводится систематическая работа, цель которой помочь старшему воспитателю в решении его профессиональных задач.
Многие заведующие детским садом в прошлом старшие воспитатели. Если опыт работы в этой должности был не менее пяти лет, то заведующий может стать наставником для своего сегодняшнего коллеги – старшего воспитателя. Опыт организации методической работы позволит ему оказать методическую поддержку подшефному.
Второе направление «научный руководитель – старший воспитатель»
Современные детские сады чаще работают в инновационном режиме, ведут экспериментально-исследовательскую работу, создают новшества, внедряют новые педтехнологии. Чтобы перейти в режим развития, в детском саду должна быть оптимальная модель управления научно-методической деятельностью, цель которой – подготовить и включить педагогов в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность. Важным компонентом данной модели является сотрудничество старшего воспитателя с научным руководителем, которое может стать одним из направлений наставничества. Например: детский сад реализует какой-нибудь экспериментальный проект. В рамках данного проекта ежегодно проходят методические мероприятия внутрисадовского, районного уровней, на которых старший воспитатель представляет обобщенный опыт по теме проекта.
Третье направление «педагоги-стажисты – молодые педагоги»
Традиционное, но не менее важное направление наставничества – работа опытного педагога-наставника с молодым специалистом. Его цель – организовать профессиональное обучение и передать практический опыт начинающему педагогу. Профессиональная помощь старшего коллеги, его педагогические находки в организации и проведении режимных моментов, приемы сплочения детского коллектива всегда помогали и помогают молодому педагогу «устояться» в профессии и сформироваться как специалисту, найти свои профессиональные интересы и развивать их.
Главное в этом направлении – спланировать индивидуальную работу с подшефным педагогом с учетом его трудностей. Обычно наставник узнает об этом из личной беседы или с помощью анкетирования.
Четвертое направление «молодые наставники для педагогов старшего поколения»
Наставничество – это передача опыта и навыков, а опыт и навыки могут быть не только у педагогов со стажем работы, но и у молодых воспитателей. Молодежь быстро осваивает компьютер, хорошо ориентируется на просторах интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше. Поэтому можно организовать одно из направлений наставничества с целью повысить ИКТ-грамотность педагогов и возложить эту задачу на молодых коллег. В рамках этого направления молодые педагоги-наставники учат подшефных работать на компьютере, пользоваться интерактивной доской, мультимедийной установкой, искать информацию на профессиональных сайтах, создавать свои информационные образовательные ресурсы. Педагоги используют мультимедиа на педсоветах, семинарах, методических объединениях, общих родительских собраниях, собраниях коллектива, праздниках. Кроме того, в подразделе «Описание вариативных форм, способов и методов, средств реализации Программы» («Содержательный раздел ООП) перед коллективом поставлена задача – найти место ИКТ согласно законодательству в реализации содержания ООП.
Молодые педагоги помогут воспитателям-стажистам освоить ИКТ. В свою очередь, опытные педагоги, которые хорошо знают методику и возрастные особенности детей дошкольного возраста, помогут грамотно выработать стратегию и тактику, как использовать эти технологии в образовательном процессе детского сада.
Чтобы организовать наставничество в данном направлении, необходимо провести диагностику и выявить уровень ИКТ-компетентности педагогов. После этого по обоюдному согласию закрепить наставника за педагогом, у которого диагностика выявила низкий или средний уровень ИКТ-компетентности.
Пятое направление «педагоги – родители»
Цель данного направления – повышать педагогическую грамотность родителей. Однако важно учитывать, что современные родители используют педагогическую литературу, слушают вебинары, изучают в интернете информацию по вопросам воспитания и развития детей. Поэтому необходимо ориентироваться на потребности семьи, а не читать им лекции.
Чтобы обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье, педагоги-наставники проводят совместные с родителями и детьми мастер-классы, семейные досуги. Например: творческая группа педагогов детского сада (психолог, логопед, воспитатель) разработает программу по взаимодействию с родителями, составит план работы с родителями. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей. В ходе встреч с наставниками они обмениваются своими мыслями, переживаниями, в ответ получают профессиональную поддержку и рекомендации.
С чего начинается наставничество в детском саду?
Наставничество в детском саду начинается с разработки программы.
Программа состоит из нескольких разделов:
- Титульного листа;
- Паспорта, где прописывают:
- Название;
- Срок реализации;
- Цель;
- Задачи;
- Направления работы;
- Условия эффективности;
- Ожидаемый результат.
- Пояснительной записки;
- Описания системы работы с молодыми кадрами:
- Этапы ее реализации;
- Индивидуальный план работы с подопечным педагогом;
- Заключение;
- Список литературы.
Программу рассматривают на педагогическом совете, а затем утверждает заведующий детским садом и включает ее в состав годового плана работы детского сада. Особое внимание следует уделить составлению индивидуального плана.
Процесс разработки и внедрения состоит из нескольких этапов:
1. Проводят диагностику. В ее ходе выявляют проблемы и сложности в профильной деятельности педагогов ДОУ, выбирают направления работы с помощью опроса, заполнения анкеты или собеседования.
2. Наставник определяет цели и составляет план развития профессиональных качеств на год.
3. Реализация программы: обеспечивает условия для профессионального развития новичков или же педагогов-стажистов на основе взаимопомощи и взаимной поддержки; оказывает методическую поддержку и помощь.
4. Наставник анализирует результаты деятельности, оценивает эффективность проделанной работы: подводит итоги педагогической деятельности наставляемого; анализирует собственную работу за год; определяет динамику повышения квалификации подопечного; оформляет выводы в виде отчетного документа, а также планирует деятельность на следующий период.
Как подготовить работу наставников?
Педагоги-наставники осуществляют свою деятельность под руководством старшего воспитателя и (или) заведующей. Кандидатов на наставника оценивают и утверждают члены педсовета или заведующий.
Пять критериев, чтобы выбрать наставников
|
Локальные нормативные документы по наставнической деятельности в ДОУ:
- приказ об организации наставничества в ДОУ,
- положение о наставничестве,
- программа о наставничестве в ДОУ,
- план работы наставников на новый учебный год,
- индивидуальный план работы наставника,
- Отчет об организации работы наставника.
- Отчет старшего воспитателя о работе наставников,
- а также анкеты, тесты для изучения проблем и трудностей педагогов; протокола заседания наставников; карты оценки уровня готовности педагогов к профессиональной деятельности; положения конкурсов среди наставников и т.д.
Категории сотрудников учебного учреждения, над которыми обычно устанавливают шефство:
- выпускники средних специальных или высших учебных заведений очной формы обучения педагогической направленности;
- воспитатели, которым необходима дополнительная подготовка для работы по новой методике или с применением новых технологий;
- специалисты без соответствующего педагогического стажа, впервые принятые на работу;
- сотрудники сферы образования, перешедшие на другую должность, которая требует углубления и расширения профильных знаний, а также освоения новых практик и методик.
Наставничество организуют при условии согласия обеих сторон. Можно взять согласия с обеих сторон.
Оплата труда наставника или отсутствие оплаты будет зависеть от способа применения технологии наставничества в ДОУ. можно включить в оклад или работнику-наставнику может быть установлена стимулирующая надбавка в размере __%.
Говорить об эффективности наставнической деятельности можно, если достигнуты цели и выполнены задачи, поставленные перед всеми участниками процесса. Если итоговые результаты оказались успешными, руководство ДОУ обязано отметить заслуги наставника в рамках существующей системы поощрения.
Уважаемые коллеги!
Заканчивая свое выступление, хочу еще раз поздравить вас с наступающим Днем знаний! Здоровья вам, профессионального роста, успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...