«Адаптация ребёнка к новым для него условиям».
консультация (младшая группа)

Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации

для родителей по теме:

«Коммуникативное и речевое развитие детей раннего возраста».

Воспитатель Абидулина Л.Х.

Москва 2024

При подготовке ребёнка с отклонениями в развитии к обучению особо важное значение имеет развитие речи. Эго связано с исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении.

С помощью речи ребёнок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления.

Коммуникативная и обобщающая функция речи формируется в тесном единстве:

- с помощью речи ребёнок не только получает новую информацию,

- но и усваивает ее.

С помощью речи у ребёнка развивается так называемая регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает её более обобщенной и дифференцированной.

Регулирующая функция речи наиболее интенсивно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте. Именно формирование регулирующей функции речи способствует развитию у ребёнка возможности подчинять свои действия инструкции взрослого.

В процессе развития речи у ребёнка совершенствуется фонематическое восприятие, он начинает воспринимать на слух и точно дифференцировать сходные по звучанию звуки речи (фонемы).

Ребёнок с задержкой речевого развития отличается импульсивностью, инструкции взрослого мало организуют его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается.

Система педагогических мероприятий включает физическое воспитание, воспитание культурно-гигиенических навыков самообслуживания, обучение ребенка элементарным основам трудовой деятельности. Игpe и изобразительной деятельности. Важное значение имеет развитие речи. ознакомление ребенка с окружающим, сенсорное воспитание. Развитие познавательной деятельности, развитие пространственных представлений. Навыков общения с окружающим, а также формирование начальных математических представлений. Все это должно решаться в комплексе и в тесном взаимодействия с семьей.

Ребёнок с задержкой речевого развития нуждается в особом подходе. Первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется, прежде всего, в речевом отставании.

Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при задержке речевого развития всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

Необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребёнком, стимулируя его к использованию слов и предложений.

Первой задачей матери является формирование у ребёнка потребности в общении. А для этого малышу надо, прежде всего ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающим. Если ребёнок хочет, чтo6ы мать взяла его на руки. Он тянет к ней руки. Стремится криком привлечь ее внимание, наконец ему удаётся произнести звукосочетания и мать тут же берет его на руки.

Такие же ситуации возникают при манипуляции с игрушками, когда ребёнок связывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для него действием или предметом. Как только ребенок произнес нужное слово. Мать награждает его улыбкой и выполняет его просьбу.

Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно практической деятельностью ребенка. С 6 месяцев ребёнка следует учить соотнесению предметов с обозначающим его словом, т.е. постепенно развивать ситуативное понимание обращенной речи.

Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие. Дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении.

Поэтому родители должны знать, что позитивные качественные характеристики общения, являются одним из существенных условий развития коммуникативной и речевой деятельности детей с задержкой речевого развития.

Общение не должно быть поверхностным и требует учета в соблюдения следующих психологических условий:

  • актуального уровня развития коммуникативной деятельности ребенка;

- целенаправленного последовательного построение актов коммуникации взрослого с ребёнком с постепенным усложнением ситуаций по отношению к детям и взрослым;

  • положительного эмоционального настроя ребёнка на взаимодействие со взрослым и стремление к обратной связи в процессе взаимодействия с ним;
  • отношения со взрослым должны строиться на основе деловых и голосовые контактов, стремление оказывать помощь взрослому или обращения за помощью к нему в процессе взаимодействия;
  • стремление с его стороны к совместному результату деятельности;
  • учёта актуальных и потенциальных речевых возможностей ребёнка;
  • ребенок должен испытывать эмоциональное удовлетворение от вербального общения со взрослым.

Рекомендации для родителей по организации коммуникативной и речевой

деятельности со своими детьми:

1. Необходим положительный эмоциональный настрой на взаимодействие с ребенком и эмоциональное реагирование на его успехи в той деятельности, на основе которой происходит общение.

2. Нужно уметь организовать коммуникативную и речевую деятельность с ребенком так, чтобы она была эмоционально насыщенной, понятной и интересной ему.

#1042; процессе общения с ребёнком следует учитывать его важнейшие потребности и прежде всего стремление к самостоятельности.

#1053;еобходимо нацеливать взаимодействие не на конечный результат деятельности, а на процесс его совместного с ребенком достижения.

#1053;ужно выбирать дозированные и адекватные развитию ребёнка и конкретной ситуации способы помощи ему в процессе взаимодействия.

#1057;оздать все необходимые условия для стимулирования речевого развития.

Только такой подход позволит в организации коммуникативной и речевой деятельности обеспечить позитивную динамику в развитии детей с задержкой речевого развития. Он также позволит предупредить появление дефектов вторичного порядка, осложняющих психическое развитие детей и затрудняющих их социальную адаптацию.

Вывод:

  1. Диагностика коммуникативной и речевой деятельности строится на выявление и устранение причин нарушения.

#1059; детей и родителей отсутствует эмоциональный контакт.

#1042;ажное значение для своевременного развития речи имеет отношение

взрослого.

#1042;нимательное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительные эмоций и разнообразных реакций.

#1056;одителям необходимо развивать активность ребёнка в любых видах деятельности.

  • активность в моменты восприятия речи, понимания;
  • использования усваиваемых языковых средств в целях коммуникативного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Данный опыт работы поможет воспитателям групп раннего возраста спланировать свою работу по оказанию помощи семьям воспитанников в адаптационный период,руководители ДОУ могут воспользоваться всеми пред...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление фу...

Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ.

Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс с...

адаптация ребёнка в новом коллективе

адаптация ребёнка в новом коллективе...

Адаптация ребёнка к новым условиям.

  Адаптация ребёнка к новым условиям....

Статья "АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА"

Поступление в детский сад – это серьёзное испытание в жизни ребёнка....

Консультация для родителей "Как адаптировать ребёнка к детскому саду? Как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить период адаптации к новому для него жизненному этапу?"

Адаптация к дошкольному учреждению − непростой период для детей, для родителей и для педагогов.Мы подготовили несколько простых рекомендаций, надеемся, они внесут ясности и помогут вам с меньшим...