Проект "Экологическая тропа в детском дошкольном учреждении "
проект (средняя группа)
Проект "Экологическая тропа в дошкольном общеобразовательном учреждении" направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы в МОУ СОШ № 27 ДО №3 по реализации задач экологического воспитания через труд в природе,исследовательскую деятельность, пробуждения бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей. Предлагаемый материал поможет реализовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskaya_tropa.docx | 63.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 27
муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
140013, Московская область, г. Люберцы, пр-кт. Гагарина, д. 11
+7(495)463-91-57
Проект
“Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении”
Воспитатель
Хлопкова Ю.А.
Люберцы, 2023
Содержание
- Введение………………………………………………………….3
- Информационная карта проекта……………………………….8
- Паспорт проекта…………………………………………………17
- Реализация проекта……………………………………………...23
- Литература ………………………………………………………32
- Приложение……………………………………………………...34
Введение
Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в образовании подрастающего поколения (А.Г.Асмолов, С.Г.Вершловский, А.Г.Козлова, И.А.Колесникова, В.Г.Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста (Ш.А.Амонашвили, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский, В.А.Ситаров и др.).
Поиск эффективных путей и средств этого развития признаётся сегодня актуальной педагогической проблемой. Её решение связывается, в том числе, и с приобщением детей к экологической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе (Э.В. Гирусов, А.А.Горелов, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Присвоение в ходе экологического образования доступной части её содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости бережного отношения к ней, и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С.В.Алексеев, Л.И.Пономарева и др.).
Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.БожовичЛ.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др.).
Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.
На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.
В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт»?
Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.
Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.
Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.
Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.
Используя эколого-просветительский потенциал учебной экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности может стать организация экологического мониторинга, что способствует повышению интереса к природе у детей.
Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут. Можно разработать несколько тематических экскурсий в зависимости от насыщенности тропы разнообразными объектами.
Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.
На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.
Цель работы: формирование начал экологической культуры, способствовать становлению осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.
Задачи: углублять и расширять знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствовать понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышать ответственность за сохранение окружающей среды.
Ожидаемые результаты:
- Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
- Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.
Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:
- Познавательные беседы
- Дидактические игры
- Проведение наблюдений за объектами природы
- Подвижные игры
- Проведение праздников
- Организация экскурсий по экологической тропе
- Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг
- Чтение произведений о животных и растениях
- Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.
- Составление сказок
- Оформление материалов проекта
Информационная карта проекта | ||
Структуризация проекта | ||
Название проекта | «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» | |
Форма организации |
| |
Учебно-методическое оснащение |
| |
Информационное оснащение |
| |
Паспорт Проекта | ||
Название Проекта | Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении | |
Обоснование актуальности Проекта | Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др.). Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках. В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Метод проектов позволяет приобщить детей дошкольного возраста к природоохранной деятельности, способствует формированию у них элементов экологической культуры. | |
Методологический базис Проекта | Проблема: как проектная деятельность будет способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста? Цель Проекта: создание программно-методического сопровождения образовательного процесса по экологическому образованию дошкольников в ДОУ с использованием метода проектов; формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе. Объект: изучение проблемы использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Предмет: использование метода проектов в процессе экологического образования детей дошкольного возраста. Гипотеза: процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
Методологической и теоретической основой Проекта явились идеи тесной связи педагогического процесса с духовной жизнью общества, системный анализ познания действительности, использовались идеи учёных в области философии, антропологии, педагогики, психологии и передовой педагогический опыт - (А.С.Арсеньев, П.П.Блонский, Л.А. Венгер, В.И.Вернадский, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Головлев, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.В.Запорожец, П.Ф. Каптерев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.А.Менчинская, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин). Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса экологического воспитания (Н.Д.Зверев, Н.Н.Кондратьева, Н.М. Мамедов, И.Т.Суравегина, Н.Н. Николаева), на разработанную психологами теорию деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн). Теоретическая значимость Проекта. Представлено теоретико-методологическое обоснование концептуального положения о том, что процесс формирования экологических знаний дошкольников с использованием проектной деятельности имеет свои особенности в теоретических подходах, содержании и формах экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Научная новизна исследования заключается в следующем:
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нём теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и рекомендаций в процессе совершенствования работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Образцы заданий, тренингов, игр могут служить ориентиром для педагогического творчества, организации научного и гуманитарного освоения мира природы детьми дошкольного возраста, обеспечивающей их экологическую грамотность. | |
Участники | Воспитатель, дети, родители | |
Срок реализации | Весенне-летний период (март-апрель-май-июнь) | |
Функции проекта | Диагностическая – фиксирует изменения в формировании экологических знаний у дошкольников в процессе экологического образования и воспитания. Целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребёнка и для чего). Мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты в познании окружающего мира. Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году. Рейтинговая – показывает диапазон способностей и компетенций детей дошкольного возраста. | |
Интеграция познавательных областей | Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд, физическая культура. | |
Предполагаемые результаты
|
|
Реализация проекта
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки: Цветник Кустарники Деревья Птицы Луг
Перспективный план по маршруту экологической тропы (разработан для старшей и подготовительной группы.)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап. Подготовительный
Задачами реализации проекта на первом этапе являются:
Последний пункт очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересующие их проблемы.
2 этап. Содержательный На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
3 этап. Итоговый Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Литература
Приложение к проекту «Экологическая тропа» Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников (статья для публикации в журнале ДОУ 2498)
Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, Н.А. Рыжова предлагает использовать в дошкольном образовании термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок:
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоёмов за пределами территории детского сада. Этапы создания и оформления тропинки Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок Боровичок закрепляется на дереве. (Концы полос прикладываются к стволу и соединяются, например, с помощью скрепки или липкой бумаги.) В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях. План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у её начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зелёный, пищевого — в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, можно сделать лёгкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можно брать таблички тех объектов, которые будут посещаться сегодня с детьми. Паспорт экологической тропинки Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). В приложении приводится ряд примеров таких описаний, составленных для некоторых деревьев экологической тропинки. (См. Приложение)
Экологическая тропинка на территории детского сада Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, надо помнить о том, что экологическая тропинка — это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки, поясняя при этом, что нет денег на уборку всех старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев и т.п. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причём без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки можно включать те объекты, которые уже есть на территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками. Эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения». Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты. В качестве видовых точек прежде всего можно выбрать деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если на территории рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Так, многие детские сады проводят наблюдения за пнём (рассматривают его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял». Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затенённом месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, можно оставить на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нём удобно размещать кормушки. Если участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных для данной местности (леса, луга). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определёнными растениями, условиями питания и проживания. Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, необходимо обследовать территорию двора, отметив затенённые и открытые участки, влажные и сухие. Это поможет определить, где какие растения высаживать (луговые, степные — на открытых участках, лесные — на затенённых). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения. Так, возле дуба лучше всего высадить лещину, боярышник, копытень европейский, виды хохлаток, ветрениц (анемон), медуницу, сныть обыкновенную, осоку волосистую, пролеску сибирскую; возле ели — кислицу обыкновенную, чернику, бруснику, мхи; возле сосны (на песчаных почвах) — бруснику, кошачью лапку, толокнянку, тмин песчаный (бессмертник), молодило. При возможности необходимо создать небольшой водоём с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. На тропинке должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности можно создать условия для выращивания растений, подлежащих охране в данной местности и на территории страны. Тем самым как бы оформляется «Живая Красная книга». В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»). Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает выращивать другие растения, не нужно её уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, можно наглядно показать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания. Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов. Однако вполне вероятно, что на площадке сада будет обнаружен незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнёзда ворон или других птиц. В качестве дополнительной точки тропинки можно создать небольшую метеоплощадку. На высоком металлическом шесте прикрепляется флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещается и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах. Он представляет собой как бы мешок-трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Обычно они раскрашены в полоску, как шапочка Буратино. Невдалеке от флюгера располагается большой деревянный столб с кормушками для птиц. В состав такой площадки можно включить и солнечные часы. Для измерения осадков на метеоплощадке можно размещать дождемеры, сделанные из пластиковых бутылок. Их также можно ставить в разных точках тропинки и выяснять, где и почему выпадает больше осадков (на открытом месте и под кронами разных деревьев). В состав экологической тропинки может быть включена и лаборатория на территории ДОУ. Экологическая тропинка в естественных условиях Принцип организации тропинки в лесопарке, в лесу такой же, как и для тропинки на территории сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включать точки на повышенных и пониженных участках, водоёмы, небольшие склоны. Очень важно оценить такую тропинку с точки зрения возможностей и безопасности дошкольников. В экологические тропинки в таких условиях включаются различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнёздами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, родники, овраги, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой можно найти следы животных. В качестве примеров взаимоотношения человека с природой можно показать ребятам места отдыха и последствия этого отдыха для растений (мусор, костры, вытоптанные участки), животных. Интересно наблюдать, как постепенно зарастает кострище. Желательно найти и положительные примеры взаимодействия людей и природы: охрана муравейников, посадка деревьев, уборка мусора. Для примера ниже приводится краткое описание экологической тропинки детского сада расположенного на окраине города. Тропинка начинается рядом с детским садом и проходит через примыкающий к территории учреждения лесопарк. Точка 1. «Берёзовая роща» Объекты для наблюдений: берёзы разного возраста и разной толщины со светлой и более тёмной корой; водоросли, лишайники на стволах деревьев; пень со мхом; маленькие дубки и рябинки; кустарники — лещина (рядом с ней — молодые дубки с красноватыми листочками), крушина, бересклет. Травянистые растения: золотая розга, чина весенняя, осока волосистая, сныть обыкновенная, костяника, земляника, звездчатка, гравилат городской, герань лесная, одуванчик, копытень европейский, манжетка, лютики, ландыш майский. Точка 2. «Овражек» Объекты для наблюдений — промоина и долина ручья, в которой весной хорошо видны песчаные наносы. Кустарники: бересклет, крушина, лещина; травянистые растения: те же, что и на точке 1. Грибы на стволе берёзы. В мае — много чешуек от липовых почек. Точка 3. «Полянка» Объекты для наблюдений: полянка — открытое, освещённое место, окружённое деревьями, рядом с дорогой. Травянистые растения: земляника, папоротник, злаки, лютик кашубский, ожика волосистая. Мхи на корнях берёзы и на почве; под деревьями — мухоморы. На поляне лежит бревно, кора которого отслаивается. Примеры влияния человека: ободранная кора на деревьях, мусор. Место отдыха людей — лежат бревна, используемые как лавочка. На дороге — плотно утрамбованная почва. В мае здесь стоит вода, цветёт осока волосистая, видны её темно-зелёные и светло-зелёные побеги, лютик кашубский (с круглым листом у основания стебля). Много крапивы. Кротовины. Точка 4. «Большие берёзы» Объекты для наблюдений: большие берёзы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Рядом дуб — сравнение двух деревьев по коре, листьям и т.п. Можно наглядно показать некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, водоросли, грибы. Точка 5. «Липовая аллея» Объекты для наблюдений: Липовая аллея — липы и берёзы (например, сравнение коры старых и молодых деревьев, густоты крон разных видов). Пятно сизой глины у тропинки. Сильно утоптанная почва, корни деревьев на поверхности земли. В мае на липах прямо из ствола растут маленькие веточки — проснулись спящие почки. Точка 6. «Пустырь» Объекты для наблюдений: пустырь возле лесопарка и школы. Через него проходит дорога. Много сорных видов и других растений, приспособившихся к вытаптыванию (очень низкие, стелятся по земле). На дороге — типичные виды — подорожник, лапчатка гусиная, очень мелкий клевер ползучий, низкорослые одуванчики. На пустыре — злаки, полынь, пижма, осот, василёк, мать-и-мачеха (в мае — отцвела), щавель конский, тысячелистник. Ближе к точке «Болотце» — малинник, где весной видны старые прошлогодние и молодые побеги этого растения. Точка 7. «Сосны» Объекты для наблюдений: участок соснового леса с лиственницей, яблоней; сосны (кора, смола, хвоя), лиственница (мощные корни, выходящие на поверхность, опадающая хвоя). Кострище. Гнездо на сосне. Яблонька у сосны. В мае распустилась лиственница. Точка 8. «Болотце» Объекты для наблюдений: «болотце» — переувлажнённое место с растениями, которые любят влагу (ситняк большой, подмаренник цепкий — интересное, цепляющееся за стебли своих соседей, растение, канареечник, зверобой продырявленный, лапчатка, или калган). Рядом растёт кустарник неклён, семена которого распространяются ветром. Точка 9. «Озерцо» Объекты для наблюдений: вода, водомерки на поверхности воды, другие мелкие насекомые, ряска (размножается, образуя по краю листочка новые мелкие листочки). Вокруг — ивы, березы, осины (у них дрожат листья даже при слабом ветерке). Весной — пение соловья. Точка 10. «Ёлочки» Объекты для наблюдений: группа молодых ёлочек на полянке, разного возраста и высоты, есть срубленные. Среди елей растут молодые тополя (длинные побеги без ветвей, растут в тени, тянутся к свету, крупные листья — хорошо видно влияние ограниченного количества света). Есть также молодые осинки, дубы (высотой до 3 метров). Травянистые растения: мышиный горошек (пример вьющегося растения), манжетка, зверобой продырявленный, буквица лекарственная. На земле — мох. Недалеко от группы елей — большая яблоня. Точка 11. «Дуб» Объекты для наблюдений: большой красивый дуб (листья опадают и распускаются позже, чем у других деревьев), рядом — осины. Экологическая тропинка в здании детского сада В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому Н.А. Рыжова рекомендует создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на своё ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада). Организация работы с детьми Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и от целей. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если прогулка ознакомительная, можно посетить разные точки, если же преследуется конкретная цель (например, при помощи луп исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, Подводя итог вышесказанному, ещё раз необходимо обратить внимание на то, что грамотная с точки зрения экологии организация ландшафта вокруг и внутри ДОУ обеспечит проявление у каждого ребёнка интереса и потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому. Литература 1. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.. «От рождения до школы» под редакцией– М.: Мозаика - Синтез, 2010г. – 304с.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»
Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...
Приказ об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.08.2017 №90-адм
Приказ об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.08.2017 №90-адм...
Приказ "Об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.09.2017 № 90-адм
Приказ "Об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.09.2017 № 90-адм...
«Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»...
Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения. Организация и использование.
Интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. ...