Музыка и экология
презентация

Виноградова Светлана Вячеславовна

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_ekologiya.doc73.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1. Текст: Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.

2 слайд.

2 Текст: 

Одним из эффективных средств воспитания экологической культуры дошкольников является музыка. Она помогает увидеть красоту природы, вызывает желание любить и оберегать ее. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, преобразованию окружающего мира.

3 слайд:

3 Текст: Целью нашей работы в рамках представляемого опыта является формирование у воспитанников экологической культуры (или иначе говоря, развитие у детей умения видеть красоту природы и формирование осознанно-правильного отношения к ней) посредством музыки.

4 слайд:

4 текст: Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:

- Обогащать представления детей о природном мире; 

- Воспитывать осознанно-бережное отношение к природе;

- Развивать у детей чувственное восприятие красоты природы и эмоциональную отзывчивость.

5 слайд:

5 текст: В своей работе я придерживаюсь общеизвестных педагогических принципов (систематичность, а не системность), позволяющих эффективно и грамотно выстраивать педагогический процесс.

Организуя музыкальные занятия, я отметила, что, в зависимости от поставленных целей и задач, экологическая тематика может проходить через все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры.


6 слайд:

 

6 текст: Раздел «Слушание музыки» (экологически ориентированный) очень хорошо представлен в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», в теме III «Музыка рассказывает о животных и птицах», и IV - «Природа и музыка».

Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц.

7 слайд:

     

7 текст: С детьми старшего дошкольного возраста слушаем произведения Фридерика Шопена «Весенний вальс», Антонио Вивальди «Зима», «Лето», «Времена года» П. И. Чайковского.

Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат. Также в беседах со старшими дошкольниками предлагаю им не только высказать свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки, но и придумать сюжет к ней.

9 слайд:

9 текст: Часто дети выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Мы периодически оформляем выставки детских творческих работ «Мы рисуем музыку», где помещаем рисунки, аппликации к полюбившимся детям музыкальным произведениям, песням.

10 слайд:

 

10 текст: Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, танцы, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, листочки, кружащиеся на ветру, парящие в небе аисты, весёлые и грустные зайчата, березка, склонившая веточки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.

11 сдайд: (оркестр)

11 текст: Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя)


12 слайд:

12 текст: В любимой детьми игроритмике дети то «путешествуют» к бабушке в деревню, где знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят и козлят, то они отправляются на лесную полянку, где превращаются в ёжика и волка. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.

Пластические этюды развивают у детей не только музыкально-двигательное творчество, но и формируют представление о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.

13 слайд: Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и развлечениям.

14 слайд: Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей.

   

15 слайд: Красиво украшенный зал,

16 слайд: нарядные костюмы –

17 слайд: Атрибуты

создают особую атмосферу, благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств.

18 слайд: На праздниках мы не только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы –

18 текст: Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес, рассказывает им о правилах поведения в лесу,

19 слайд:  Кикимора просит помощи у ребят и вместе они очищают от мусора болото, чтобы в нём могли

20 слайд: жить её подружки-лягушки, 

21 слайд:  Леший  рассказывает детям о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать.

22 слайд: Ощутить в полной мере красоту родной природы, слиться с ней поможет народная музыка: народная песня, танец, хоровод.

23 слайд: Народные традиции, фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек-природа».

24 слайд:

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Подвижные и хороводные игры

     

 «Солнышко и дождик», «Волшебная Змейка», «Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн. др., а также музыкально-дидактические игры 

помогают в решении задач музыкального развития (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления.

Включение на протяжение учебного года задач экологического воспитания в музыкально-ритмическую деятельность, безусловно повышает эффективность реализации программных задач в целом, а также вносит весомый вклад в дело формирования экологической культуры воспитанников. Это подтверждается неизменно высокими показателями, полученными в ходе педагогической диагностики, ежегодно проводимой педагогами дошкольного учреждения.

В дополнение к этому, в 2020-2021 учебном году мною был проведён эксперимент в одной из старших групп нашего детского сада, в котором приняло участие 25 детей в возрасте 5-6 лет. Воспитатель: Соколова С.В.

На первом этапе работы было выявлено состояние экологической воспитанности и эмоциональное отношение к миру природы при помощи анкетирования.

Приводятся ответы дошкольников на вопросы анкеты, разработанной Тюняевой И.А.

25 слайд :

Вопросы

Ответы

1. Нравится ли тебе бывать в природе? (в лесу, на лугу, на речке)

1. Нравится. (25 человек)

2. Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

2.

а) Слушать птиц, любоваться природой, гулять. (4 человека)

б) Загорать, купаться. (11 человек)

в) Собирать ягоды, грибы. (5 человек)

г) Играть в подвижные игры. (2 человека)

д) Рвать цветы. (3 человека)

3. Приходилось ли тебе, приходя в природу петь песни или слушать музыку?

3.

а) Нет, не приходилось. (15 человек)

б) Приходилось петь. (7 человека)

в) Приходилось слушать. (3 человек)

4. Знаешь ли ты русские народные песни о природе, о растениях?

4.

а) Нет, не знаю. (16 человек)

б) Знаю. (9 человек)

5. Хотел ли бы ты разучить такую песню, в которой поется о красоте русской природы?

5.

а) Да хотел (25 человек)

Анализ вопросов и ответов показал, что дети недостаточно общаются с музыкой, но желание у них есть. Любят природу, но рвут цветы, не знают музыки и песен о русской природе.

Дальнейшая наша работа заключалась в том, чтобы разучить с детьми русскую народную песню «Ай, да березка» ст. Ж. Агаджановой, муз. Т. Попатенко и провести экскурсию в природу.

26 слайд: фото экскурсии

На экскурсии мы обратили внимание детей на красоту и величие леса, рассказали о пользе растений, спели с детьми песню, поводили хоровод, чтобы дети получили максимально положительных эмоций. Наша задача была: сформировать у детей бережное отношение к природе, вслушиваясь в музыку, в русские народные песни, в которых поется о красоте русской природы.

В дальнейшем детям была предложена для прослушивания пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года».

После проведенной работы проводился опрос детей той же группы с помощью анкетирования.

Вопросы

Ответы

1. Любишь ли ты бывать в природе?

2. Знаешь ли ты музыку, песни о природе?

3. Как называется музыка, которую мы с тобой слушали?

4. О каком времени года эта музыка?

5. Что происходит в природе весной?

1. Да люблю. (25 человек)

2. Да знаю. (25 человек)

3. а) Подснежник. (21 человек)

в) Не помню. (4 человека)

4. а) О весне. (23 человека)

б) Не знаю. (2 человека)

5. а) Тает снег, бегут ручьи. (11 человек)

б) На деревьях набухают, почки распускаются листья. (5 человек)

в) Прилетают птицы с юга. (6 человек)

г) Просыпается медведь от зимней спячки. (1 человек)

д) Появляются первые цветы, подснежники. (2 человека)

Анализируя результаты опроса, мы отметили, что после проведенных экологических занятий с использованием музыки, дети старшей группы стали обладать большей экологической воспитанностью. Они любуются природой, не разводят костры, не ломают ветви, не рвут цветов.

При помощи тестирования мы выяснили, что большинство детей любят заниматься различными видами музыкальной деятельности: слушать музыку, петь песни, водить хороводы. У детей есть свои любимые произведения, которые они легко узнают и знают их названия и авторов.

Из выше сказанного следует отметить, что использование музыки для решения задач экологического воспитания приводит к замечательным результатам. Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это прекрасное сочетание, взаимодополнение, обеспечивающие более успешную реализацию воспитательно-образовательных задач.  

Диагностика уровня сформированности представлений о природе (разработана на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой) показала положительную динамику; повысился уровень осознанно-бережного отношения к природе; дети стали более глубоко и осознанно воспринимать образы природы в музыке.

Уровни

                                                 Критерии

Осознанно – бережное отношение к природе

Представления о природе

Восприятие образов природы в музыке

2020г

2021г

2020г

2021г

2020г

2021г

высокий

0%

13%

17%

29%

30%

46%

средний

88%

87%

74%

71%

61%

54%

низкий

12%

0%

9%

0%

9%

0%

Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка. Над этой педагогической проблемой работа продолжается. В перспективе в целях экологического воспитания планируется более широкое использование русского народного творчества, многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней.

Литература: Булкин А. П. «В дружбе с людьми и природой»: — М: Просвещение,1991. Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду»: — М: «Карапуз»,2000. Шишкина В. А. «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: — М: ВООП,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка и экология

Основная задача воспитания в детском саду - всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка. Музыка может научить детей быть добрыми, любить и беречь нашу красивую природу; она помогает б...

Музыка и экология.

Музыка и экология.Люди привыкают к определённому ритму своей и планетной жизни, как привыкают к расписанию поездов. Когда начинается разнобой, людей охватывает беспокойства. Как аритмия сердца вызывае...

Проект о взаимосвязи музыки и экологии в жизни и работе ДОУ "Звуки вокруг нас"

Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее... ...

Музыка и экология

Папка передвижка...

Музыка и экология

Учимся слышать и понимать звуки природы....

Доклад на тему: « Музыка и экология »

Как связать эти два широких понятия, ведь экология это наука, а музыка это один из видов искусств? Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать определение, что такое экология, и что такое искусство....

Из опыта работы "Музыка и экология"

Материал из опыта работы музыкального руководителя о влиянии музыки в формировании основ экологической культуры дошкольников...