ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Волшебный воздух»
опыты и эксперименты (старшая группа)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Волшебный воздух»
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, мелкие камушки, 2 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 1 пустая бутылка).
Действующие лица: Воспитатель (В), дети (д).
Ход:
В: — Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.
Д: (ответы).
В: — А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д:- Надо его посильнее надуть.
В:- Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д:- Воздух.
В:- Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!
Д: (ответы)
В: -А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
В:- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.
В:- Ребята, а можно ли воздух потрогать? А поймать? Я придумала, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
В:- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
Д: (ответы).
В: — Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
Д: (ответы).
В:- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Д: (ответы).
В:- А давайте проверим!
В:- Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В:- Ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
В:- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
Д: (ответы).
В: — Я поняла, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем /воздух/.
В: — А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
В:- Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
В:- Ответы. Точно, это похоже на бурю. А на звенящую капель, а на шаловливую сосульку??? Когда сосулька капает — на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте покажем шаловливую сосульку.
Физкультминутка (под музыку, в кругу)
Воздух
Руки к солнцу поднимаю,
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
В:- Ребята я совсем забыла. Когда я шла в садик, по дороге нашла корзиночку. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).
В:- Что это?
Д: (камешки; ответы).
В:- А как вы думаете, что с камешками можно делать?
Д: (ответы).
В:- Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?
В: — Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
В:- Интересно, а почему камешки тонут?
Д: (ответы)
В: — Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
В:- Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарик опустим в воду, они утонут?
Д: (ответы)
В:- Почему вы так думаете?
Д: (ответы)
В:- А давайте проверим (опускают шарик в чашку с водой).
В:- Странно, камешки утонули, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?
Д: (ответы).
В:- Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
В:- Да ребята, нас окружает холодный воздух. А вот интересно утверждают, что если нагреть воздух он подымится, а вы ребята, как думаете? как же так получается?
Д: (ответы).
В: — А давайте проверим, так ли это. Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт.
В:- Посмотрите, что происходит с шариком?
Д: (ответы).
В:- Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Да вы правы, что горячий воздух легче холодного.
В:- Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашей корзиночке.
В: — Что это? Наверное, это волшебные баночки.
В:- Посмотрите, а в них что — нибудь есть?
Д: (ответы).
В:- Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
Д: (ответы)
В:- Действительно, пахнет кофе.
В:- Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В:- Чем пахнет воздух в этой баночке? (чесноком).
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по- разному?
Д: (ответы).
В:- Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В: — А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду по улице, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?
Д: (ответы).
В:- Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?
Д: (ответы).
В: — А мы это сейчас проверим. Давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.
В: — Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
В: — Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? Д: (ответы).
В: — Как вы думаете, какой воздух в городе: чистый или грязный? Почему?
Д: (ответы).
В: — А где можно подышать чистым и свежим воздухом? (на природе).
В:- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
В:- Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось занятие? Что было сложного? Что интересного?
Физкультминутка (под музыку, в кругу)
Воздух
Руки к солнцу поднимаю,
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эксперементальная деятельность | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Волшебный воздух»
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, мелкие камушки, 2 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 1 пустая бутылка).
Действующие лица: Воспитатель (В), дети (д).
Ход:
В: — Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.
Д: (ответы).
В: — А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д:- Надо его посильнее надуть.
В:- Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д:- Воздух.
В:- Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!
Д: (ответы)
В: -А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
В:- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.
В:- Ребята, а можно ли воздух потрогать? А поймать? Я придумала, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
В:- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
Д: (ответы).
В: — Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
Д: (ответы).
В:- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Д: (ответы).
В:- А давайте проверим!
В:- Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В:- Ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
В:- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
Д: (ответы).
В: — Я поняла, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем /воздух/.
В: — А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
В:- Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
В:- Ответы. Точно, это похоже на бурю. А на звенящую капель, а на шаловливую сосульку??? Когда сосулька капает — на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте покажем шаловливую сосульку.
Физкультминутка (под музыку, в кругу)
Воздух
Руки к солнцу поднимаю,
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
В:- Ребята я совсем забыла. Когда я шла в садик, по дороге нашла корзиночку. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).
В:- Что это?
Д: (камешки; ответы).
В:- А как вы думаете, что с камешками можно делать?
Д: (ответы).
В:- Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?
В: — Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
В:- Интересно, а почему камешки тонут?
Д: (ответы)
В: — Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
В:- Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарик опустим в воду, они утонут?
Д: (ответы)
В:- Почему вы так думаете?
Д: (ответы)
В:- А давайте проверим (опускают шарик в чашку с водой).
В:- Странно, камешки утонули, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?
Д: (ответы).
В:- Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
В:- Да ребята, нас окружает холодный воздух. А вот интересно утверждают, что если нагреть воздух он подымится, а вы ребята, как думаете? как же так получается?
Д: (ответы).
В: — А давайте проверим, так ли это. Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт.
В:- Посмотрите, что происходит с шариком?
Д: (ответы).
В:- Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Да вы правы, что горячий воздух легче холодного.
В:- Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашей корзиночке.
В: — Что это? Наверное, это волшебные баночки.
В:- Посмотрите, а в них что — нибудь есть?
Д: (ответы).
В:- Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
Д: (ответы)
В:- Действительно, пахнет кофе.
В:- Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В:- Чем пахнет воздух в этой баночке? (чесноком).
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по- разному?
Д: (ответы).
В:- Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В: — А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду по улице, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете?
Д: (ответы).
В:- Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?
Д: (ответы).
В: — А мы это сейчас проверим. Давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.
В: — Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
В: — Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? Д: (ответы).
В: — Как вы думаете, какой воздух в городе: чистый или грязный? Почему?
Д: (ответы).
В: — А где можно подышать чистым и свежим воздухом? (на природе).
В:- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
В:- Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось занятие? Что было сложного? Что интересного?
Физкультминутка (под музыку, в кругу)
Воздух
Руки к солнцу поднимаю,
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности в подготовительной группе "Волшебный воздух"
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.Дать детям элементарные представления об источн...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила магнита»
Расширение представлений детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная бумага"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебный сахарок»/
Данный конспект подходит дл я дететй старшей и подготовительной группы детского сада. Воспитывает потребность в получении новой информации, развивает умение делать логические заключения в ходе работы,...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе " Волшебная соль"
Данное занятие способствует накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Обогащает причинно-следственные зависимости, учит делать выводы. Формирует у детей исследовате...