Родительское собрание по теме самообразования_ «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна_»15.10.2020г.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ионцева Елена Николаевна

Родительское собрание  по теме самообразования: 

«Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»

Воспитатель: Ионцева Е.Н. 15.10.20

Задачи

1. Расширить представления родителей о роли, средствах, методах, игровых приемах для развития мелкой моторики рук у детей. 

2. Повысить уровень информированности родителей о проблеме развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью информационных сообщений. 

3. Побудить интерес к созданию игр и пособий для развития мелкой моторики рук у детей. 

4. Учить родителей практическим приемам работы по развитию мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме самообразования:

«Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»

Воспитатель: Ионцева Е.Н.

Значение развития мелкой моторики

• Повышает тонус коры головного мозга.

• Развивает речевые центры коры головного мозга.

• Стимулирует развитие речи ребенка.

• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

• Способствует улучшению артикуляционной моторики.

• Развивает чувство ритма и координацию движений.

• Подготавливает руку к письму.

• Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

В настоящее время недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.

Цель: Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», дать представления о развитии мелкой моторики у детей в целом.

Задачи:

1. Расширить представления родителей о роли, средствах, методах, игровых приемах для развития мелкой моторики рук у детей.

2. Повысить уровень информированности родителей о проблеме развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью информационных сообщений.

3. Побудить интерес к созданию игр и пособий для развития мелкой моторики рук у детей.

4. Учить родителей практическим приемам работы по развитию мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Оборудование: мультимедийная установка; презентация для родителей «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»; дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики; материалы для проведения игр и упражнений с родителями, картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Предварительная работа: выступление на родительском собрании, анкетирование родителей по теме проекта, консультации для родителей, оформление ширм и папок-передвижек в родительском уголке, оформление картотеки игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей.

Форма работы: групповая

Ход мероприятия:

Теоретическая часть. Выступление учителя-логопеда. Пополнение и расширение знаний у родителей по теме «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?» Теоретический материал. Презентация.

Практическая часть. Подборка различных игр, упражнений для развития мелкой моторики рук для демонстрации их родителям и проведения практической части. Использование различных материалов (бусы, бигуди, карандаши, шишки и т.д.) для наглядной демонстрации родителям количества материалов для развития мелкой моторики рук у детей.

Итог мероприятия.

Консультация «Роль мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольников»

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение. На основе устной речи строится и развивается письменная речь.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук.

Подвижность пальцев рук детей тесно связана с речевой функцией. Важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Развивать мелкую моторику легко могут и родители, в домашних условиях. Для этого придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия. На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила.», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма. А это в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

— Запускать пальцами мелкие волчки.

— Разминать пальцами пластилин, глину.

— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

— Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

— Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять.

— Показать отдельно только один палец — большой.

— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

— Махать в воздухе только пальцами.

— Кистями рук делать «фонарики»

— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

— Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).

— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

— Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

— Складывание матрешек.

— Игра с вкладышами

— Игры с песком, водой.

— Мять руками поролоновые шарики, губку.

— Рисовать, раскрашивать, штриховать.

— Резать ножницами.

— Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

-Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

На основе проведения опытов и исследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Таким образом, роль родителей в развитии мелкой моторики трудно переоценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

На собрании показана  важность работы по развитию мелкой моторики рук, обозначена взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника. Родители познакомились с играми и упражнениями для развития м...

Родительское собрание на тему: "Развитие мелкой моторики рук"

В последнее время  у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии  речи, хотя  они здоровы, не страдают нарушениями  слуха или поражениями  центральной  нервной ...

Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...

Конспект родительского собрания по теме: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»

Все мы с вами знаем, что речь – одна из самых важных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает ...

Конспект родительского собрания на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования."

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребёнка как неотъемлемой части его жизни....

Родительское собрание на тему"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

На родительском собрании на тему: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста" педагог дала понятие, что обозначает термин  " мелкая моторика". Объяснила родителям, поч...