Дидактические и сюжетно-ролевые игры по патриотическому воспитанию
план-конспект занятия (младшая группа)

Дидактические игры и занятия предназначены для детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические и сюжетно-ролевые игрыс детьми раннего возраста по патриотическому воспитанию

«Моя семья».

Задачи:

Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи.

Учить детей находить картинки, чем занимаются дома члены семьи (мама варит суп, папа пылесосит ковер и т.д.)

Развивать память, внимание, зрительное восприятие.

Воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Игровая задача: Кто правильно справился с заданиями, тот молодец.

Правила:

Количество играющих соответствует количеству картинок с изображением членов семьи.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает пройти к столу и сыграть в игру. На столе лежат большие карточки с членами семьи.

Воспитатель показывает большие карточки и спрашивает у детей: Как зовут твою маму? Папу? Дедушку? Бабушку? Сестру? Брата? Дети отвечают, с небольшой помощью воспитателя.

Затем воспитатель показывает сюжетные картинки. Спрашивает: Кто дома варит суп? Кто пылесосит дома ковер?

Атрибуты: Большая карточка с членами семьи, сюжетные картинки.

«Назови ласково»

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа – папочка

«Вежливые слова»

Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини»

«Доброе слово»

Цель: учить детей согласовывать имена существительных с прилагательными, развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку взять картинку и сказать:

мама (какая) —. ,

папа (какой) —. ,

бабушка (какая) —. ,

дедушка (какой) —.

«Отгадай»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры

Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.

—О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый?

(Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.

«Кто что делает?»

Цель: на столе разложены наборы картин из лото «Наша семья».

Ход игры: Дети должны собрать картинки, изображающие действие одного и того же лица.

Например: — Девочка прыгает. Девочка пьет чай. Девочка рисует. — Мама шьет. Мама варит. Мама пишет.

«Дружная семья»

Цель: побуждать детей называть членов семьи, слова, действия, характерные для них.

Ход игры:

Ребенок берет картинку и рассказывает по ней. Если не получается, воспитатель помогает.

«Собери портрет»

Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Оборудование. Разрезные картинки из журналов с изображением человека из 4-х частей.

Ход игры.

Перед детьми лежат разрезные картинки с изображением человека. Воспитатель просит детей сложить картинку из частей так, чтобы получился портрет.

«Бусы для мамы»

Цель: радовать своих близких, развивать координацию действий обеих рук ребенка, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки синего, красного, желтого и зеленого цвета.

Ход игры.

Воспитатель говорит, чтобы дети порадовали своих мам красивыми бусами. Тогда воспитатель показывает коробку с колечками и веревочками, и предлагает сделать бусы для мамы. Воспитатель объясняет, на веревочку нужно надеть колечки такого же цвета как и сама веревочка, например, на красную веревочку – красные колечки, на синюю веревочку – синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы готовы. Мамы обрадуются и скажут ребятам спасибо.

Дидактическая игра «Составь семью»

Цель: формировать представление детей о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Ход: показать детям фигурки членов семьи. Объяснить, что одним словом они называются – семь .Семья может быть большая или маленькая. В одной семье могут жить люди разного возраста. В каждой семье есть дети. Они похожи на своих родителей. Предложить детям назвать членов своей семьи. Выставить фигурки соответствующим образом (дедушка, бабушка, папа, мама, мальчик, девочка). Еще раз уточнить, что все они – семья.

Дидактическая игра «Поможем кукле одеться»

Цели: обучение последовательным действиям, закрепить знания о названиях одежды, развивать зрительно – двигательную координацию.

Ход: воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя проснулась. Предлагает показать кукле, как дети просыпаются. Выполняется гимнастика пробуждения. Затем воспитатель предлагает одеть куклу. «Ребята, какие вы видите вещи на стульчике?» - «Носочки, платье и туфельки». – «Что оденем сначала?» - «Носочки, потом платье и туфельки». Дети одевают куклу. Можно усложнить задачу для детей. Например, положить платья разного размера. Детям нужно подобрать платье кукле подходящего размера.

Дидактическая игра «Части суток»

Цели: упражнять детей в умении различать части суток, пополнять знания о частях суток, создавать образ на основе зрительного восприятия.

Ход: игра состоит из четырех листов: белый лист – это утро, желтый – день, серый – вечер, фиолетовый – ночь. Также есть два домика с белыми окошками (утром и днем светло, свет не включаем), домик с желтым окном (вечером горит свет), домик с фиолетовым окном (ночь). Есть два солнца – желтое и оранжевое (утро и день), облака, луна и звезды (ночь). Дети с удовольствием играют, выкладывая соответствующие предметы на листы. Так, на основе зрительного восприятия, они запоминают части суток.

Дидактическая игра «Что есть что?»

Цель: формировать представление, какие плоды мы называем овощами, какие - фруктами, а какие – ягодами, в чем разница между ними и грибами.

Ход: детям предлагается собрать корзинку грибов, лукошко ягод, разложить овощи на тарелке, посетить фруктовый магазин.

Дидактическая игра «Чей малыш?»

Цели: закрепление знаний детей о детенышах домашних и диких животных, развитие речи, логического мышления, наблюдательности, совершенствование мелкой моторики.

Ход: дети берут картинки с изображением животных. Воспитатель сообщает, что детеныши бегали, играли и потерялись. Нужно помочь им найти маму. Дети подбирают пару к каждой картинке и составляют предложения. Например: «У лисы лисята».

Дидактическая игра «Чей домик?»

Цели: формировать умение детей соотносить изображение животного с местом его обитания, правильно их называя. Прививать интерес, любовь и бережное отношение к природе. Формировать простейшие представления об окружающем мире.

Ход: дети подбирают картинку с изображением жилища к картинке с соответствующим животным и составляют предложения. Напрмер: «Медведь живет в берлоге».

Дидактическая игра «Кто улетел (прилетел)?»

Цели: учить различать и называть птиц. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.

Ход: детям предлагается внимательно рассмотреть картинки и назвать изображенных на них птиц. Затем закрыть глазки. Воспитатель убирает (добавляет) картинку одной птицы. Дети должны назвать ее.

Дидактическая игра «Кто это и чем питается?»

Цели: закреплять и расширять знания детей о том, что ест то или иное животное, птица. Развивать речевую активность детей, слуховое и зрительное восприятие.

Ход: в центр стола кладется колесо – восьмигранник с нарисованными на нем видами еды. Детям раздаются фишки с изображением того или иного животного (птицы). Затем детям задаются вопросы: например: «Ростислав, что ест заяц?» или «Максим, кто любит грызть косточку?» Дети раскладывают соответствующие фишки.

Дидактическая игра «Времена года»

Цели: познакомить детей с сезонными изменениями природы, воспитывать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года, развитие мелкой моторики.

Ход: предложить детям силуэты деревьев разной цветовой гаммы, соответствующих четырем временам года. Затем предложить картинки с изображением осенних листьев, снежинок, цветов, яблок. Дети должны разместить картинки по соответствующим деревьям. Индивидуальное и хоровое проговаривание времен года. Постепенно дети учатся не путать времена года.

Дидактическая игра «Собери светофор»

Цели: формировать представление детей об элементарных правилах дорожного движения, дать представление о значении светофора, закрепить назначение красного, желтого и зеленого цветов. Развивать зрительную память, способствовать сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук.

Ход: разложить цветные круги. Рассмотреть, назвать цвета. Предложить собрать светофор. Рассказать, что означают цвета у светофора.

Сюжетно-ролевые игры

Игра "Семья"

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.

Игровые роли. Мама, папа.

Ход игры.

Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы.

Затем дети играют с куклой самостоятельно.

Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.

После этого воспитатель может внести еще одну Куклу — подружку Оксаны, куклу Катю. Педагог знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить.

Игры с двумя куклами уже сами по себе обязывают к совместной деятельности сразу нескольких детей. В это время близость воспитателя, а часто и включение его в игру необходимы. Уже в последующем, когда дети уже несколько раз поиграют в эту игру, воспитателю бывает достаточно только напомнить о возможных ролях, чтобы началась игра: «Дети, кто хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати? А кто хочет быть воспитателем?». Каждый из детей начинает выполнять свои обязанности.

Игра-ситуация. « Зайка заболел»

Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой- пациентом (игрушка).

В р а ч. Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?

Пациент-зайчик (жалобно).Я - доктор.

В р а ч. Садитесь, больной. Что у вас болит?

Пациент. У меня кашель, болят ушки.

Врач. Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?

Пациент. Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. Досвидания.

«День рождение куклы»

Цели: познакомить детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой; учить правильно находить и отбирать посуду для чаепития; продолжать обогащать содержание игр; способствовать объединению детей для совместных игр; обогащать словарный запас; воспитывать желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение к друг другу.

Оборудование: чайная посуда, скатерть, кукла в нарядном платье, образные игрушки (мишка, заяц, бочонок с медом, морковка. Можно использовать предметы-заместители.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок мёда или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку. Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, пpигoтoвить чай. Дети собираются на день рождения. При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.

«Больница»

Цели: продолжать знакомить детей с профессиями врач и медсестра; вызвать интерес к профессиям медицинских работников; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Оборудование: медицинские карточки по количеству детей, игрушечный фонендоскоп, шпатель, зеркало ЛОРа, градусник, зелёнка, стол, 2 белых халата для врача и медсестры, 2 белых шапочки, вата, бинт, шприц.

Ход игры:

Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой- пациентом (ребенок).

В р а ч. Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?

Пациент-зайчик (жалобно).Я - доктор.

В ра ч. Садитесь, больной. Что у вас болит?

Пациент. У меня кашель, болят ушки.

Врач. Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?

Пациент. Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.

«Печем пирожки»

Цель: знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне; учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к чужому труду; закреплять умение объединятся в группы в игре, выполнять игровые действия.

Оборудование: кухонная посуда, куклы, детали строительного набора (небольшие шарики, разрезанные пополам, предметы-заместители

Ход игры:

Вос-ль: -Дети, вы хотите со мной поиграть? Я буду пирожки печь. Посмотрите, что у меня есть (снимает крышку с коробки и кладет ее рядом).

-Я буду тесто месить для пирожков. Вот так, вот так! (Перемешивает в коробке детали из строителя.)

С чем вы любите пирожки? С повидлом? Вот этот пирожок для тебя, он с повидлом (показывает, как лепить пирожок).

-Ой, а куда же мне положить пирожки? На чем будем их печь? (Хорошо, если кто-то из детей догадается, что для этого можно использовать лежащую на столе крышку от коробки.) Действительно, сюда можно пирожки класть! Пусть это будет противень, как у мамы на кухне.

Вот здесь будет Ванин пирожок с повидлом. А с чем Настя любит пирожок? Хочешь с капустой или с яблоками? Вот он, пирожок с яблоками и Илюше пирожок слепим, и Алеше.

-У нас осталось еще место, давайте еще пирожок сделаем. Кто мне поможет?

-Полина, замеси тесто. Вот как у тебя хорошо получается!

А теперь лепи пирожок вот так, как я. Клади его на противень. (Предлагает другим детям.) Много пирожков получилось. Не осталось ни одного свободного места. Надо в духовку ставить, пусть пекутся. А где же у нас будет духовка?

-Настя, где будем печь пирожки? Вот здесь? (Можно использовать любые заместите ли.) Это плита? Включай побыстрей! Поставили пироги.

- А как там наши пирожки?

-Понюхайте, как вкусно пахнет.

-Оля, посмотри, пирожки уже зарумянились?

-Конечно, они готовы. Я сейчас их вытащу из духовки. Осторожно, горячо!

-Угощайтесь. Вот это чей пирожок? Вкусно?

(Раздаю пирожки всем. Если дети будут брать «пирожок» в рот, остановить их.)

Вот какие пирожки получились вкусные.

Мы поели, а куклы голодными остались. Они тоже хотят пирожков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...