Формы образовательной деятельности
рабочие листы

Каракулина Татьяна Ивановна

Для учета в работе воспитателей в образовательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование в детском саду как средство развития познавательной активности дошкольника

Любой ребенок с рождения – исследователь, а экспериментирование – это способ познания окружающего мира, один из важнейших видов детской деятельности. В настоящее время исследовательская деятельность приобретает особое значение в связи с определением содержания образовательной области «Познавательное развитие» во ФГОС ДО. При соответствующей организации (работа в малых группах, в парах, формулировка гипотезы эксперимента, обсуждение его результатов и т.д), так же экспериментирование способствует в реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В последние годы в детском саду все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей, появляются лаборатории, уголки экспериментирования.

 Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы

«как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра. Необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Предложенный дидактический материал должен обеспечить развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу — проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Целью поисково-экспериментальной деятельности: Развитие познавательных интересов, потребность в самостоятельной поисковой деятельности

Задачи:

- вызвать интерес к поисковой деятельности

-Учить детей выделять проблему эксперимента

- Принимать и ставить перед собой цель эксперимента

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности

- развивать личностные качества: настойчивость, решимость, целеустремленность

Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, детское любопытство.

В работе с детьми используются все существующие разновидности экспериментов:

- Случайные наблюдения и эксперименты (не требующие подготовки, проводятся в той ситуации, которая сложилась в данный момент

- Плановые наблюдения и эксперименты

- Эксперименты как ответ на детские вопросы (почему вода замерзает? Как получается снежинка? Почему облака летают? )

Итак, в раннем детстве ребенок интуитивно знакомится с окружающим миром, посредством ощущения, восприятия. Малыш обследует предметы самыми разными способами: вертит, бросает, трясет, пробует на зуб и др. Объектами обследования становятся игрушки, растения, животные, объекты неживой природы.

В работе с детьми по экспериментированию педагог учитывает следующие моменты:

- Все предлагаемые эксперименты должны вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать с ними

- Для ребенка актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям нужно возвращаться

- за один эксперимент можно рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами

Педагог выбирает содержание для выполнения следующих задач:

Для детей 2-3 лет - развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей (уметь наблюдать, сравнивать, находить отличия, и др)

Для детей 4-5 лет - продолжать развивать интеллектуальные способности. Учить планировать свою деятельность, развивать познавательную активность.

Для детей 5-7 лет - Развивать самостоятельность, прогнозирование событий, принимаемых действий. Отмечать оригинальность и выразительность решений.

Алгоритм исследовательского обучения:

- Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить

- Предлагает варианты решения

- Проверяет эти возможные решения, исходя из данных

- Делает выводы

- Применяет выводы к новым данным

- Делает обобщения

Структура детского экспериментирования

- Проблемная ситуация

- Целеполагание (что нужно сделать)

- выдвижение гипотезы (как, с помощью чего, что получится)

- Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

- формулирование вывода

- Возникновение новой гипотезы (как получилось)

Необходимо помнить, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многофункциональный эксперимент.

- Физический - учится управлять своим телом

- Природоведческий - знакомится с реальным окружающим миром, свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.

- Социальный - учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

- Лингвистический - занимается словотворчеством, играет в словесные игры, расширяет словарный запас

- Личностный - узнает свои личные возможности и предпочтения

- Поведенческий – моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях

Таким образом, детское экспериментирование это не изолированный вид деятельности, он тесно связан с другими видами детской деятельности. Исследовательская деятельность является одним из этапов метода Проекта. Поставленную проблему нужно решать совместно со взрослыми. Накопленный детский опыт дает основу для самостоятельного экспериментирования. Задача педагога- поддержать этот интерес и создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. В группах создаются лаборатории – место, где дети самостоятельно занимаются исследовательской деятельностью. Все оборудование для проведения опытов должно быть безопасно. Предметы, которыми пользуются дети: предметы из разной фактуры, дерево, металл, бумага, ткани, сыпучие вещества, воронки, песок, природный материал, стаканчики, магниты, лупа, нитки и многое другое. Оперируя всеми этими предметами, ребенок знакомится с их свойствами, в ходе опытной деятельности учится наблюдать за происходящими изменениями, обогащается опыт, появляется желание больше узнать,

В ходе опытной деятельности дошкольник учится размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Педагог имеет предметы, которыми пользуется сам при проведении сложных опытов (пробирки, спиртовка, зеркала, стекла, увеличительные стекла). Чтобы поддерживать интерес детей во время проведения опытной деятельности использует игровые технологии. Опытную работу проводит любимый литературный персонаж (для малышей «Капелька», старшим детям «Незнайка»). Отправной точкой для самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности являются полученные знания об окружающем мире полученные во время образовательной деятельности со взрослыми, педагогом на занятии или совместной деятельности с родителями. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду знакомит детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности. В процессе экспериментальной деятельности дети создают новый продукт – постройку, насыщенный новыми запахами воздух, запускают ракету-шарик – используя реактивную силу воздуха. Так экспериментирование связывает творческие проявления с эстетическими, особое интеллектуально активное отношение к окружающему миру.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объединяющего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет Формы образовательной деятельности

Данный буклет поможет педагогам в планировании....

Формы образовательной деятельности.

Формы образовательной деятельности....

Речевая студия "Грамотейка"как форма образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи

Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитанию, обучению и развитию детей, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать, а освоение этих знаний до...

Методическая разработка в форме образовательной деятельности по профилактике нарушения и коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников «Новые приключения колобка»

Методическая разработка в форме образовательной деятельности   по профилактике нарушения и коррекции  эмоционально-личностной сферы дошкольников  «Новые приключения колобка&r...

Формы образовательной деятельности

В помощь педагогам (шпаргалочка)...