Значение орф-подхода для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Орф-подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста направлен на развитие музыкально-двигательных способностей, а также на тренировку концентрации внимания и памяти.
Основные постулаты Орф-подхода:
Неразрывная связь музыки, движения и речи.
Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и раскрыть внутренний потенциал.
Неразрывная связь музыки, движения и речи.
Карл Орф (1895-1982) - австрийский композитор и педагог ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, движения, театрализации, импровизации и игры на музыкальных инструментах. Для работы с детьми он написал песенки, пьесы и упражнения, вошедшие в Орф-хрестоматию "Шульверк".
Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Её Орф назвал «элементарной музыкой» и сделал основой своего «Шульверка».
Идея синкретического развития, опирается на народные лады, ритмы и жанры. Музыка вырастает из ритмизованной речи, ее формы рождаются в танцевальном движении, и все это окрашивается радостью взаимного общения и игры.
Основным предназначением «Шульверка» является приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.
Создавая «Шульверк» К.Орф задумывал изобрести музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному обучению и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.
Первостепенное значение отводится здесь метро-ритмическому началу, которое строится не только на основе движения и игры на элементарных музыкальных инструментах, но прежде всего на речь, музыкальную декламацию и пение. В основе всех музыкальных упражнений, как ритмических, так и мелодических, лежат речевые упражнения.
Особое внимание в концепции Орфа уделяется музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов» (термин Г.Кеетман). Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Звучащие жесты являются не просто носителями определенных тембров – их использование вносит движение в освоение детьми ритма. Этот подход является важным методическим моментом, так как ритм осознается и осваивается только в движении. Воспитание чувства ритма, и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладают очень высокой эффективностью.
Голоса детей также используются подобно инструментальным тембрам для создания различных звуковых эффектов: игры голосовым аппаратом (глиссандирование, шипение, кряхтение, цоканье языком), возгласы, игры с фонемами, фонемными слогами (цынцы-брынцы, дили-дон), огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий образует активный инструментальный словарь ребенка. Эти звуки легко используются детьми в озвучивании сказок, стихов и в качестве аккомпанемента к движениям. Использование музыкальных инструментов по К.Орфу обогащает тембровый и ритмический слух детей.
Карл Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно «Орфовский». Основу этого инструментария составляют клавесы (ритмические палочки), штабштили (ксилофоны, металлофоны) и глокеншпили - колокольчики (от нем. Gloke - колокольчик), а также треугольники, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелочки. Все эти инструменты являются ударными.
На начальной стадии обучения К.Орф рекомендовал прежде всего ударные инструменты, прекрасно развивающие ритмическое чувство детей, а также некоторые мелодические инструменты ‑ ксилофоны, глокеншпили, металлофоны, блокфлейты и др. На них можно не только играть, но и озвучивать сказки, маленькие рассказы, стихи.
Практика и лишь потом теория.
Основой всех видов упражнений является импровизация – на различные элементы (мелодию, ритм, движение, слова), форму проведения занятия, и самое главное, атмосферу и обстановку на уроке. Занятие представляет собой игру-импровизацию, которая помогает подготовить детей к дальнейшему музыкальному обучению, способствует раскрепощению их внутренних сил. Главным является то, что дети вовлечены во все виды музыкальной деятельности, где они не просто являются исполнителями, а сами импровизируют, творят и создают музыку. Ведь лучше усваивается то, что создано или придумано самим собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение сказки в жизни детей старшего дошкольного возраста
Роль сказки в жизни ребенка...
Проект "Значение ритмопластики в развитии детей старшего дошкольного возраста"
В проекте разработаны этапы работы с детьми, даны темы консультаций с родителями, конспект развлечения "Танцевальное путешествие"....
«Формирование привычки к здоровому образу жизни с учетом интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...
Значение сказок в развитии детей старшего дошкольного возраста
Интерактивная игра "Волшебный мир сказок"Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Значение развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»
Консультация для педагогов«Значение развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»Внимание представляет собой особое свойство человеческой психики,...
Развитие речи на основе полихудожественного подхода у детей старшего дошкольного возраста
Применение полихудожественного подхода в условиях дошкольного учреждения эффективно для реализации задач речевого развития как детей с речевой патологией, так и для детей с нормальной речью....