Конспект ООД в старшей группе (5-6 лет) "В поисках символов Санкт-Петербурга"
план-конспект занятия (старшая группа)

Клинкова Светлана Александровна

Конспект интегрированного занятия по Петербурговедению. Детки отправляются в путешествие по городу в поисках его пропавших символов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_poiskah_simvolov_goroda.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект ООД в старшей группе (5-6 лет)

"В поисках символов Санкт-Петербурга"

        Составила воспитатель :

        Клинкова С.А.

Санкт-Петербург 2024

Тема ООД«В поисках символов Санкт-Петербурга»

Возрастная группа: Старший возраст

Образовательная область: Познание 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «Физическое развитие»

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о своем городе.

Задачи:

Образовательные:

1.Обогощать представление детей об окружающем мире, о городе в котором они живут, о достопримечательностях.

2.Учить отвечать на вопросы, формировать умение понимать учебную задачу

и выполнять ее самостоятельно и в коллективе.

Развивающие:

1.Обогатить словарный запас детей (городовой, шпиль, крепость, верфь)

2.Развивать умение, общаться внутри коллектива, проявлять инициативу.

3.Способствовать развитию речи, мышления, памяти у детей, внимания.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство патриотизма (любовь к малой родине).

2.Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками

3. Воспитывать отзывчивость, желание помочь.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседа  о городе, рассматривание альбомов и иллюстраций с видами и достопримечательностями города Санкт-Петербург, экскурсии по городу с родителями.

Оборудование: Проектор, доска для проекции изображения, магнитная доска на которой изображён пьедестал «Медного всадника», подносы, кисти, баночки с жидким мылом, порошок куркумы, кисти, одноразовые передники, шапочки, конструктор Танграмм, конструктор блоки, мешочек с фишками, Смайлики трёх цветов (зелёный, желтый, красный), письмо, карта, конверты с подсказками( загадки и карточки с невидимыми буквами)

Ход занятия

Воспитатель:

Приветствие:

Что за чудо — чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Ребята, а кто такие друзья? (ответы детей)

А для чего нам нужны друзья? (ответы детей)

Правильно ребята, друг-это тот, кто не бросит в беде, кто всегда поддержит, поможет, кто порадуется за твои успехи вместе с тобой. А вы умеете дружить?

Ой ребята, я совсем забыла, я же вчера получила письмо. На конверте написано: «Для друзей». От городового.

Воспитатель показывает детям конверт, вскрывает его и зачитывает письмо детям.

«Дорогие мои, друзья! Я пишу вам из Санкт-Петербурга.  История этого города началась более 300 лет назад, в то время, когда Петр I ступил на Заячий остров. С тех пор прошло много лет… И на берегу реки Нева возвышается город, который с каждым годом становится всё краше и больше. Его по праву называют Северной столицей.

Я, как истинный городовой, оберегал наш город. Но случилась беда! Я  заметил, что с карты города исчезли некоторые значимые достопримечательности нашего города. И если их не вернуть обратно, то город потеряет свою историческую неповторимость. Друзья, могу ли я рассчитывать на вашу помощь?

К письму я прилагаю карту, которая вам поможет не заблудиться в нашем большом городе и подсказки, которые помогут вам справиться с трудностями. Я уверен, что вы сможете отыскать потерянные символы! Успехов вам, мои друзья!»

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем вернуть символы города?

А что такое символы города? (Ответы детей). «Символ города» – это знаковые объекты в городе, такие как здания, памятники, мосты и так далее. А какие у каждого города самые главные символы? (Ответы детей). Самыми главными символами города являются гимн, герб и флаг. Что изображено на гербе города Санкт-Петербург? (Ответы детей). А вы сможете узнать герб города Санкт-Петербурга среди множества других? (Ответы детей). Воспитатель предлагает детям картинки с гербами городов России (Санкт-Петербург, Москва, Пушкин, Ростов, Новгород, Петродворца) Слайд№1)

Молодцы ребята! Я вижу, что вы много знаете! Но нам надо отправляться на поиски исчезнувших символов. Вы готовы? Ну тогда послушайте мою загадку, отгадка укажет нам место, куда мы с вами отправимся.

Памятник из бронзы: честь царю, хвала!

Мчится, словно ветер, конь, тянет удила.

На коне сидит герой, он красивый, молодой.

                                             (Медный всадник)

Воспитатель: Ребята, о каком памятнике говорится в загадке? (Ответы детей). Правильно, речь идёт о Медном всаднике. Медный всадник находится на Сенатской площади. Именно туда мы с вами и отправляемся. Сенатская площадь-одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Именно в центре этой площади располагается Медный всадник, который является одним из ключевых символов города. (слайд№2). Ребята, городовой был прав, памятник исчез. Что же делать? (Ответы детей). Я буду задавать вам вопросы, за каждый правильный ответ вы получите по элементу от всадника. Получив все элементы, мы сможем собрать его.  Вы готовы? Слушайте внимательно!

1. Медный всадник из меди?

2. Медный всадник-это памятник кому?

3. Кто повелел установить памятник Петру I?

4. Что покрывает спину коня?

5. Какое оружие у Петра I?

6. Что на голове у него?

7. Что у коня под ногами?

8. На каком камне стоит памятник?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы ответили на все мои вопросы! Теперь давайте соберем медного всадника. (Дети на магнитной доске собирают силуэт медного всадника из элементов). Вот вы и вернули первый пропавший символ городу! Молодцы ребята! Держите символ, приклейте его на нашу карту. (Дети приклеивают на карту силуэт Медного всадника)

Воспитатель: Ребята, вы готовы оправиться на поиски следующего символа? (Ответы детей). Тогда держите вторую подсказку. (Воспитатель достаёт из конверта пронумерованные карточки на которых невидимыми чернилами изображены буквы). Ребята, я ничего не понимаю. Что это? Какие-то цифры, что нам с этим делать?  (ответы детей). Воспитатель подводит детей к выводу, что на листах бумаги что-то зашифровано невидимыми чернилами и предлагает отправиться в лабораторию. В лабораторие дети вместе с воспитателем готовят раствор для проявления невидимых чернил. Дети составляют из карточек слово «КОРАБЛИК», читающие дети читают слово.

Воспитатель: Ребята, у вас получилось слово «кораблик», о каком символе города идёт речь? (ответы детей). Правильно, мы отправляемся в Адмиралтейство, оно находится прямо возле Сенатской площади, вот взгляните на карту. (Слайд №5) Санкт-Петербург строился на реке и был торговым городом. Ребята, а кто знает, как называется главная река в нашем городе? (ответы детей). Множество кораблей с купцами (продавцами) и разными товарами приезжали в наш город. Для того чтобы покупать и продавать товары, нужны были корабли. Для защиты города нужен был флот. Пётр 1 при строительстве города приказал построить крепость в которой будут делать корабли. Крепость называлась Адмиралтейство, на его шпиле и по сей день красуется кораблик. (слайд№6-7) Во дворе крепости стояли большие деревянные подставки для кораблей, готовые корабли спускали сразу с них на воду, в реку Неву. (слайд №8)

И раз уж мы оказались в Адмиралтействе, то будем с вами строить корабли. Сначала нам нужно поделиться на две бригады. Воспитатель предлагает детям достать из мешочка фишки двух цветов. Дети делятся на команды по цвету фишек. На столах лежат схемы сборки танграмма «Кораблик» и части конструктора. Дети собирают кораблики по схеме.

Воспитатель: Молодцы ребята! Справились и с этим заданием. Вот вам второй символ-Адмиралтейский кораблик. Приклейте её на нашу карту. Ну а теперь вас ждёт следующая подсказка:

На Заячьем острове крепость стоит,

Золотом купол на солнце блестит,

Ангел в небо крестом упирается,

Как это крепость, друзья, называется?

                 (Петропавловская крепость)

Воспитатель: Правильно ребята. (слайд№9), Петропавловская крепость находится на Заячьем острове. Как же мы туда попадём? (ответы детей) Кораблики мы с вами построили кстати, на них мы и переправимся через Неву.

               Физминутка
Ветер по морю гуляет
(Поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет,
(Помахивают руками над головой)
Он бежит себе в волнах
(Сцепляют руки над головой в замок)
На раздутых парусах
(Руки впереди себя)
Мимо острова крутого,
(Расцепляют пальцы, приседают на корточки)
Мимо города большого,
(Встают)
Пушки с пристани палят,
(Хлопают)
Кораблю пристать велят.
(Топают)

Воспитатель: Вот мы и очутились на заячьем острове, в самом сердце петропавловской крепости. (Слайд№ 10-11) А что это перед нами? (ответы детей) Правильно, перед нами Петропавловский собор. Изначально на его месте стояла деревянная церквушка, а после её обложили камнем, таким образом, что деревянная конструкция осталась внутри. На то время собор стал самым высоким сооружением не только в нашем городе, но и во всей  России. Ангел на шпиле Петропавловского собора, который смотрит на Петербург с высоты более 120 метров - четвертый по счету.

Конструкция первого шпиля колокольни была деревянной, громоотвода не было, колокольня дважды принималась гореть от удара молнии, но с огнем успевали справиться. В третий раз не повезло. Пожар был страшнейший, погасить его на этот раз не смогли. Колокольня сгорела вместе с крестом и ангелом, было повреждено все здание собора.

На четвертый год своего царствования Екатерина II - повелела строить «точно так, какова была». Так появился новый шпиль и второй ангел - точная копия первого. Новый ангел парил над городом всего 3 года, штормовой ветер огромной силы повредил и фигуру, и крест.

Фигура третьего ангела стала выглядеть иначе - ангел стал вертикальным, как мы его видим сегодня. Но и он не обошелся без повреждений от ветра.

Четвертый ангел появился на шпиле после полной реконструкции шпиля и замены деревянных конструкций на металлические.

Если внимательно смотреть на шпиль Петропавловского собора, то можно увидеть, что ангел на верхушке меняет свое положение. И люди часто удивляются, когда узнают, что это не флюгер.

Четвертый ангел, на которого мы с вами любуемся сегодня имеет внутреннее поворотное устройство, которое защищает ее от повреждения при сильном ветре. Не являясь флюгером, фигура может лишь слегка менять свое положение. Вот такой секрет!

Ребята, чтобы вернуть один из самых значимых символов Санкт-Петербурга, вам нужно стать инженерами-архитекторами и построить собор по чертежу, а на самую верхушку шпиля установить ангела. Вы готовы? (Дети приступают к выполнению задания).

Воспитатель: Какой высокий шпиль у вас получился! Молодцы, ребята! А какой ангел оберегает наш город на шпиле Петропавловского собора? (воспитатель предлагает детям выбрать одного ангела из трёх, Дети делают выбор и ставят фигурку на шпиль)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились и с этим заданием, вот вам ангел, которого нужно вернуть на карту (Дети приклеивают ангела на карту).

Все задания выполнены, символы возвращены. (Слайд№14). Вы настоящие знатоки нашего города! Спасибо вам! За ваши труды я хочу преподнести вам подарок. Вот эта книга о Санкт-Петербурге расскажет вам много интересного, раскроет некоторые тайны и секреты нашего города.

Рефлексия:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что Вам понравилось больше всего?

Возьмите, пожалуйста смайлики, чтобы описать своё настроение:

Зелёный – вам всё понравилось

Жёлтый- вам было интересно, но не всё

Красный- вам совсем было скучно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старшей группы по окружающему миру. Тема: Мой город Санкт-Петербург.

Презентация для старшей группы по окружающему миру.Тема: Мой город Санкт-Петербург.Подготовила: воспитатель старшей группы №3 "Ручеек" Ужова Светлана Владимировна...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Витаминки» ДОУ №29 Красносельского района г.Санкт-Петербурга.Тема - «В гостях у сказки»

Методическая разработка образовательной деятельности, направленная на привитие детям дошкольного возраста интереса к устному творчеству, книгам, чтению....

Презентация для старшей группы детского сада на тему мой город Санкт-Петербург

Предоставляю вашему вниманию мини презентацию для старшей группы на тему мой город Санкт-Петербург. Презентация состоит из отдельных вставленных иллюстраций. Описание картин воспитатель предоставляет ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе (Формирование целостной картины мира) «Перелетные птицы Санкт-Петербурга»

Цель: закрепить знания о перелетных птицах, обитающих в парках и садах Санкт-Петербурга и Лен. области. Провести сравнение строения тела дикой утки и лебедя.Задачи: Образовательные:-Закреплять знания ...

Конспект НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию тема: «Мосты Санкт-Петербурга».

Цель занятия- формирование представления детей о мостах Санкт-Петербурга, как  архитектурных сооружениях, умение изображать их....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе ГБДОУ Детский сад № 2 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Тема: «Открытка для мамочки» Цель: формирование элементарных экономических представлений и компетенций у детей дошкольного возраста.Задачи:Образовательная область: «Познавательн...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе ГБДОУ Детский сад № 2 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Тип НОД: познавательнаяВид НОД: речевое развитиеФорма проведения: игроваяЗадачи:Образовательная: познакомить детей с историей возникновения знаков; учить моделировать рассказ с использованием знаков; ...