Проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа)
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л.А
Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.».
Паспорт проекта
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2023г. – май 2024г.)
Вид проекта: детско-педагогический, психолого-просветительский.
Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительных групп, родители.
Цель проекта: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей к школе.Повысить грамотность и компетенцию родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_npk.pptx | 2.91 МБ |
proekt_na_npk_skoro_v_shkolu.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта: В психолого –педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением и в уверенности в своих возможностях. Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. .
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 года – май 2019 года) Вид проекта: детско-педагогический, психолого-просветительский . Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительных групп, родители, учителя начальных классов. Цель проекта : психологическое сопровождение ребенка подготовительной группы, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей к школе. Повышение грамотности и компетенции родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.
Задачи проекта:
Этапы реализации проекта:
Совместная деятельность Ребенок + Родитель Педагог + Ребенок + Родитель Педагог + Родитель - Анкетирование, опросы; Индивид. беседы, консультации; - Организация встреч с учителями, специалистами; Родительские собрания, круглые столы; Практические семинары; Сайт ДОУ. Дни открытых дверей; Проведение совместных мастер-классов; Игровые тренинги. Конкурсы; Папки-передвижки; Выставки рисунков Модель совместной деятельности ПРР
План сотрудничества с родителями детей подготовительных групп Мероприятие (форма и содержание) Срок исполнения Ответственные Родительское собрание «Роль педагога-психолога в подготовке детей к школьному обучению» Ознакомление с проектом, с планом работы Сентябрь Педагог-психолог Воспитатели Круглый стол с учителями начальных классов Петровой В.П., Тимофеевым В.В. «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником» Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников»; «Как подготовить ребенка к школе»; «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Октябрь Педагог-психолог Воспитатели Учитель нач.классов
Результаты анкетирования родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?» Всего в анкетировании приняли участие 48 родителей, что составило 61%. Результаты показали следующее: 18 родителей – 37% считают, что их ребенок готов к школьному обучению 22 родителя – 46% считают, что почти готов (сомневаются) 8 родителей – 17% думают, что ребенок не готов к школе.
Родительское собрание «Роль педагога-психолога в подготовке детей к школьному обучению» Круглый стол с учителями начальных классов. Анкетирование «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»
Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению» (результаты диагностики) Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению с родителями детей с низким уровнем готовности. День открытых дверей. Игровой тренинг для родителей и детей «Скоро в школу!» Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Ступеньки к школе» «Тип личности ребенка и его готовность к школе»; «Психологическая готовность к школе» Ноябрь Педагог-психолог Педагог-психолог Все педагоги Учителя нач.классов Встреча и беседа с выпускниками детского сада Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Кризис 7 лет»; «Что такое психосоциальная зрелость» Декабрь Педагог-психолог Учитель нач.классов
На родительском собрании рассмотрели результаты диагностики по школьной готовности познавательной сферы и психосоциальной зрелости:
День открытых дверей . И гровой тренинг для родителей и детей «Скоро в школу»
Дополнительные занятия учителей начальных классов. Встреча и беседа с выпускниками детского сада.
Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей Выставка рисунков «Моя будущая школа» Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста» « Леворукий ребенок» Январь Педагог-психолог Воспитатели Педагог-психолог Учителя нач.классов Презентация «Психологическая готовность к школе» Участие в конкурсе стихов о школе: «Я - юный поэт» Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Что должен знать ребёнок, поступающий в школу» «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет»; «Подготовка руки к письму» Февраль Педагог-психолог Воспитатели Учителя нач.классов
Экскурсия в школу. Посещение школьной библиотеки Групповая консультация: «Роль семьи в воспитании будущего школьника» Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «В школу с 6 лет?» «В школу – уверенным шагом!» Март Педагог-психолог Учителя нач.классов Родительское собрание «Ребенок на пороге школы» Практикум для родителей «Как подготовиться к школьной жизни» Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей Беседы с учителями начальных классов по предшкольной подготовке. Индивидуальные консультации по запросам родителей Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Первые дни ребенка в школе» «Психологический портрет первоклассника»; Апрель Педагог-психолог Воспитатели
Подведение итогов реализации проекта Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы» Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению (итоги диагностирования педагогом-психологом)» Индивидуальные консультации по запросам родителей Заполнение медицинских карт Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Пора в 1 класс!» «Летние каникулы с пользой» Май Педагог-психолог Заключительный этап проекта
Сотрудничество ДОУ с МОБУ СОШ 31 и МАОУ СПЛ Целью является повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО, создание эффективной модели преемственных связей, которая способствует успешной адаптации и социализации ребенка к условиям школьной жизни.
Целью данного мероприятия являлось определение точки соприкосновения ФГОС ДО и ФГОС НОО и выделение способов обеспечения преемственности в образовательных процессах учреждений. семинар-практикум «ФГОС дошкольного образования как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования» в МОБУ СОШ №31 г. Якутска.
Ожидаемые результаты проекта:
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Венгер Л.А.
Предварительный просмотр:
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л.А
Проект по сопровождению детей подготовительной группы
по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»
Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.».
Паспорт проекта
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 года – май 2019 года)
Вид проекта: детско-педагогический, психолого-просветительский.
Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительных групп, родители.
Цель проекта: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей к школе.Повысить грамотность и компетенцию родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.
Задачи проекта:
Для детей:
- Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
- Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
Для родителей:
- Расширение диапазона знаний о готовности к школе;
- Повышение уровня компетентности родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, разработав комплекс мероприятий, собраний, рекомендацийдля родителей и педагогов в этом направлении
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
- получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.
- психологически подготовятся к переходу от игровой деятельности к учебной;
- разовьют психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие;
- подготовят руку к письму:
- у каждого ребенка сформируется ориентация на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
- сформируют волевой и мотивационный компоненты будущего школьника.
Родители:
- уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
- смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами;
- грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.
Реализация проекта «Скоро в школу!» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
-единства содержания форм и методов работы;
-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
-сотрудничества детей, педагогов и родителей;
-доступности;
-системности и последовательности.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Актуальность проекта:
В психолого–педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением и в уверенности в своих возможностях.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко).
Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Организация контроля над реализацией проекта: мониторинг детей на начало и конец учебного года.
Этапы реализации проекта
I этапПодготовительный (сентябрь 2018) - Изучение проблемы и создание информационно-методического обеспечения.
II этап Реализация (октябрь 2018 -апрель 2019) - Решение задач психолого - педагогического проекта по сопровождению дошкольников по подготовке к школьному обучению для детей и родителей подготовительной к школе группы «Скоро в школу!».
III этап Заключительный (май 2019) - Подведение итогов реализации проекта. Конечным продуктом проекта будут ожидаемые результаты.
План работы с родителями
детей подготовительных к школе групп
Мероприятие (форма и содержание) | Срок исполнения | Ответственные |
Родительское собрание «Роль педагога-психолога в подготовке детей к школьному обучению» Ознакомление с проектом, с планом работы Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
| Сентябрь | Педагог-психолог Воспитатели |
Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Круглый стол с учителями начальных классов Петровой В.П., Тимофеевым В.В.«Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником» Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
| Октябрь | Педагог-психолог Воспитатели Учителянач.классов |
Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению» (результаты диагностики) Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению с родителями детей с низким уровнем готовности. День открытых дверей. Игровой тренинг для родителей и детей «Скоро в школу!» Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
| Ноябрь | Педагог-психолог Педагог-психолог Все педагоги Учителя нач.классов |
Встреча и беседа с выпускниками детского сада Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
| Декабрь | Педагог-психолог Учитель нач.классов |
Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей Выставка рисунков «Моя будущая школа» Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
| Январь | Педагог-психолог Воспитатели Педагог-психолог Учитель нач.классов |
Презентация «Психологическая готовность к школе» Участие в конкурсе стихов о школе: «Я - юный поэт» Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
| Февраль | Педагог-психолог Воспитатели Учитель нач.классов |
Экскурсия в школу. Посещение школьной библиотеки Групповая консультация: «Роль семьи в воспитаниибудущего школьника» Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
| Март | Педагог-психолог Учителянач.классов |
Родительское собрание «Ребенок на пороге школы» Практикум для родителей «Как подготовиться к школьной жизни» Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей Беседы с учителями начальных классов по предшкольной подготовке. Индивидуальные консультации по запросам родителей Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
| Апрель | Педагог-психолог |
Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы» Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению (итоги диагностирования педагогом-психологом)» Подведение итогов реализации проекта Индивидуальные консультации по запросам родителей Заполнение медицинских карт | Май | Педагог-психолог |
Заключение.
Подводя итоги работы по разработке проекта «скоро в школу!», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с родителями при формировании готовности ребёнка к школе с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовке к школе детей, но это внимание направлено в основном только на интеллектуальную сферу. А мной разработанный проект по психологическому сопровождению будущих первоклассников, в котором в первую очередь уделяется внимание личностной готовности к школе, мотивационной готовности.
Список литературы:
1. Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению», 1997.
2. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). – Изд. 2 –е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015. – 318 с.
3. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.
4. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с.
5. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями: метод. пособие. - СПб: Инт-т Тренинга, 1997.
6. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2003.
7. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду. Генезис, 2008. – 150 с.
8. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Изд. «Владос», 1995. - 296с.
11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №39 «Ромашка»
городского округа «город Якутск». Сергеляхская 10/2, тел: 36-31-86
____________________________________________________________________________________________
Проект по сопровождению детей подготовительных групп
по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»
Максимова Инна Иннокентьевна
Педагог-психолог
Якутск 2018-2019уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...