Консультация для педагогов: «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Консультация для педагогов: «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_1.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №61»
Консультация для педагогов: «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Андронова Н.Ф.
Ярославль, 2021
В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта начинается в дошкольном возрасте. Эмоциональный интеллект является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.
В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между детьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры в детском обществе в целом.
Эффективность работы по формированию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста подтверждается стабильными позитивными результатами реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоциональной сферы дошкольников:
- Успешно формируется детская компетентность в соответствии с возрастом.
- Правильно строятся взаимоотношения в детском социуме.
- Дети проявляют активность и самостоятельность в разных видах деятельности. Они стали отзывчивее, проявляют навыки взаимодействия со сверстниками.
- Бескорыстно предлагают свою помощь, настойчивы при выполнении начатого дела, инициативны. Внимательно выслушивают собеседника.
На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».
Обобщая все вышеизложенное можно сделать вывод, что, способности, являющиеся составной частью эмоционального интеллекта, поддаются развитию. Поэтому начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.
В ходе диагностического этапа исследования были выявлены психологические предпосылки формирования эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте, а также доказана важность эмоциональной ориентации ребенка дошкольного возраста на эмоциональные переживания других людей как необходимое условие полноценного развития социального представления как в этом возрасте, так и на следующих этапах психического развития.
В работе используем программу развития эмоционального интеллекта старших дошкольников, задачами которой выступают: пробудить интерес детей к миру человеческих эмоций, к их влиянию на поведение человека и его настроение; формировать способность видеть не только проблемы, но и другого человека во всех жизненных ситуациях; помочь детям осознавать возможность своего участия в жизни других и значимость другого в своей деятельности для оптимизации сотрудничества; развивать умение сочувствовать, сопереживать и желание помочь другим людям. Эти задачи мы реализовали при помощи различных методов: рассказ, обсуждение после рассказа, беседа, показ рисунков с изображением людей и их различными эмоциями, совместная игра.
Содержание занятий и эффективное сочетание разнообразных методов побуждали детей направить свое внимание на мир людей и мир эмоций, ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своем нравственном рассуждении, а также заботиться о нём. Всё это поднимало уровень развития эмоциональной отзывчивости и способствовало приобретению социального опыта старших дошкольников.
Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.
Предпосылками возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте являются: обобщение переживаний в дошкольном возрасте, совместная деятельность, нравственное представление дошкольника, отношение «Я-ты» у ребёнка дошкольного возраста, которое считается генезисом личности и чувства, развитие которых опережает интеллектуальное, и которые дают начальную целостность человеческому существу.
Содержание эмоционального интеллекта старшего дошкольника отражается через сочетание трёх характеристик:
• смена направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций;
• смена эмоциональной ориентации: от эмоциональной ориентации на себя к эмоциональной ориентации на другого человека;
• учёт эмоционального состояния другого человека в решении возникающих проблем.
Специфика формирования эмоционального интеллекта дошкольника заключается в возрастных особенностях развития, закономерностях, механизмах и логике данного процесса. Эффективность работы по созданию условий формирования эмоционального интеллекта дошкольника подтверждается стабильными позитивными результатами реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоциональной сферы дошкольников:
- Успешно формируется детская компетентность в соответствии с возрастом.
- Правильно строятся взаимоотношения в детском социуме.
- Дети проявляют активность и самостоятельность в разных видах деятельности. Они стали отзывчивее, проявляют навыки взаимодействия со сверстниками.
- Бескорыстно предлагают свою помощь, настойчивы при выполнении начатого дела, инициативны. Внимательно выслушивают собеседника.
На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».
Начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.
Формирование эмоционального интеллекта дошкольников стало более успешным, при развитии его компонентов, при создании психолого-педагогических условий для реализации программы развития эмоционального интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
консультация...
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»
В статье раскрываются понятие творческого воображения и особенности его формирования у детей старшего дошкольного возраста, предложены условия и способы формирования у детей воображения творческ...
Консультация для педагогов Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Детское воображение имеет принципиальные отличия от взрослого. Благодаря отсутствию многих шаблонов мышления, свойственных взрослым, детское творческое воображение нередко кажется свободным и очень бо...
консультация для педагогов «Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»
В консультации раскрываются понятие творческого воображения и особенности его формирования у детей старшего дошкольного возраста, предложены условия и способы формирования у детей воображения творческ...
Консультация для педагогов "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста "
Воспитание патриотических чувств, можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте закладывается основы мировозрения человека, его отношения к окружающему миру, формируются ...
Консультация "Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация "Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста"...