Дидактическая игра, как одно из средств развития речи
методическая разработка
В данной статье описана роль дидактической игры в процессе формирования речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_kak_odno_iz_sredstv_razvitiya_rechi.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анотация: В данной статье рассматривается роль дидактической игры в
процессе формирования речи дошкольников. Акцент делается на словесных
играх как наиболее эффективных и способствующих речевому развитию.
Представлена классификация словесных игр, определены их цель, задачи,
правила проведения.
Ключевые слова: развитие речи, дидактическая игра, дети дошкольного
возраста, словесные игры, дошкольная педагогика, задержка речевого развития.
Проблемы речевого общения, встречающиеся в современном обществе,
традиционно находятся в центре внимания отечественных социальных
психологов и педагогов в связи с огромной значимостью во всех сферах
жизнедеятельности человека. Необходимым фактором развития общества
является воспитание высокообразованных людей, творческих личностей,
способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить решение
любых жизненных проблем, умеющих свободно и грамотно, выражать свои
мысли, а важным компонентом этого воспитания должно стать овладение
всеми богатствами родного языка. Оптимальным возрастным периодом
развития речи является период дошкольного возраста. Именно в это время
легче приобретаются, дольше сохраняются и удерживаются сформированные
умения и навыки. Именно поэтому педагоги уделяют особое внимание
речевому развитию дошкольников.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Актуальность
проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании
личности ребенка. При нормальном речевом развитии ребенка происходит
увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную,
повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям,
владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими
В настоящее время значительно возросли требования к речевому
развитию дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они
должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности,
словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической
речи к связному высказыванию. Исследования Л.С. Выгодского, А.Р. Лурия,
А.К. Марковой и других авторов, убедительно доказывают, что в основе
развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком,
формирование речевой деятельности. Невмешательство в этот процесс может
повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а своевременное развитие речи
ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному
обучению в школе
Согласно статистике, не все дети дошкольного возраста одинаково легко
овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических,
педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер,
К.С. Лебединская и др.) около 5% составляют младшие школьники с задержкой
речевого развития, которые с большим трудом осваивают школьную программу
Несформированность речевой готовности к школьному обучению
напрямую связано с трудностями, которые эти дети испытывают в процессе
обучения русским языком. Упущенные возможности речевого развития в
дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту
дошкольного образования речевое развитие является одним из ведущих
направлений развития детей дошкольного возраста. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. И для
успешного решения данной задачи очень важно вовремя организовать
развивающий потенциал среды. Л.П. Федоренко, в своих исследованиях
указывает: «Для нормального развития речи ребенка, а, следовательно, и для
развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы
окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими
возможностями – достаточным развивающим потенциалом». Развивающий потенциал определяет, насколько богата речь окружающих,
насколько активен ребенок в процессе обучения, – от этого зависит общее
развитие ребенка, его способность к обучению в школе.
Можно выделить семь задач соответствующих основным компонентам
развития языка и речи дошкольников: развитие словаря, формирование
грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи,
формирование разговорной (диалогической) речи, обучение рассказыванию
(монологической речи), ознакомлению с художественной литературой,
подготовка детей к обучению грамоте. Большинство задач решается во
всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их
различается в зависимости от возрастных особенностей детей.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая
деятельность – основное направление всестороннего развития детей,
определяющее эмоциональный настрой, интеллектуальное, речевое и
физическое развитие. Поэтому этот вид детской деятельности
используется взрослыми в целях обучения и воспитания дошкольников.
В современной педагогике выделяется целое направление – игровая педагогика.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Ее характером
определяются речевые функции, содержание и средства общения. Игровая
ситуация требует от каждого из детей определенного уровня развития речевого
общения. Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, особая
заслуга принадлежит ей в раскрытии роли дидактической игры, определении
роли педагога в игре. Дидактическая игра как форма обучения содержит два
начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры
разрабатывались и разрабатываются многими исследователями. Во всех
исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась
структура игрового процесса, основные формы и методы руководства
дидактическими играми.
Дидактическая игра является и игровым методом обучения, и формой
обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. Как
любая игра, дидактическая игра увлекает детей и вызывает у них большой
интерес.
Основные компоненты дидактической игры: цель, дидактическая задача,
правила, игровой процесс. Для поддержания и закрепления речевого навыка
игра должна быть систематичной и регулярной.
В процессе игры у детей дошкольного возраста:
повышается речевая мотивация, успешно развиваются
коммуникативные навыки;
обогащается и активизируется словарь детей;
развивается речевое дыхание и правильная артикуляция, логика речи,
связная и образная речь;
совершенствуется диалогическая речь, ее грамотный строй;
развивается внимание, память, мышление, воображение;
дети запоминают большее количество речевого материала.
В зависимости от целей и задач, поставленных педагогом, дидактические
игры могут быть включены в любой режимный момент учебно-
воспитательного процесса дошкольного учреждения. Организация игр не
требует особых временных затрат. Очень важно создать такую игровую
ситуацию, которая будет отвечать дидактическим принципам и вызовет интерес у детей работать со словом. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами, настольно-печатные игры несут не только
познавательный и развлекательный характер, но и являются хорошим
помощником в речевом развитии детей. Но более эффективным видом
дидактических игр, способствующих речевому развитию дошкольников,
являются словесные игры. Они построены на словах и действиях
играющих детей, которые самостоятельно решают различные мыслительные
задачи: выделяя характерные признаки предметов, описывать их; находить
сходства и различия, отгадывать по описанию; группировать, опираясь на
различные свойства и признаки, высказывать самостоятельные суждения,
делать выводы и умозаключения. Проводить их можно во всех возрастных
группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего
дошкольного возраста, так как способствуют успешной подготовке детей к
школе, а именно: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро
находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои
мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их
можно условно объединить в четыре группы. К первой относятся игры
формирующие умение выделять существенные признаки предметов и явлений («Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет» и др.). Ко второй – игры развивающие умение сравнивать, сопоставлять, делать правильное умозаключение: («Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц» и др.). В третью группу объединены игры развивающие умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому, что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и т.д.), В четвертую – игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: («Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» и др.). Словесные игры способствуют развитию у детей речи и мышления, фантазии и воображения. А самое главное для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно в любое время и в любом месте по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте. При проведении дидактических словесных игр следует учитывать важные моменты: игры не будут способствовать развитию самостоятельности, совершенствованию речи, мышления лишь в том случае, когда они будут проводиться в определенной последовательности. Грамотно организованная игры будет способствовать развитию связной речи, способностей менять тембр, ритм речи, учит слушать своего собеседника.
Дидактические игры используются в дошкольной педагогике для решения всех задач речевого развития. Благодаря этим играм ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной. Систематическое применение дидактических игр в педагогике становится ценным средством развития речевой деятельности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возраста
Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возрастаОдним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенн...
Дидактическая игра с прищепками, как средство развития речи дошкольника
Доклад«Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольника».Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие у...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Дидактические игры экологического содержания как средство развития речи старших дошкольников
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь детей; формируется правильное звукопрои...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к при...
Музыкально-дидактическая игра как одно из средств физического развития дошкольников
Представляю материал раскрывающий взаимосвязь художественно-эстетического и физического развития дошкольников....
Опыт работы «Кинезиологические игры, как одно из средств развития психо-физиологической основы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхрон...
Статья "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА"
Дидактическая игра помогает социально-нравственному развитию ребёнка дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребёнок проявляет чуткое отношение к т...