Дополнительная общеобразовательная Программа «Карапузики» (2-3 года) на 2024 – 2025 учебный год
рабочая программа (младшая группа)

Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей и многое другое, сюда же относится и воспитание у детей музыкальноэстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 363 «Камертон»

Утверждено

Приказом заведующего

МБДОУ «Детский сад

№ 363 «Камертон» __________М.Ю.Теплова

№________от_______________

Дополнительная общеобразовательная

Программа «Карапузики» (2-3 года)

на 2024 – 2025 учебный год

Составила: Толчина Н.Ю.

Содержание

I

Целевой раздел

Пояснительная записка

3

Цели и задачи реализации программы

6

Принципы и подходы к реализации программы

7

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования

8

II

Содержательный раздел

Содержание программы

12

Перспективное планирование

13

Мониторинг усвоение программы

37

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

57

III

Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

60

Список используемой литературы

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа составлена на основе пособий М. Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой и рассчитана на возраст детей 2-3 лет.

Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.

Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей и многое другое, сюда же относится и воспитание у детей музыкальноэстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.

Логопедической ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине, отведена значительная роль в воспитании дошкольников. Ещѐ в начале XX века было известно о неоспоримой пользе занятий ритмикой для людей с дефектами и задержкой развития речи, так как музыкально-ритмическое воздействие на

детей проявляется в развитии и совершенствовании личности ребѐнка, его функциональных систем, а вместе с тем - и I развитии речи.

Программа составлена с учетом связей образовательных областей:

Познавательное развитие: занятия, наблюдения, беседы, игры.

Социально - коммуникативное: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; используются дидактические, сюжетно - ролевые игры.

Художественно - эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен), музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.

Физическое развитие: проводятся подвижные игры, упражнения для профилактики плоскостопия.

Речевое развитие: пополняется словарный запас, воспитывается звуковая культура речи.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным Образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ № 1155 от 1 октября 2013 г.). Так же в соответствии со следующими

нормативными документами:

•Законом РФ «Об образовании»,

•Национальной доктриной образования в РФ,

•Концепцией модернизации российского образования,

•Концепцией дошкольного воспитания,

•Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН

3049 - 13.

БАЗИС ПРОГРАММЫ

Программа базируется на основных положениях программ и методических пособий:

#1055;рограмма и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»

  1. Т. В. Филичевой и В. Чиркиной;

  1. «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой;

  1. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском саду» Н.В. Нищевой;
  2. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
  3. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А.Куликовской.
  4. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М., «ТЦ Сфера», 2010г.
  5. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 313г.

#1057;удакова Е.А. Логопедические музыкально — игровые упражнения для дошкольников. С-П., Детство-пресс, 2013 г.

  1. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская нота,2009 г.
  2. Е.А. Поддубная. Музыкальные пальчиковые игры. Ростов на Дону, «Феникс», 2014

;Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б.

13. Егорова; Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»

Занятия логоритмикой представляют собой комплекс различных видов деятельности, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста методами ритмического и музыкально-эстетического воспитания. Ключевым моментом программы является музыка (музыкальная ритмика), с помощью которой смоделированы основные виды деятельности на занятиях: дыхательная гимнастика и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого аппарата и музыка, общая и мелкая моторика и музыка.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

  • артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

  • упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей,для мышечно- двигательного и координационного тренинга;

  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

  • фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Занятия проводятся: 1 раза в неделю, их продолжительность по времени

составляет 10 минут - для детей 2-3 лет

#1062;ели и задачи реализации программы Цель программы: Цель программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребѐнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи:

Музыкальное развитие

Речевое развитие

Развитие чувства ритма;

•Развитие координации между словом

(пением) и движением;

•Развитие координации при музыкальном движении;

•Развитие и совершенствование вокально-интонационных данных;

•Формирование музыкально-

эстетических представлений ребѐнка;

Развитие координации между словом и движением;

•Развитие правильного дыхания;

•Стимуляция речевого развития; •Развитие артикуляционно-речевого аппарата;

•Слухоречевое развитие;

•Систематизация «словаря» детей.

•Формировать развитие функций и форм речи;

Всестороннее развитие

Физическое развитие

•Развитие интеллекта;

•Развитие слухового внимания;

•Развитие памяти и навыка понимания смысла предлагаемых заданий;

•Формирование способности преодолевать трудности;

•Развитие эмоциональной отзывчивости;

•Развитие «творческого Я» ребѐнка;

•Развивать навыки общения и взаимодействия детей в коллективе;

•Укрепление физической формы ребѐнка;

•Овладение двигательными навыками;

• Формировать у детей ощущение границ своего тела;

•развитие умения контролировать свой

мышечный тонус

•Развивать тактильную чувствительность, подвижность пальчиков, кистей;

  1. #1055;ринципы и подходы к реализации программы.

В основе реализации Программы лежат культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы к развитию ребенка. Программа сформирована в соответствии с принципами, определѐнными Федеральным государственным образовательным стандартом:

#1055;ринцип научности.

Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.

  1. Принцип системности.

Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

  1. Принцип последовательности.

Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

  1. Принцип учета уровня развития ребѐнка.

Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность

решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

#1055;ринцип повторений умений и навыков.

В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
  2. Принцип результативности.

Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Навыки и умения:

Навыки и умения, развиваемые на 1-ом году обучения:

Музыка и общая моторика.

Учиться осознавать границы своего тела в музыкально-ритмических и песенных играх.

Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и расслабляться) в упражнениях с элементами музыкальной гимнастики и в музыкальных играх-отождествлениях.

Музыка и мелкая моторика.

Знать названия пальчиков, различать их, составлять элементарные пальчиковые фигуры.

Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой и движениями пальчиков.

Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и характером музыкальных заданий.

Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.

•Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.

•Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в чѐтком и

синхронном движении.

Музыкальная гимнастика для дыхания.

•Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу.

Развитие функций и форм речи (в пении, слушании, разъяснительных беседах к зданиям).

•Развивать коммуникативную, инструктивную, когнитивную, регулятивную и номинативную функции речи;

•Развивать умение общения в диалоге; высказывать свое мнение в монологе.

•Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой и движениями пальчиков.

•Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и характером музыкальных заданий.

Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.

•Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.

•Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в чѐтком и синхронном движении.

Музыкальная гимнастика для дыхания.

Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу.

Развитие функций и форм речи (в пении, слушании, разъяснительных беседах к зданиям).

•Развивать коммуникативную, инструктивную, когнитивную, регулятивную и номинативную функции речи;

•Развивать умение общения в диалоге;

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанникам программы.

К концу 1 года обучения дети должны уметь:

•Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике.

•Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать сущность заданий, общаться в диалоге с педагогом.

•Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом. Уметь произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом.

•Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

•Уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны, погремушки; знать их названия и тембры.

Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).

•Развивать коммуникативную, регуляторную, инструктивную, когнитивную, номинативную функции речи; Осваивать общение в диалоге.

•Музыка и мелкая (тонкая) моторика.

•Выполнять движения, составлять фигуры музыкально-пальчиковых игр по подсказке педагога;

•Петь самостоятельно и выполнять движения, подражая педагогу.

Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.

•Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.

•Стараться отражать темпо - ритмические особенности музыки в чѐтком и синхронном движении.

Музыкальная гимнастика для дыхания.

•Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу.

•Формировать навык сочетания элементов гимнастики для дыхания с произнесением звуков.

•Развивать умение подчинять движение музыке.

II. Содержательный раздел

Перспективное планирование логоритмических занятий

Месяц

занятия

Название занятия

Октябрь

1 неделя

Солнышко и дождик

2 неделя

Тучка

3 неделя

Осенние листья

4 неделя

Осень в лесу

Ноябрь

5 неделя

Репка

6 неделя

Осенние подарки

7 неделя

До свиданья, птицы!

8 неделя

Холодно!

Декабрь

9 неделя

Зима в лесу

10 неделя

Дед Мороз спешит на елку

11неделя

Украшаем елочку

12неделя

Наступает Новый год

Январь

13неделя

Новогодний праздник в лесу

14неделя

Рукавичка

15неделя

Снеговик

16неделя

Кошка и котята

Февраль

17неделя

Котята и щенок

18неделя

У бабушки в гостях

19неделя

Как снеговики солнце искали

20неделя

Армейская карусель

Март

21неделя

Как цыплята солнце будили

22неделя

Новая столовая

23неделя

В гости к нам пришли

матрешки

24неделя

Весеннее солнышко

Апрель

25неделя

Весенняя капель

26неделя

Прилетайте, птицы!

27неделя

Весенний ручеек

28неделя

Кораблик

Май

29неделя

Утренние лучи

30неделя

Петушок и его семья

31неделя

Колечко

32неделя

Бобровый пруд


Содержание занятий по логоритмике.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:

зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах:

ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических

трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки,

«шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема занятия

Задачи

Содержание

1

Солнышко и дождик

▪Формирование динамической

координации движения рук.

▪Развитие речевого дыхания.

▪Развивать фонематическое восприятие.

•Пальчиковая игра «Прогулка»

•Двигательное упражнение «Ноги и ножки»

•Игра «Прогулка и дождик»

•Упражнение на развитие дыхания «К солнышку»

2

Тучка

▪Развитие темпо-ритмической организации речи.

▪Развитие ритмической выразительности. ▪Стимулирование двигательных умений и навыков.

•Пальчиковая игра «Дружба»

•Ритмическая игра «Капли»

•Шумовой оркестр

•Игра «Прогулка и дождик»

•Ритмическая игра «Прощание с дождем»

•Пальчиковая игра «Прогулка»

3

Осенние листья

▪Обучать приемам массажа.

▪Развитие эмоциональной выразительности.

▪Формировать правильную осанку, походку.

•Массаж «Дождик»

•Упражнение «Лужа»

•Ритмическая игра «Падают листья»

•Двигательные упражнения «Осенние листочки»

•Упражнение «Грибы большие и маленькие»

•Пальчиковая игра «Осенний букет»

•Танец-игра с листьями

4

Осень в лесу

▪Развитие чувства ритма.

▪Развивать координацию движений и моторных функций.

Формировать пространственные представления.

•Двигательные упражнения «Мы ногами – топтоп-топ»

•Динамическая пауза «Ветер»

•Шумовой оркестр

•Упражнение на развитие чувства ритма

«Прогулка»

•Танец-игра с листьями

•Пальчиковая игра «Осенний букет»

5

Репка

▪Формирование динамической координации движения рук.

▪Развитие речевого дыхания.

▪Развивать фонематическое восприятие.

•Пальчиковая игра «Дом и ворота»

•Закличка «Дождик»

•«Огородный хоровод»

•Массаж пальцев «Этот пальчик»

•Ритмическая игра «Кто как идет»

•Ритмическая игра «Жили мыши на квартире»

•Двигательное упражнение «Репка»

6

Осенние подарки

▪Развитие темпо-ритмической организации речи.

▪Развитие ритмической выразительности, слуха.

▪Стимулирование двигательных умений и

навыков.

•Упражнение на развитие чувства темпа «Поезд»

•Пальчиковая игра «Паучок»

•Пальчиковая игра «Осенний букет»

•Двигательные упражнения «Мишки»

•Массаж «Грибной дождик»

•Упражнение «Грибы большие и маленькие»

•Игра «Маленький ежик»

•Упражнение на развитие динамического и

ритмического слуха «Поезд»

7

До свиданья, птицы!

Формирование динамической координации движения рук.

▪Развитие речевого дыхания.

▪Развивать фонематическое восприятие.

•Танец «Веселые сапожки»

•Физкультминутка «Клен»

•Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»

•Двигательные упражнения «Перелетные птицы»

•Игра «Птички»

•Пальчиковая игра «Птички»

8

Холодно!

▪Развитие темпо-ритмической организации речи.

▪Развитие ритмической выразительности. ▪Стимулирование двигательных умений и навыков.

•Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам»

•Ритмическое упражнение «Снежинки»

•Упражнение на развитие чувства ритма

«Падают снежинки»

•Упражнение «Снег-снежок»

•Пальчиковая игра-массаж «Пальчик – мальчик»

9

Зима в лесу

▪Развитие речевого дыхания. ▪Развивать переключаемость артикуляционного аппарата.

▪Расширение активного и пассивного словаря.

•Физкультминутка «Метель»

•«Зимняя игра»

•Ритмическое упражнение «Снежок»

•Ритмическая игра «Следы зверей»

•Упражнение на развитие дыхания «Волки»

•Игра «Догонялки»

•Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»

10

Дед Мороз спешит

на елку

▪Формирование динамической координации движения рук.

▪Развитие речевого дыхания.

▪Развивать фонематическое восприятие.

•Упражнение на развитие дыхания «Вьюга»

•Физкультминутка «Дед Мороз»

•Ритмическое упражнение «Снежинки»

•Игра «Снежинки и Дед Мороз»

Украшаем елочку

▪Развитие динамического слуха.

▪Развитие мелкой моторики.

▪Укрепление костно-мышечного аппарата.

•Физкультминутка «Наша елка»

•Аппликация «Бусы повесили»

•Дидактическая играна развитие динамического слуха «Колокольчики звенят»

•«Танец с фонариками»

•Пальчиковая игра «Наряжаем елку»

11

• «Зимняя игра»

•Закличка «Морозушка – Мороз»

12

Наступает Новый год

▪Развитие воображения.

▪Развивать подвижность, переключать артикуляционного аппарата.

▪Формирование грамматического строя речи.

•Пальчиковая игра «Наряжаем елку»

•Игра «Ритмическое эхо»

•Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки»

•Танец кукол

•Игра «Прятки»

•Игра «Колпачок»

13

Новогодний праздник в лесу

▪Развитие эмоциональной сферы,

воображения.

▪Развитие динамической и статистической координации общих движений. ▪Расширение активного и пассивного словаря.

•Пальчиковая игра «Наряжаем елку»

•Пьеса «На машине»

•Ритмическая игра «Следы»

•Стихотворение «Дед Мороз»

•Двигательные упражнения «Лесные гости»

•Игра «Заморожу»

•Закличка «Морозушка – Мороз»

14

Рукавичка

Развитие динамической и статистической

координации общих движений.

▪Расширение активного и пассивного словаря.

▪Формирование правильной осанки.

•Потешка

•Ритмическая игра «Зайка»

•Танец «Снежок»

•Игра «Зайцы и волк»

•Танец мишек

15

Снеговик

▪Развитие чувства ритма.

▪Закрепление навыков массажа.

▪Развитие зрительного восприятия.

•Потешка

•Игра «Метелица»

•Массаж «Снеговик»

•Физкультминутка «Попляшите»

•Игра на развитие чувства ритма «Снеговики и снежинки»

16

Кошка и котята

▪Развитие слуха.

▪Закрепление навыков массажа.

▪Развитие зрительного восприятия.

•Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»

•Дидактическая игра на развитие слуха

• «Кошка и котенок»

•Массаж тела «Заболела кисонька»

•Ритмическая игра «Цапки»

•Игра «Киса и мыши»

17

Котята и щенок

▪Развивать тонкие движения пальцев рук.

▪Развивать переключаемость движений. ▪Развивать зрительное восприятие и внимание.

•Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»

•Потешка

•Игра «Киса и мыши»

•Игра с собачкой

•Ритмическая игра «Котенок и щенок»

•Потешка «Кисонька-мурысонька»

18

У бабушки в гостях

Формирование восприятия отношений

между предметами в пространстве.

• Двигательные упражнения «В гости к бабушке»

▪Формирование двигательных умений.

▪Развитие слухового внимания и памяти.

•Пальчиковая игра «Бабушка и внучок»

•Ритмическое упражнение «Ладушкиладошки»

•Игра «Щенок Митрошка»

•Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»

•Ритмическая игра «Оркестр»

•Игра «Киса и мыши»

•Пестушка «Хамочек»

19

Как снеговики

солнце искали

▪Развитие динамического слуха.

▪Развитие мелкой моторики.

▪Укрепление костно-мышечного аппарата.

•Потешка

•Массаж «Снеговик»

•Физкультминутка «Снежная баба»

•Ритмическая игра «Шагают снеговики»

•Ритмическое упражнение «В лесу»

•Игра «Ритмическое эхо»

•Двигательное упражнение

•Игра «Зайка»

20

Армейская карусель

▪Развитие эмоциональной сферы, воображения.

▪Развитие динамической и статистической координации общих движений. ▪Расширение активного и пассивного словаря.

•Упражнение «Машины»

•Физкультминутка «Эй, лошадка»

•«Игра с лошадкой»

•Упражнение на развитие дыхания «Гудок»

•Пальчиковая игра «Капитан»

•Стихотворение «Самолет»

•Игра «Космонавты»

•Аппликация «Флажок»

21

Как цыплята солнце

будили

▪Развитие чувства ритма.

▪Развитие динамического слуха.

▪Закрепление навыков самомассажа.

•Упражнение на развитие чувства ритма

«Цыплята»

•Пальчиковый массаж «Сорока»

•Двигательные упражнения «Зайчик»

•Ритмическая игра «Сапожки»

•Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихие и громкие звоночки»

•Закличка «Солнышки»

•Пальчиковая игра «Мама»

22

Новая столовая

▪Закрепление навыков самомассажа.

▪Развитие артикуляционной моторики.

▪Ориентировка в пространстве.

•Ритмическая игра «Письмо на снегу»

•Музыкально-ритмическая игра «Строители»

•Танец-игра «Вороны»

•Массаж пальцев «Воробьи»

•Игра «Ритмическое эхо»

•Самомассаж «Сорока»

•Игра «Скворушки»

29

25

Весенняя капель

▪Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве.

▪Формирование двигательных умений.

•Упражнение на растяжение

«Потягушки»

•Детская пестушка

•Закличка «Солнышко»

•Ритмическая игра «Капель»

мышц

▪Развитие слухового внимания и памяти.

о

•Игра «В робей»

•Игра «Я бегу, бегу, бегу»

26

Прилетайте, птицы!

▪Развивать тонкие движения пальцев рук.

▪Развивать переключаемость движений. ▪Развивать зрительное восприятие и внимание.

•Игра «Я бегу, бегу, бегу»

•Музыкально-дидактическая

«Колокольчик»

•Игра-массаж ног «Строители»

•Игра «Скворушки»

•Игра «Замри»

•Массаж пальцев «Воробьи»

•Пальчиковая игра «Ладушки»

игра

27

Весенний ручеек

▪Развитие эмоциональной сферы,

воображения.

▪Развитие динамической и статистической координации общих движений. ▪Расширение активного и пассивного словаря.

•Ритмическая игра «Барабан»

•Игра «Ежик и мыши»

•Ритмическая игра «Белочка»

•Музыкально-дидактическая игра на развитие слуха «Лесная прогулка»

•Игра «Вышел Мишка на лужок»

•Пальчиковая игра «Ладушки»

28

Кораблик

▪Формирование восприятия отношений

между предметами в пространстве.

▪Формирование двигательных умений.

▪Развитие слухового внимания и памяти.

•Упражнение «Цыплята»

•Упражнение «Плавный подъем рук»

•Ритмическая игра «Лягушки»

•Игра «Ну-ка, зайка»

•Закличка «Солнышко»

•Дыхательное упражнение «Ветер»

•Игра «Корабль пришел»

29

Утренние лучи

▪Развитие речевого дыхания.

▪Ориентировка в схеме собственного тела.

▪Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы.

•Ритмическая игра «Курочки»

•Пальчиковая игра «Цветы»

•Дыхательное упражнение с цветами

•Пестушка «Хамочек» Упражнение

«Потягушки»

•Массаж тела «Умывание»

•Пальчиковая игра «Ладушки»

30

Петушок и его

семья

▪Развивать тонкие движения пальцев рук.

▪Развивать переключаемость движений.

•Потешка «Петушок»

•Двигательное упражнение «Петушиная

семья»

Развивать зрительное восприятие и внимание.

•Игра «Куры и петух»

•Ритмическая игра «Курочки»

•Упражнение «Цыплята»

•Игра «Курочка, цыплята и кошки»

•Стихотворение «Храбрый цыпленок»

•Ритмическая игра «Кто как ходит»

•Упражнение «Мы посадим все цветы»

▪Формирование восприятия отношений

•Танец с цветами

31

Колечко

между предметами в пространстве.

▪Формирование двигательных умений.

▪Развитие слухового внимания и памяти.

•Упражнение для пальцев «Колечко»

•Пальчиковая игра «Коготки»

•Физкультминутка «Гуси на прогулке»

•Ритмическая игра «Индюк и овечка»

32

Бобровый пруд

▪Развитие внимания.

▪Развитие равновесия.

▪Развивать координацию движений.

•Двигательное упражнение «Олень»

•Пальчиковая игра «Цветок»

•Игра «Жуки»

•Игра «Ритмическое эхо»

•Пальчиковая игра «Ерши»

•Ритмическая игра «На пруду»

•Упражнение на равновесие «Аист»

•Упражнение на развитие внимания «Аист»

Мониторинг усвоения программы

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С..

Критерии:

Слуховое внимание:

#1044;ифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:

бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

#1054;пределение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве:

#1055;равой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение.

#1055;оказать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики:

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.

Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

•силу движений,

•точность движений,

•темп движений,

•координацию движений,

•переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики:

#1058;очность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

#1058;емп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

#1057;инхронность движений правой и левой руки. Дети играют в

пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

#1055;ереключение от одного движения к другому.

1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

•Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

•Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай» Ребенку предлагают превратиться в попугайчика. Попугай, попугай, Все за мною повторяй.

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

•Для детей 2-3 лет предлагают цепочку из 3 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

Обезьянкой быть хочу, Что покажешь, повторю.

-Детям 2-3 лет предлагается серия из 3 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).

Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.

Уровни освоения программы:

•Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.

•Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.

•Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников .

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.

В основу совместной деятельности семьи, учителя-логопеда заложены следующие принципы:

▪ единый подход к процессу воспитания ребёнка;

▪ открытость Учреждения для родителей;

▪ взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

▪ уважение и доброжелательность друг к другу;

▪ дифференцированный подход к каждой семье

Формы работы с родителями:

▪Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях);

▪Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;

▪Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы).

▪Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе;

▪Оформление информационных стендов для родителей.

Сводная таблица результатов обследования детей

Группа № ______ Дата обследования:____________________

Ф.И. Ребенка

Слуховое внимание

Слухоречевая

память

Двигательная

память

Общая

моторика

Мелкая

моторика

Ориентировка

в

пространстве

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

III. Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Материально-техническое

обеспечение

Методическое обеспечение

1. Музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, маты, флажки, стулья, микрофон, колонки, шумовые игрушки ,массажные и резиновые мячики

1. Информационная и справочная

литература.

2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.

2. Методическая литература

3. Записи фонограмм детских песен,

классических произведений на аудиокассетах и компакт-дисках.

3. Наглядные пособия

Список используемой литературы:

#1055;рограмма и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В.

Филичевой и В. Чиркиной, М, 2003;

;Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ;

;Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г;

;Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П, Музыкальная палитра, 2012;

#1052;етодическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и

С. В. Коноваленко;

#1052;етодическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;

;Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие по интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П, Музыкальная палитра, 2014;

#1056;одина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по централизованной деятельности, С-П, Музыкальная палитра, 2009;

#1050;артушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 #1050;артушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг

#1050;артушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6

лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг

#1050;артушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 013г.

#1057;удакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г.

#1048;.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская

нота,2009 г.

;Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000;

#1052;етодические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».

#1050;нязева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г.

#1064;аманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.

#1050;артушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.

#1041;уренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб.,

«Музыкальная палитра», 2004г.

#1058;ютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками», журнал руководитель», 2004-2010г. Музыкальная палитра», «Музыкальный

22. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи (автореферат МГГУ им. М.А.

Шолохова). М., 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ) на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников 1 младшей группы «Непоседы» (2-3 года) на 2024-2025 учебный год

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников 1 младшей группы «Непоседы» (2-3 года) на 2024-2025 учебный годВоспитатель: Токарева Ю.М.Цели: формирование сотрудничества между с...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников первой младшей группы (2-3 года) «Солнышко» на 2024-2025 учебный год

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанниковпервой младшей группы (2-3 года) «Солнышко»на 2024-2025 учебный год...

ПРОГРАММА дополнительного образования «Развивай-ка» для детей 3-4 лет на 2024-2025 учебный год

ПРОГРАММАдополнительного образования«Развивай-ка»для детей 3-4 лет...

Методическое письмо «Об особенностях реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС и ФОП дошкольного образования в 2024/2025 учебном году»

 В данной презентации раскрыто содержание Методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 16.07.2024г. номер 6665, рассмотрены вопросы касающиеся работы с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2024-2025 учебный год

Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика длямалышей» (далее – Программа) разработана в целях финансовогопросвещения детей старшего дошкольного возраста. Тр...