Скоро в школу !
статья (подготовительная группа)

Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы разберём вопрос о том, что такое готовность к школе, исходя из требований современных школ различных программ (кроме коррекционных). Разведём 2 понятия — готовность к школе и подготовка к школе. Готовность к школе — это степень сформированности определённых качеств ребёнка для успешного обучения в школе. Подготовка к школе — это комплекс мероприятий, направленных на формирование готовности ребёнка к обучению в школе. Ниже я буду описывать компоненты готовности, а подпункты, которые включены в эти компоненты — служат направлениями, по которым непостредственно осуществляется подготовка.

Прежде всего, готовность к школе включает в себя 3 больших блока, это — знания, общая информированность ребёнка 6–7 лет, поступающего в школу, психологическая готовность к школе, уровень физического здоровья. Эти 3 блока тесно связаны между собой, пересекаются друг с другом, но не всё так просто, об этом чуть позже. Я не берусь сейчас описывать блок общего физического здоровья, так как это вопрос медицинского характера, рассмотрим в данной статье первые два.

Итак, начнём с первого блока. При поступлении в школу ребёнок должен обладать следующими знаниями, умениями и представлениями.

  1. Развитие речи:
  • уметь называть предмет, признак предмета и действия предмета;
  • уметь выделят несколько признаков предметов, действий предмета или действий с предметом;
  • составлять предложения из 3–4 предложенных слов;
  • образовывать новые словосочетания (шапка из меха — меховая шапка, и т.д.);
  • уметь давать краткое описание предметам и явлениям (лиса рыжая, живёт в лесу, хищное животное);
  • самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6–7 предложений (в том числе по картинкам и из личного опыта);
  • пересказывать небольшие рассказы;
  • знать и выразительно исполнять стихотворения;
  • правильно употреблять слова в речи;
  • использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением, например: широкий — узкий, тёмный — светлый и т.д.);
  • отгадывать загадки, объяснять смысл пословиц, понимать образные выражения.
  • уметь продолжить предложение или фразу по смыслу.
  1. Грамота, чтение:
  • знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита;
  • уметь отличать звуки от букв, правильно произносить звуки и буквы;
  • определять количество слогов в словах;
  • уметь отличать понятия звук, буква, слог, слово, предложение, текст;
  • определять количество звуков в словах, место звука в слове, уметь выделять звуки из слов;
  • уметь ставить ударение в словах, находить ударный гласный звук в слове и ударный слог;
  • знать согласные и гласные звуки;
  • знать по каким признакам отличаются гласные (ударные и безударные) и согласные звуки (мягкие-твёрдые, глухие звонкие);
  • уметь анализировать звуковой состав слова (дифференцировать звуки в слове: гласный-согласный, ударный гласный-безударный, согласный: мягкий-твёрдый, глухой-звонкий — и помечать их при помощи фишек красного, зелёного и синего цветов; уметь определять количество букв и звуков в словах; знать, что гласные я, е, ё, ю обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной или после разделительных ъ и ь знаков);
  • знать, что согласные бывают парные и непарные; всегда твёрдые согласные: ж, ш, ц, всегда мягкие согласные: й, ч, щ; гласные а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласных;
  • уметь делать слоговую схему слова и схему предложения;
  • знать, как произносятся интонационно восклицательные, вопросительные и повествовательные предложения; соответственно, знать знаки препинания;
  • уметь читать (минимум по слогам, желательно не менее 25 слов в минуту).
  1. Математика:
  • уметь считать от 1 до 20 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
  • уметь находить соседей чисел в пределах 10–20;
  • выполнять счётные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов "на один", "на два";
  • знать понятия "больше-меньше-поровну";
  • уметь делать равными неравные группы предметов, уменьшая или увеличивая одну из групп;
  • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
  • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
  • уметь поделить предмет (круг, квадрат) на две/три/четыре равные части;
  • уметь писать печатными цифрами;
  • уметь соотносить графический образ цифры с количеством предметов;
  • знать и уметь пользоваться знаками "+,-, =", "<,>";
  • уметь решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • понимать, из каких чисел состоят все числа от 1 до 10 (состав чисел в пределах 10).

Желательно знать:

  • уметь считать до 100 единицами и десятками;
  • понимать, из каких чисел образуются двузначные числа второго десятка и остальные двузначные числа в пределах 100;
  • уметь сравнивать множества, отличать множество и его части;
  • уметь пользоваться линейкой (измерять стороны геометрических фигур, чертить отрезок заданной длины).
  1. Окружающий мир:
  • знать название своего города, края, страны, столицы страны, президента, флаг страны;
  • знать название нашей планеты;
  • знать название основных профессий, объяснить, чем характерны эти профессии;
  • называть времена года, части суток, дни недели в последовательности;
  • знать в последовательности времена года и месяцы;
  • отличать хищных животных от травоядных, домашних от диких знать и отличать обитателей леса, пустыни, водоёмов;
  • уметь правильно называть животных и их детёнышей (овца-ягнёнок, лошадь — жеребёнок, корова — телёнок, собака-щенок и т.д.);
  • знать и отличать перелётных птиц от зимующих;
  • отличать садовые деревья от полевых;
  • отличать деревья от кустарников;
  • называть разные явления природы;
  • уметь определять время по часам;
  • уметь отличать понятия: век, год, месяц, время года, день недели, время суток, число; уметь пользоваться календарём;
  • знать виды транспорта.
  1. Навыки владения рукой и письмом:
  • правильно держать ручку и карандаш в руке;
  • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
  • уметь рисовать по клеточкам и точкам;
  • уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
  • копировать с образца и самостоятельно рисовать геометрические фигуры;
  • уметь продолжить штриховку рисунка;
  • уметь писать печатные буквы и цифры,
  • уметь вырезать по контуру, пользоваться ножницами.
  1. Общие представления:
  • знать свои ФИО и ФИО своих родителей, уметь рассказать, где и кем работают родители;
  • знать свой точный адрес;
  • знать свою дату рождения, в какое время года родился;
  • уметь отличать и называть основные цвета (желательно знать последовательность расположения цветов в радуге и знать из каких цветов образуются оттенки цветов);
  • знать понятие и уметь определять право-лево, верх-низ, за, над, перед, после, возле, в и т.д.;
  • уметь ориентироваться на листе бумаги и клетки (правый верхний, левый нижний угол и т.д.);
  • знать основные правила этикета (здороваться, прощаться, уметь спрашивать, просить, благодарить, обращаться ко взрослым на "Вы" и т.д.);
  • знать основные правила дорожного движения.
  1. Представления о школе:
  • знать когда ребёнок пойдёт в школу (в какое время года и дату);
  • знать, для чего ребёнку нужно идти в школу, ем занимаются в школе;
  • знать, сколько ребёнку будет лет на момент поступления в школу;
  • знать основные школьные принадлежности уметь объяснить, для чего они;
  • знать понятия учитель, ученик, урок, перемена, звонок;
  • знать правила поведения в школе.

Теперь мы перейдём ко второму важному блоку готовности к школе — это психологическая готовность к школе. Что она включает в себя, и почему она так важна? К нам обращаются дети, которые имеют осведомлённость по многим вышеперечисленным представлениям, умеют читать и писать, но если у ребёнка не развит в достаточной степени какой-то из компонентов психологической готовности к школе, то это сказывается на результате поступления-непоступления ребёнка в школу, на его успеваемость в дальнейшем, на желание учиться и многое другое.

Рассматривая составные части психологической готовности ребёнка к школе, вы будете понимать важность развития каждой из частей, и на что может повлиять их недоразвитие.

Л.А. Венгер, советский психолог, доктор психологических наук сказал однажды: "Быть готовым к школе — не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе, значит, быть готовым всему этому научиться". Я абсолютно согласна с Л.А. Венгером и хочу для родителей подробно рассказать, что же значит быть готовым учиться (уметь учиться). В каком-то смысле психологическая готовность к школе — это и есть умение учиться. Такая готовность включает в себя следующие компоненты.

  1. Познавательная готовность:
  • общая интеллектуальная готовность, развитые память (описывать по памяти картинку, запоминать 8–10 простых картинок из 10, 8–10 слов из 10, запомнить предложение из 5 слов и повторить его), восприятие (воспринимать и замечать предметы полностью и его части, детали), внимание (концентрировать внимание на задании не менее 15 минут, находить 10 отличий на картинках, копировать в точности узор или движение), мышление, логика (находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия и сходства между предметами, находить лишний предмет и классифицировать по общему признаку, уметь сравнивать предметы, находить закономерности. Сложить из конструктора фигуру по образцу, складывать пазлы самостоятельно, проводить аналогии, восстанавливать последовательность событий), речь (смотрите информацию выше), воображение;
  • развитый фонематический слух (необходим для того, чтобы ребёнок в школе писал грамотно, без ошибок, не пропускал буквы в словах);
  • развитая крупная и мелкая моторика, общее психомоторное развитие ребёнка.
  1. Личностная готовность:
  • мотивация (сформированный познавательный интерес к учёбе);
  • самооценка (положительное представление о себе и умение переживать неудачу).
  • эмоциональное развитие (уметь выражать, контролировать свои эмоции, уметь считывать эмоции других людей);
  • внутренняя позиция школьника (понимает свой новый социальный статус и то, что в школу он идёт учиться, а не играть).
  1. Волевая готовность:
  • произвольность поведения, саморегуляция (ребёнок понимает, что ему нужно будет выполнять разные задания в школе — интересные и не столь привлекательные; подчиняет свои импульсивные желания необходимости учиться);
  • произвольность психических функций (внимание направляет не только на то, что его привлекло, но и на то, что требует от него учебный процесс и учитель; готов запоминать необходимую информацию, а не только то, что привлекло его внимание и т.д.);
  • целеполагание, умение достигать результата, умение контролировать процесс, проводить проверку и сверять полученный результат на правильность.
  1. Коммуникативный компонент готовности к школе:
  • умение взаимодействовать, сотрудничать со взрослыми (слушаться, обращаться, спрашивать; остерегаться чужих взрослых на улице);
  • умение общаться со сверстниками (в паре, группе; умение знакомиться, легко вступать в контакт, умение пригласить в игру, умение разрешать конфликтные ситуации, уметь бесконфликтно отстаивать свои границы и не нарушать чужие, учитывать свои интересы и интересы группы, уметь договариваться);
  • умение слушать собеседника;
  • умение выражать свои мысли и свою точку зрения. Если психологически ребёнок не готов к школе, то шансы на успешное и лёгкое обучение значительно снижаются.

Кому необходимы занятия по подготовке к школе

Сейчас в детских садах существуют подготовительные группы, где специалисты подготовят вашего ребёнка к школе. Однако занятия по подготовке к школе необходимы, если:

  • ребёнок не ходил в детский сад;
  • вы замечаете и у вас есть предположения, что у ребёнка не сформирован достаточно один из вышеперечисленных компонентов или подпунктов (так как в садике в группах занимаются много детей и воспитателям часто не удаётся уделить внимание каждому ребёнку);
  • ваш ребёнок прошёл диагностику готовности к школе, и выяснялось, что ребёнку требуются дополнительные занятие по подготовке к школе;
  • ваш ребёнок имеет сложности и трудности в овладении познавательным материалом; имеет низкую концентрацию внимания, малый объём памяти, трудности с запоминанием рассказов и трудности с пересказом и т.д.);
  • у ребёнка недостаточно развитая речь;
  • у ребёнка трудности с коммуникацией (с родителями, взрослыми, сверстниками);
  • у ребёнка слабо развит волевой и личностный компоненты (часто не слушается, нет желания заниматься, не хочет идти через год в школу, низкая самооценка, не умеет справляться с неудачами, не умеет достигать результата и поставленной цели);
  • ребёнок пережил психологическую травму (травмы), находится в состоянии стресса (это влияет на умственную деятельность, коммуникацию и в общем на желание учиться),
  • ребёнок перенёс травмы или операции на головном мозге,
  • имеет неврологические заболевания, ММД (минимальные мозговые дисфункции), симптомы гиперактивности, задержки психического развития.

Хочется обратить внимание на то, что диагностику готовности ребёнка к школе стоит проводить не перед поступлением в школу, а минимум за год до школы, так как при возможном выявлении трудностей и недостаточном развитии одного из компонентов готовности к школе у вас и ребёнка будет время, чтобы позаниматься, подготовить ребёнка и успешно перед школой пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Спасибо за внимание!

 
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"

Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"

Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы!  Целью проведения данного анкетирования является  выяснение психологической готовности к школе не только  будущ...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...