Консультация для родителей "Режим дня и его значение в жизни дошкольника"
консультация

Никитина Мария Валентиновна

Зачем нам режим?

 

О пользе режима как для ребёнка, так и для взрослого человека говорят и врачи, и психологи, и педагоги. От режима питания, сна и отдыха зависят наше физическое здоровье, психологический и эмоциональный статус. А если мы говорим о ребёнке, то режим - это ещё и основа правильного воспитания.

Получается, что для ребёнка-дошкольника понятие режим - это режим дня, который включает в себя распорядок сна, питания, занятий и отдыха, игр и прогулок.

В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:

  • гиперактивность
  • гипервозбудимость
  • ухудшение памяти
  • снижение работоспособности
  • быстрая утомляемость
  • частые респираторные заболевания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rezhim_dnya.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нам режим?

О пользе режима как для ребёнка, так и для взрослого человека говорят и врачи, и психологи, и педагоги. От режима питания, сна и отдыха зависят наше физическое здоровье, психологический и эмоциональный статус. А если мы говорим о ребёнке, то режим - это ещё и основа правильного воспитания.

Получается, что для ребёнка-дошкольника понятие режим - это режим дня, который включает в себя распорядок сна, питания, занятий и отдыха, игр и прогулок.

В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:

•        гиперактивность

•        гипервозбудимость

•        ухудшение памяти

•        снижение работоспособности

•        быстрая утомляемость

•        частые респираторные заболевания

Отчего это происходит? Режим дня для малыша - это не только удобство для родителя или взрослая прихоть, побуждающая приучить ребёнка к строгому распорядку дня. Привычный режим закрепляет формирование биоритмов и условных рефлексов, подготавливая организм к выполнению привычных функций, таких как сон, принятие пищи, мыслительная деятельность, отдых.

Кроме того, соблюдение режима положительно влияет на физическое здоровье, так как режим укрепляет иммунитет. В дошкольных учреждениях распорядок дня соблюдается неукоснительно. Но приводя дошкольника домой, родители не всегда придерживаются режима, в потоке вечерних забот забывая вовремя уложить малыша спать, что приводит к недосыпанию и, следовательно, проблемам с утренним пробуждением.

Азбука режима

Правила есть во всех сферах нашей жизни, есть они и в соблюдении режима. Как мы уже сказали выше, есть режим питания дошкольников, физической активности, сна, игр, занятий.

Режим питания. Если речь о правильном питании, то наиболее точно соблюдают режим в дошкольных учреждениях, поэтому стоит ориентироваться именно на организацию питания в детском саду:

•        не менее 4-х раз в день;

•        горячее блюдо не менее 3-х раз в день;

•        по калорийности от суточной потребности: завтрак 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%;

•        по суточной норме калорий: 5 лет - 2000 ккал, 6 лет - 2200 ккал, 7 лет - 2400 ккал;

•        по количеству - не следует давать порцию больше, чем ребёнок обычно ест (лучше положить добавку).

В меню ежедневно должны быть мясные и молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты.

По времени режим строится так:

•        завтрак в 8-9 часов,

•        обед в 12-13 часов,

•        полдник в 15-16 часов,

•        ужин в 18:30-19:30 часов.

Время приема пищи должно быть одинаковым и в будние, и в выходные дни.

Желательно, чтобы последний приём пищи был за час-полтора до сна.

Режим физической активности и отдыха. Ежедневно ребёнок совершает множество движений, поэтому под физической активностью понимают не только занятия физкультурой, но и активные игры, занятия спортом, передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.

•        Пик физической активности должен приходиться на первую половину дня.

•        Обязательна утренняя гимнастика.

•        Физкультурные занятия в дошкольном учреждении

•        Подвижные активные игры на прогулке (при плохой погоде их заменяет полноценный комплекс упражнений в помещении).

•        Физкультминутки между умственными занятиями.

•        Гимнастика после дневного сна.

•        Умеренно активные игры на второй прогулке.

Следует соблюдать умеренную двигательную активность непосредственно перед завтраком, перед умственными занятиями и вечером перед сном.

Режим сна. Правильный режим сна помогает восстановить умственные и

физические силы малыша, потраченные на активную часть его дня. От того, как организован сон ребёнка, зависит не только его психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье. Здоровый сон - это сильный иммунитет. А теперь по порядку.

•        Продолжительность сна у дошкольников: 3-6 лет - 12 часов,. Но многое индивидуально - в зависимости от темперамента и нагрузок необходимое время на сон может увеличиваться.

•        Утреннее пробуждение должно происходить в 7:00-8:00, оно зависит от биоритмов и семейных привычек, но не стоит будить позже.

•        Дневной сон у детей 3-6 лет длится 1-1,5 часа. В 7 лет малыш может отказываться от сна, однако активные детки нуждаются во сне продолжительностью около 1 часа.

•        Вечернее укладывание зависит от наличия дополнительных физических или эмоциональных нагрузок. Рекомендуется детям в 3-6 лет ложиться спать в 20:30 - 21:00. В 7 лет возможно сдвинуть время засыпания на полчаса.

Режим занятий (умственной деятельности). Как и любая другая деятельность, время проведения и количество занятий необходимо правильно распределить и систематизировать. Иными словами, домашний режим не должен сильно отличаться от режима дошкольных учреждений. Организация занятий в общем режиме дня выглядит следующим образом:

В утреннее время после завтрака - два-три разнонаправленных занятий. Длительность занятий в соответствии с возрастом: 4-5 лет - 20-25 минут на один вид; 6-7 лет - 30-35 минут.

Если прогулка отменяется, то можно добавить ещё одно творческое занятие или развивающую игру.

Примерный распорядок дня дошкольника

7:00-8:00 - утренний подъем

7:30-8:30 - гигиенические процедуры, гимнастика 8:00-8:30 - завтрак

9:00 -10:30 - развивающие занятия

10:45 -12:15 - прогулка

12:30 -13:00 - обед

13:00 -13:30 - начало дневного сна (до 15:00 - 15:30)

15:30 - 16:00 - полдник

16:30 -18:00 - прогулка с активными играми 18:30-19:00 - ужин

19:00-20:30 - самостоятельные игры и занятия 20:30-21:00 - укладывание на ночной сон

Когда малышу не спится

Для соблюдения режима большое значение имеет распорядок детского сна. Многие родители сталкиваются с проблемой позднего засыпания и, как следствие, трудного утреннего пробуждения. Это существенно отвлекает от выполнения режима. Чем помочь в такой ситуации ребёнку и самим себе? Попробуйте выполнять ряд несложных условий.

Вечерние:

•        перед сном минимум подвижных активных занятий;

•        мягкий свет и отсутствие посторонних звуков за полчаса до того, как малыш ложится в кровать;

•        ритуал, который вы придумали и соблюдаете: песня либо определенная книжка со стихами, или одна особенная сказка, - главное, чтобы это повторялось каждый вечер;

•        тёплый душ или ванна на 5-7 минут помогут малышу легче уснуть.

Утренние:

•        за 10-15 минут до пробуждения приоткройте шторы и дверь;

•        включите негромкую музыку;

•        придумайте ритуал для того, чтобы проснуться: потешка или короткий стишок одновременно с поглаживанием или поцелуем помогут малышу встать в хорошем настроении;

•        мотивируйте ребёнка проснуться на 10 минут раньше для того, чтобы успеть посмотреть утренний мультфильм.

В завершение хочется родителям напомнить, что при организации режима необходимо учитывать индивидуальность ребёнка, присутствие дополнительных эмоциональных или физических нагрузок, а также сезон за окном и состояние иммунитета малыша. Все эти факторы могут повлиять на баланс прогулок и домашних занятий, а также общую продолжительность сна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей" Режим и его значение в жизни дошкольника".

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дош...

Утренняя гимнастика и ее значение в жизни дошкольника

В этом материале раскрывается важность и необходимость утренней гимнастики для организма дошкольника....

Теоретический материал к презентации семинара-практикума для родителей и педагогов: "Моторика, ее значение в жизни дошкольника"

Мультимедийная разработка содержит материал,  о тех вещах, которые заставляют взглянуть на них с непривычной стороны. Прищепки, горох, манная крупа, пуговицы, природный материал - это те вещи, ко...

Презентация: "Моторика, её значение в жизни дошкольника"

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьн...

Консультация для педагогов на тему: «Виды игр и их значение в жизни дошкольников».

 Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в пе...

Консультация для родителей "Виды конструирования и их значение в жизни дошкольников"

Консультация для родителей "Виды конструирования и их значениев жизни дошкольников"Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать:...

Что такое степ-аэробика, какого её значение в жизни дошкольников ?

В наше время проблема физического развития детей является одной из наиболее важных и приоритетных задач дошкольного воспитания. Поэтому, в нашем детском саду, в дополнение к основным форма...