Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Почемучки». Тема: Звук [А].Буква А.
план-конспект занятия (старшая группа)

Демченко Анастасия Валерьевна

Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; понятием гласный звук. Развивать фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.

Оборудование

Демонстрационный материал: картинки-аист, ананасы, абрикосы, арбуз, апельсины, антенна, альбом, буква А., картинка произнесения звука [А] схемы произнесения звуков – «Громко-тихо», «Длинно-коротко».

Раздаточный материал: прописи  по обучению грамоте, цветные карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx403.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Почемучки».

Тема: Звук [А].Буква А.

Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; понятием гласный звук. Развивать фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.

Оборудование

Демонстрационный материал: картинки-аист, ананасы, абрикосы, арбуз, апельсины, антенна, альбом, буква А., картинка произнесения звука [А] схемы произнесения звуков – «Громко-тихо», «Длинно-коротко».

Раздаточный материал: прописи  по обучению грамоте, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я вам и хочу рассказать сказку о звуках. Мы слышим много разных звуков – шум проезжающей машины, шелест листьев, пение птиц, звуки музыки – это все неречевые звуки, а еще есть звуки речи. Я говорю, а вы меня слышите. Это звуки речи. Сегодня вы узнаете о первом звуке речи. А вот о каком, вы догадаетесь, послушав стихотворение.

Аист вез из магазина

На своей тележке груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз

Воспитатель выставляет на доске картинки по ходу стихотворения.

Воспитатель: Что привез аист из магазина?

Дети: Аааананасы, Аааапелисины, Аааабрикосы, Ааарбуз

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааананасы?

Дети: [А]

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааапельсины?

Дети: [А];

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааабрикосы?

Дети: [А];

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааарбуз

Дети: [А]

Воспитатель: Что общего у всех этих слов?

Дети: Все они начинаются со звука [А]

Воспитатель: Давайте все вместе произнесем звук [А] (воспитатель выставляет картинку произнесения звука) рот открыт широко. Струя воздуха выходит свободно. Если струя воздуха не встречает во рту преграду – этот звук-гласный. Звук [А] гласный. Повторите. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. (Выставляется кружок) Звук [А] обозначается буквой А. (Выставляется буква А)

Запомните!!! Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

Посмотрите, как напишу ее я. (Воспитатель пишет на доске букву) и произносит: полка, палка и черта- получилась буква А.

Предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». Я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук [А] – хлопните в ладоши. (воспитатель закрывает рот экраном)

Воспитатель: О, У, И, А, О, А, И, У, Ы, И, А, О.

Что я сейчас произносила?

Дети: звуки

Воспитатель: Звуки можно произносить по – разному. Можно звук [А] произнести громко ААА

А можно тихо. Аааа

Работа по карточкам:

                                

                                

                                

Воспитатель: я буду показывать вам на кружки, а вы будете произносить звук [А]. покажу на большой кружок- произнесете громко, покажу на маленький – произнесете тихо.

Карточки:

А                                        А                                А                А

___________________________                                _________

Воспитатель: А еще звук можно произносить долго ааааааааааааааа, (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук долго) а можно произносить коротко. А. (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук коротко)

Физкультминутка

Руки вверх и в кулачок,

Руки вниз и на бочок

Мы присядем, скажем у-у-у

Мы привстанем, скажем, а-а-а

 Нам пора уж за дела. (повторить 2 раза)

Воспитатель: Ребята предлагаю поиграть в игру «Подбери картинку». Я называю вам предложения, а вы попробуйте продолжить предложения.

На крыше дома стоит …

 Альбом

Воспитатель: Правильно?

Дети: Нет. На крыше дома стоит антенна

Воспитатель:

Аня рисует красками в ….(альбоме)

На дереве поселился ……(аист)

Мама купила вкусные ….(апельсины)

На бахче вырос круглый ….(арбуз)

Воспитатель:

Молодцы! А теперь вспомните, каким цветом обозначаем звук [А]?

Дети: красным

Почему?

Гласные звуки обозначаем красным цветом.

Запомните правило: ГЛАСНЫЙ – ВСЕГДА КРАСНЫЙ!

Работа в прописях.

Итог занятия.

С каким звуком познакомились?

Почему раскрашивали букву красным цветом?

Какое правило узнали?

C:\Users\Administrator\Desktop\1727709922481.jpgC:\Users\Administrator\Desktop\1727709922446.jpg

C:\Users\Administrator\Desktop\1727709922371.jpgC:\Users\Administrator\Desktop\1727709922411.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;- умение концентрировать внимание;- слухоречевую память, фонематическое восприятие;- мимику;- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонаци...

Конспект нод по обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук [К – К’] и Буква К».

Цель: Знакомство детей со звуком [К – К’] и буквой К.Задачи:1. Формировать представление о букве К и звуках, которые она обозначает; 2. Развивать фонематический слух.3.Воспитывать уси...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: "Звук и буква Р."

Задачи:Обучающие:- закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- познакомить с буквой «Р»;- учить составлять слова по заданным буквам, составлять предложен...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [о] и буква О»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [о] и буква О»...