Картотека сказок по нравственному воспитанию дошкольников.
картотека (старшая группа)
Картотека сказок по нравственному воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_6.docx | 73.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека сказок по нравственному воспитанию дошкольников.
Потеря
Однажды осенью на лесной тропе ежик нашел яблоко. Остановился он и стал думать, как яблоко оказалось на дороге?
Тем временем на тропинке появился зайчишка.
- Привет ёжик! Что ты тут делаешь?
- Привет зайка. Я нашел яблоко. А чье оно я не знаю.
- Нашел яблоко, так забирай его себе. И думать тут нечего.
- Нельзя так зайка поступать. А вдруг тот, кто яблоко потерял, сильно расстроился.
- Да ты прав ежик, я об этом не подумал – проговорил зайчик.
-А что это Вы тут делаете? – спросила у друзей ворона.
- Ух, ты яблоко делите! И мне кусочек оставьте.
Ежик и зайка посмотрели на ворону, головой покачали.
- Нет, это яблоко не наше, это потерянное - грустно ответил ежик.
- Его нужно вернуть хозяину – добавил зайчишка.
- Глупости! Нашли яблоко, значит оно теперь Ваше – закричала ворона.
- Нет, ворона потерю нужно обязательно вернуть – сказал ежик.
Сейчас я наколю яблоко на свои иголки и пойду по дороге прямо искать того кто потерял яблоко.
Ты зайка иди по тропинке в обратную сторону. Ну, а ты ворона поднимайся высоко в облака. Посмотри, полетай по близлежащим окрестностям. А через час встретимся на этом самом месте. Вдруг кому то из нас повезет найти, кого кто потерял яблоко.
Так и сделали.
Через час встретились зайка и ворона, стали ждать ежика.
Вдруг послышался, чей-то веселый смех. Это ежик возвращался, но не один. Рядом с ежиком шел веселый медвежонок.
- Друзья мои я нашел, кого кто потерял яблоко. Это медвежонок! – радостно проговорил ежик.
Шел я по дороге и увидел медвежонка, он сидел на пеньке и плакал.
- Почему ты плачешь? - спросил я у медвежонка.
- Я потерял яблочко. Оно была спелое, красное, вкусное! - ответил грустный медвежонок.
- Ура! Я нашел и яблоко и хозяина яблока!
- Вот тебе твое яблоко! Кушай на здоровье! – сказал я медвежонку.
- Спасибо Вам большое! – проревел медвежонок. Вы добрые звери.
Я приглашаю Вас в гости. Моя мама испекла яблочный пирог.
Мы будем рады угостить Вас!
Мораль: Приятно даже зверю – когда возвращают потерю.
Добро и Зло
Жили с древних времен на земле Добро и Зло.
Добро по городам и деревням ходило и старалось людям помочь, словом ласковым ободрить, из беды выручить. А за Добром черной тенью кралось Зло. Оно- то как раз хотело всем навредить, все испортить, всех погубить и перессорить.
Добро разные облики принимать могло: то теплым лучиком света проникнет сквозь щель в темницу, где пленники томятся, то обернется белой голубкой и добрую весть принесет в клюве, то станет красной девицей и даст воды путнику, чтобы жажду утолить, а то и белоствольной березкой обернется: подарит людям тень и прохладу.
А Зло всегда черное. То вороном черным обернется и беду накаркает, то черной болотной трясиной на пути ляжет, то черной тучей налетит.
Шла как-то по дороге старушка. Сгорбленная, седая. Идет, на палку опирается.
Притомилась она, еле ноги волочит. Увидело бабушку Добро и стало на ее пути кудрявой зеленой березкой. Ветвями береза зашелестела:
— Присядь, старая, отдохни, о своей кручине-печали расскажи!
— Ох, и устала я, родимая березка! День жаркий, путь-то дальний, — вздохнула старушка, присела под березкой, да и задремала.
Березка ее ласкает, зелеными ветвями от жарких лучей укрывает, ветерком обдувает. Отдохнула старушка, а береза ее и спрашивает:
— Какая у тебя, бабушка, на сердце печаль-кручи- на? Расскажи — я тебе помогу.
— Внучек мой, Ванюша, заболел. День-деньской на лавке лежит и стонет. Сказывали мне люди добрые, что за черным болотом, за зыбучей трясиной, в сосновом бору волшебная трава растет. Она силу дает и болезнь прогоняет. За ней-то я и иду.
— Я тебе, бабушка, помогу волшебную травку отыскать, — сказала березка.
Обернулась она белой голубкой и говорит:
— Иди следом за мной. Я полечу и тебе в тот бор заповедный путь укажу.
А Зло весь разговор слышало, оно ведь неподалеку в канаве пряталось. Побежало Зло вперед и легло на пути бабушки болотной трясиной.
Подошла старушка к болоту, а как через него перебраться — не знает. Решила с кочки на кочку переходить, да поскользнулась, чуть трясина ее не засосала. Стала бабушка на помощь звать. Услышала голубка, созвала журавлей со всего болота, попросила птиц помочь старушке. Журавли вытащили ее из трясины, подняли своими клювами и перенесли через болото.
Пошла она дальше. А Зло взбесилось, что не удалось старуху погубить! Обернулось оно огнем и сожгло заповедный бор, в котором волшебная травка росла.
Подошла бабушка к бору, а вместо него — черное пепелище. Села она на обгорелый пень и заплакала горючими слезами.
— Не плачь, старая, — говорит голубка. — Видишь, не весь бор выгорел! Там за рекой сосны остались, огонь через реку не перепрыгнул.
Полетела голубка за реку и разыскала там волшебную травку. Принесла в клюве и отдала старушке.
— Спасибо тебе, добрая голубка! Век тебя не забуду!
Положил она травку за пазуху и собралась в обратный путь.
Вдруг откуда ни возьмись налетела черная туча, загремел гром, засверкала молния и хлынул ливень. Это Зло не унималось, хотело старушку погубить.
Но не тут-то было! Обернулось Добро белокаменным теремом, и распахнула перед бабушкой двери девица- красавица.
— Входи, бабуля, в терем поскорей! — позвала она старушку.
Та в терем вошла, а девица двери и окна поплотней закрыла.
Долго Зло бесновалось, в окна и двери ломилось, а поделать ничего не смогло!
Красная девица старушку накормила, напоила и спать-отдыхать уложила. А наутро, когда ясное солнышко взошло, дала ей тройку быстрых коней, те и домчали старушку домой.
— Ванюша, внучек любимый! Я тебе травку волшебную принесла.
Бабушка прикоснулась к мальчику травкой, и тот сейчас же вскочил на ноги, засмеялся от радости и обнял бабушку.
— Бабуля, какая же ты добрая, хорошая!
— Ах, Ванюша, кто только мне в пути не помогал: и березка, и голубка, и журавли, и красная девица, и быстрые кони. Все вместе мы Зло и победили!
♦ Куда и зачем шла старушка?
♦ Как помогало ей Добро?
♦ Как Зло старалось навредить старушке?
♦ Удалось ли это Злу?
♦ Как вы думаете, почему победило Добро?
Как солдат Страх победил
Жил-был Страх. Нравилось ему людей пугать, смотреть, как задрожат они, будто листочки осиновые, побледнеют, начнут креститься и приговаривать: «Господи! Вот страх-то какой!»
А на самом-то деле Страх был вовсе не такой уж и страшный: просто серое бесформенное облачко.
Вот летело это облачко раз над землей и думало, где бы ему на ночлег устроиться. Видит небольшую деревушку на краю леса. Место Страху понравилось. Свил он гнездо на самом верху густой-прегустой ели. Улегся в гнезде да и задремал. Вдруг слышит голоса в лесу раздались. Кто-то перекликается, аукается.
Посмотрел Страх вниз и видит: по лесу бабы с ребятишками ходят, грибы собирают. У всех в руках корзинки да туески. Не понравилось это Страху: «Покоя нет никакого! Напугаю-ка я их, они от страха разбегутся». Стал он громко ухать, протяжно завывать, свистеть, будто Соловей-разбойник, шишками кидаться, ветками шуршать.
Бабы и ребятишки перепугались, побросали корзины и лукошки с грибами и бросились вон из леса.
— Вот страх-то какой! Видно, нечистая сила в нашем лесу завелась, — стали перешептываться старухи.
С той поры крестьяне боялись в этот лес ходить, грибы-ягоды собирать.
Но ведь недаром говорится: «Лес не только волка, но и мужика прокормит». Лес, что возле деревни был, и в самом деле исправно кормил людей грибами, ягодами, орехами. А как Страх в лесу поселился, не стало у крестьян лесного угощения. Прежде, бывало, соберут они ягод, грибов, орехов видимо-невидимо, и сами сыты, и в город на продажу везут. А теперь совсем обеднели.
Вернулся солдат с военной службы в родную деревню. Жена и дети рады ему: обнимают, целуют-милуют.
Сели за стол, а жена и говорит:
— Эх, муженек! Нечем нам тебя и угостить! Нету у нас ни орешков каленых, ни морошки моченой, ни рыжиков соленых.
— Отчего же у вас ничего не стало? — спрашивает солдат жену. — Или в нашем лесу больше ни орехи, ни грибы не растут?
— В лесу-то они растут. Да нечистая сила там поселилась, вот мы и боимся в лес по грибы-ягоды ходить.
А солдат тот храбрец был. Он и говорит:
— Не горюйте! Я нечистую силу из леса быстро прогоню. Будут у нас снова и ягоды, и грибы.
Сказано-сделано! Утром собрался солдат и пошел в лес. А там светло, весело. Птицы щебечут, заливаются, пчелки жужжат над цветами. Совсем не страшно! Зашел солдат в дремучую лесную чащобу.
Страх заметил его и очень рассердился: «Ну, погоди, служивый, сейчас я тебя напугаю!»
Зашуршал он травой у самых ног солдата, зашипел, словно ядовитая змея-гадюка, того и гляди кинется и ужалит. Но солдат не испугался, выхватил палку-шашку, раз-два-три, и разрубил гадюку на мелкие кусочки. Потом присел на корточки, пригляделся получше и видит: никакой гадюки-то и нет вовсе. Сухие веточки да сучки порубленные на земле валяются. Рассмеялся солдат. Верно ведь говорят: «У страха глаза велики!»
Страх пуще прежнего разозлился и думает: «Вот придет ночь, тогда я тебя и напугаю».
Долго солдат по лесу бродил, целый мешок орехов собрал да корзину грибов. Стало смеркаться. Солдат развел костерок, нанизал на прут грибочки-рыжики, посолил их, на огне обжарил. Когда грибы зарумянились, достал он из походного ранца краюху ржаного хлеба, луковицу и принялся за еду.
Вдруг слышит: затрещали вокруг кусты, словно ломится кто-то за орехами, волки голодные завыли, между деревьями зеленые огни замерцали. Но солдат не испугался, не убежал, а запел во все горло бодрую походную песню. Сам думает: «Посмотрим, что дальше будет». Спел он песню, раскурил трубочку, сидит возле костра, трубочкой попыхивает.
Надоело Страху солдата пугать, слез он с дерева, подошел к солдату и говорит:
— Здравствуй, служивый! Я — Страх. Почему ты ничего не боишься?
— А чего бояться-то? — отвечает солдат. — Все равно ведь двум смертям не бывать, а одной не миновать.
— Так-то оно так, — говорит Страх. — Только все боятся, когда я их пугаю. Давай с тобой, солдат, уговор держать: если я тебя этой ночью напугаю и ты из леса убежишь, тогда я в лесу навсегда хозяин. А если не напугаю — лес твой!
Солдат согласился. Всю ночь Страх солдата пугал: хохотал, выл, топал, свистел, а тому все нипочем. Сначала он песни распевал, а потом и вовсе спать улегся. Проспал до утра. До первых петухов.
Едва рассвело, солдат проснулся и говорит Страху:
— Ну что ж, Страх, уговор дороже денег! Придется тебе из нашего леса уходить.
Делать нечего! Ушел Страх из леса навсегда, а люди снова стали в лесу грибы-ягоды собирать.
♦ Почему Страху нравилось пугать людей?
♦ Где поселился Страх?
♦ Почему люди перестали ходить в лес?
♦ Почему говорится: «У страха глаза велики»?
♦ Кто смог победить Страх?
♦ Как вы думаете, какой у солдата характер?
Жадная обезьянка
Шел крестьянин с рисового поля, присел отдохнуть на зеленой лужайке, да и залюбовался игрой молодых обезьянок. Проказницы весело скакали по веткам, гонялись друг за другом, срывали с деревьев спелые бананы и плоды манго.
Вдруг из-за высоких деревьев, увитых лианами, появилась обезьянка в золотой короне, украшенной драгоценными каменьями, и в пышной юбочке из розовых, белых и голубых перьев.
Крестьянин даже рот раскрыл от удивления. Никогда прежде он не видел таких красивых обезьян.
«Наверное, это и есть обезьянья принцесса, о которой в детстве рассказывала мне бабушка», — подумал он.
Между тем обезьяны окружили принцессу. Они низко кланялись ей и протягивали вкусные ягоды и плоды. Немного погодя все обезьянье племя исчезло в густом лесу.
Крестьянин пришел домой и рассказал обо всем жене.
Болтливая женщина,тут же поделилась новостью с соседкой та — с другой, другая — с третьей, и скоро об удивительной встрече уже судачила вся деревня.
Прошло немного времени, и весть об обезьянке-принцессе долетела до царского дворца.
Жадный царь тут же приказал слугам разыскать крестьянина, видевшего волшебную обезьянку, и повелеть ему поймать ее и доставить во дворец. Он давно мечтал о том, чтобы обезьяна-принцесса украшала его зверинец. Слуги разыскали крестьянина и передали ему царский приказ.
— Если завтра к вечеру изловишь обезьянку-принцессу и принесешь ее во дворец, царь щедро наградит тебя, а не выполнишь приказ — тебе отрубят голову!
Делать нечего. Стал крестьянин думать, как поймать обезьянку. Ничего не придумал и отправился за советом к мудрецу.
Низко поклонился крестьянин старику и спросил его:
— Не знаешь ли, о мудрейший, как изловить принцессу обезьян?
— Знаю, как не знать, — ответил тот. — Отправляйся в огород и сорви там крупную тыкву. Проделай в ней небольшое круглое отверстие, вытащи из тыквы мякоть и семечки. Потом свари немного риса и положи его внутрь тыквы. Да прикажи жене разукрасить тыкву снаружи ленточками, бусами и разрисовать яркими красками. Потом привяжи тыкву к дереву и жди.
Крестьянин так и сделал. Привязал разукрашенную тыкву к дереву, а сам спрятался в кустах. Скоро на лужайке появились обезьяны, стали кричать, кувыркаться, потом заметили красавицу тыкву и побежали за обезьянкой-принцессой.
Та, едва увидев тыкву, соскочила, с дерева и подбежала к ней. Тыква ярко сверкала на солнце бусами, лентами и осколками разноцветных стеклышек. Обезьянка схватила ее, стала рассматривать, вертеть из стороны в сторону, а потом заметила небольшое отверстие в тыкве.
Надо вам сказать, что обезьянка-принцесса была очень любопытна! Она тут же запустила лапку в отверстие и нащупала там рисовые зерна.
Принцесса схватила пригоршню риса и хотела уже вытащить лапку и полакомиться рисом. Но не тут то было! Обезьянья лапка, сжимающая рис в кулачке, не пролезала в узкое отверстие. Обезьянка и так и этак пыталась вытащить лапку с рисом, но ничего у нее не получалось.
— Ага, попалась! — закричал обрадованный крестьянин. Он вышел из-за кустов и направился к обезьяне.
— Принцесса, бросай тыкву и убегай! — встревожено закричали обезьянки на своем обезьяньем языке.
Но принцесса обезьян отличалась не только любопытством, но и жадностью. Она ни за что не хотела расставаться ни с тыквой, ни с рисом.
«Убегу вместе с тыквой! — подумала она. — Рис съем, а тыква украсит мой дворец».
Она хотела броситься наутек, но вы же помните, что крестьянин привязал тыкву к дереву прочной веревкой.
Обезьянка забегала вокруг дерева, веревка обмоталась вокруг ствола. Тут крестьянин и поймал жадную обезьянку в сетку, а потом отнес ее во дворец к царю. Царь приказал слугам посадить пленницу в большую железную клетку. Так жадность привела принцессу в неволю.
Но все-таки у нашей сказки хороший конец.
Едва обезьянка оказалась в клетке, она тут же вырвала из своей юбочки одно маленькое розовое перышко, дунула на него и сразу превратилась в крошечную прехорошенькую птичку. Птичка взмахнула крыльями, вылетела из клетки, закружилась под потолком большого зала, а потом выпорхнула в раскрытое окно и была такова!
Ведь вы, конечно, догадались, что обезьянка-принцесса была не простая, а волшебная!
Поучительная сказка для детей «Почему волки на Луну воют»
Давным-давно это было. Жила на свете одна женщина, много у неё было всякого добра, а вот детей не было.
Больше всего на свете ей хотелось иметь ребёночка. Каждый вечер выходила женщина на крыльцо, смотрела на звёздное небо и мечтала:
— Вот бы у меня была дочка, красивая, как луна, или сынок, яркий, как звёзды.
Всё это слышала Луна, сжалилась она над бедной женщиной и послала она ей две свои самые красивые звёздочки.
Утром проснулась женщина от детского плача, вышла на крыльцо и увидела двух детишек, неземной красоты.
Как обрадовалась она этой находке! Поскорей унесла их в дом и стала растить их в ласке и заботе.
Шло время, дети подрастали и с каждым днём становились всё краше и краше. Мать не могла на них налюбоваться, но только одно огорчало её. Не было в детях ни тепла, ни доброты, ни ласки, они думали только о себе и любовались только своей красотой, не замечая ничего вокруг. Для всех людей эти дети казались холодными и далёкими, как звёзды на ночном небе.
Так вот они и жили. Мать выполняла всю домашнюю работу, заботилась о своих детях, а брат с сестрой только и делали, что смотрелись в зеркало и наряжались.
И вот, однажды, случилась беда. От тяжёлой работы мать заболела и умерла, холодно и голодно стало в доме: некому печку растопить и еду сварить.
Стали брат с сестрой ссориться и ругаться, кому же работой заниматься. И до того они докричались, что не могли уже человеческим языком разговаривать, а только рычали друг на друга.
В скором времени они обросли шерстью, превратились в волков и убежали в лес.
С тех пор рыщут волки по лесу, ищут дорогу назад ,к своей матери Луне, да протяжно воют, глядя в ночное небо.
«Что важней?»
Давным-давно это было. Встретились как-то Сила, Ум и Красота, разговорились. Каждый решил себя похвалить.
«Я самая нужная, важная для человека, — сказала Сила.- Кто на земле самый сильный? Конечно же, человек! Это я наградила его таким качеством».
«Зачем человеку сила, если не будет ума?- возразил Ум, – сколько бед и несчастий может приключиться с человеком без моего дара!?».
«Нет, я не согласна с тобой, Сила – это важное и главное качество у человека!».
Услышала всё это Красота и возмущённо возразила: «Напрасно вы спорите. Причём тут сила и ум? Если нет красоты – все эти качества не нужны. Только мой дар нужен человеку и сделает его по-настоящему счастливым!»
Долго ещё спорили Ум, Сила и Красота, пока их не услышало Здоровье. Оно робко подошло к спорящим и тихо сказало: «Все вы очень нужны человеку, и каждый, по-своему, прав и просто необходим для него!»
Но никто не захотел слушать Здоровье, каждый старался доказать своё. И решили они устроить человеку испытание. Первой была Сила: обратилась она к Холодному Северному ветру с просьбой помериться силой с человеком.
Обрадовался ветер, нагнал чёрные холодные тучи, засвистел, зашумел, стал валить деревья. Увидев это, Здоровье забеспокоилось: «Человек погибнет, не устоит против такого ветра. Надо ему помочь!»
Забралось Здоровье в тело человека, проникло в самые укромные уголки. И он выстоял! Усмирил стихию. Вздохнуло здоровье облегчённо и покинуло тело человека. А Ум уже приготовил настоящее испытание. Вслед за Северным ветром полил дождь. Сначала робко, как бы проверяя свои силы, а потом всё сильней и сильней, пока не превратился в ливень, который стал заливать Землю.
Что делать человеку? Вода поднималась всё выше и выше. Собрал человек все свои силы и придумал построить плот из поваленных ветром деревьев.
Долго трудился он под проливным дождём, стараясь построить прочный плот. Но чем больше он работал, тем ему становилось тяжелей, и вот, обессилев, он упал. «Он же погибнет без меня!» — снова забеспокоилось Здоровье – « Его надо спасать!» И вновь Здоровье проникло в тело человека, растеклось, закипело. И на этот раз человек устоял, применил свою силу и проявил ум.
Не успел он справиться со вторым испытанием, как Красота придумала для него ещё одно – коварное. Пока он плыл на построенном плоту, ливень прекратился, выглянуло солнце, и в спокойной воде человек увидел своё отражение. Оно ему понравилось.
Долго любовался своим красивым лицом, телом и вдруг воскликнул: «Это то, что мне нужно! Сила и ум у меня уже есть, а теперь я молод и красив, что ещё надо?» Услышав это, здоровье тихо вздохнуло: «Ну, что ж, если это то, что тебе нужно, я спрячусь и не буду тебя беспокоить. Когда вспомнишь обо мне, то будешь искать!»
Так и живёт с давних пор человек, пытаясь найти своё здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар природы.
«Добрая сказка на ночь»
Мама, мама – топая маленькими ножками по коридору, кричала Диана. Мама расскажи сказку, только добрую. Ладно, ложись в кровать, слушай:
— Далеко, далеко за городом, в лесу есть озеро круглое как тарелка и вокруг него растут цветы: жёлтые, красные и фиолетовые. В этих цветах живут маленькие феечки, когда они летают с цветка на цветок то еле слышен звон колокольчиков. Живут они в цветах и радуются каждому новому дню.
И вот однажды пришёл к этому озеру человек.
— Не бойся, это был добрый человек, художник. Он пришёл чтобы нарисовать: этот лес, это озеро круглое как тарелка и цветы жёлтые, красные и фиолетовые.
Он рисовал. Не замечая ничего вокруг.
Все феечки спрятались в свои домики-цветы. Но одна самая любопытная малышка подлетела к художнику и села прямо на кончик кисточки. Художник продолжал рисовать и только улышав звон колокольчиков, обратил внимание на сидевшую красавицу. Он не напугал её, а спросил нравиться ли ей? Конечно нравится, я тоже хочу научиться. Время было позднее и художник попрощался с феей, но пообещал вернуться и научить её рисовать.
Вернувшись домой художник думал, где взять такую маленькую кисточку чтобы её могла удержать в руках маленькая фея. Несколько шерстинок он отрезал с хвоста своего кота и привязал их к кончику зубочистки.
Художник вернулся на озеро, и фея с радостью встретила его. Мольберт он поставил свой и дал малюсенькую кисточку фее, так они вместе рисовали и этот лес, и озеро круглое как тарелка, и цветы жёлтые, красные и фиолетовые.
Художник часто приходил к озеру, а фея его всегда ждала.
— Спи, спи — сказала мама . И во сне тебе присниться и лес, и озеро и цветы жёлтые, красные и фиолетовые.
«История забытых вещей»
В саду на чердаке дома лежали старые, давно забытые всеми вещи. В чемодане, с которым раньше ездили на отдых, теперь совсем не модные, рубашки, юбки, платья. В коробках старая обувь: одни на молнии с большими пряжками, другие с кнопками-застёжками. У стены стоял расписной сундук. В нём хранились вышитые полотенца, скатерти, салфетки, расшитые сарафаны, да рубахи. На стене висела резная полка, на которой стояли чугунок, самовар и утюг, давно покрывшиеся пылью. Рядом висели часы – ходики, с ключом на веревочке для завода механизма. Экспонатов наберётся на целую экспозицию. Иногда предметы оживали и вели между собой беседу:
«Никому я теперь не нужен» — вздыхал утюг.
«Хозяева купили новый электрический, с множеством кнопочек. А я что, кусок железа…» — возмущался он.
Чугунок поддержал беседу: «Раньше без меня как без рук. Хозяйке был нужен. Кашу и лапшу, супы и картошку варили, а сейчас стою без дела, пылью покрыт.»
«Все про меня забыли» – грустно сказал чугунок.
«Никому мы теперь не нужны» – добавил утюг.
Самовар кряхтел, приговаривая: «Да, раньше были времена, людям верно мы служили, а теперь про нас все давно забыли.»
С самого утра шел дождь, и настроение у всех было грустное. Хорошо были слышны раскаты грома. В доме было прохладно и сыро. Хозяйка затопила камин. И вдруг громкий треск, сверкнула молния, и в доме погас свет. Наступила тишина.
Тишину нарушил скрип лестницы, ведущей на чердак. Хозяйка вспомнила про давно забытые вещи и поднялась на чердак.
Освещая чердак свечой, она взяла с полки самовар и чугунок, и прихватив утюг, стала спускаться по лестнице обратно.
Помыв картофель и залив водой, она поставила чугунок в камин. Самовар занял место на террасе. Наполнив самовар водой, насыпала сосновых шишек, стала щепой разжигать самовар. Пришлось потрудиться, чтобы разжечь самовар. То ли самовар упрямился, то ли хозяйка со временем подзабыла, как это делается. Наконец – то самовар разгорелся. В чугунке уже во всю булькала вода, картофель варился.
«А как же я?» – возмущался утюг. Вскоре дошла очередь и до утюга. «А ну-ка, дружок, за работу» — сказала хозяйка и наполнила утюг горячими углями из камина.
«Нужно потрудиться!» — размахивая утюгом, приговаривала хозяйка. И вот уже утюг скользил по скатерти, разглаживая складку, за складкой, испытывая чувство гордости от того, что оказался полезным. Закончив работу, хозяйка накрыла стол скатертью. Затем поставила на стол свой старый блестящий самовар и стала выкладывать из чугуна картофель.
«Вот и ужин готов» — сказала хозяйка.
«Спасибо, мои дорогие за службу!» — продолжала она.
«Чтобы я без вас делала?».
Вскоре дождь прошел и дали свет.
«Как Избушка на курьих ножках стала доброй»
Жила-была в лесу Избушка на курьих ножках. Была она очень злая. Бывает, увидит в лесу кого-нибудь и давай бегать пугать, а то еще и ногами своими пинать. А уж если поймает, то непременно съест.
Однажды Избушка так забегалась, что упала в пруд и стала тонуть. Она кричала: «Ааааа! Спасите! Помогите!» На крики Избушки прибежал петушок. «Надо спасать!» — решил петушок и побежал за веревкой. Когда веревка уже была в клюве петушка, он взлетел вверх, зацепил веревку за Избушку и вытащил ее на землю. Избушка спасена, вот только слов благодарности петушок от нее не услышал, обиделся и ушел.
А Избушка опять побежала! Бежала-бежала и не заметила глубокую яму и провалилась в нее. На крики о помощи «Помогите хоть кто-нибудь!» прибежал веселый заяц с гармошкой. Посмотрел на сидящую в яме Избушку и подумал: «Нужна лесенка! Только где же ее взять?» И тут он вспомнил, что видел лестницу у своего друга кролика в сарае. Заяц помчался вскачь. Когда заяц вернулся, Избушка все еще сидела в яме. Он опустил лестницу вниз и вытащил ее. Избушка не поблагодарила и зайца, он расстроился и ушел.
Сколько приключений свалилось на голову Избушки сегодня: в пруду чуть не утонула, в яму провалилась. И от всех этих бед она совсем забыла, что ничего не ела. Она знала, что у белки в дупле всегда есть запасы. Подумала Избушка: «Пока белки нет дома, залезу-ка я в дупло и наемся». Полезла, да застряла, только ноги на улице торчат. Сколько ни кричала Избушка, сколько ни звала на помощь, никто не пришел, потому что не слышно ее было из дупла.
Настало утро. Злой, голодный волк вышел на охоту. И вдруг увидел куриные ноги, торчащие из дупла. «Вот это удача! – подумал волк, – сейчас полакомлюсь курочкой!» Лазать по деревьям волк не умел, поэтому стал подпрыгивать и хватать Избушку за ноги. От щекотки Избушка чихнула и вылетела из дупла. «Это не курица», — расстроился волк. А Избушка от радости запела песню: «Бабка Ежка, выгляни в окошко». Тут появилась Баба Яга: «Кто меня звал? Здравствуйте!» Избушка в ответ ничего не ответила. Она была не только злой, но еще и невоспитанной. «Ты почему со мной не здороваешься?» — спросила Баба Яга. А волк сказал: «Баба Яга, я ее из дупла вытащил, а она мне «спасибо» не сказала». Мимо проходили заяц и петушок и пожаловались, что и их не поблагодарила Избушка. Баба Яга разозлилась и сказала: «Вот я тебя сейчас заколдую, и ты не сможешь больше бегать». Избушка заплакала и попросила у всех прощения и сказала: «Спасибо!». Избушка стала добрая и пригласила всех к себе в гости на чай с кексами, заяц играл на гармошке и все плясали. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!
Короткая сказка о том, как сахар и соль поспорили
У хозяйки на кухне живет много разной посуды: блестящие кастрюли, сковородки стоят на полках в шкафу, блюда и тарелки, чашки для чая и кофе, банки для сыпучих продуктов и специй. В красивых резных баночках из бересты насыпаны соль и сахар. Как – то раз соль и сахар поспорили между собой, кто из них нужнее, кто из них важнее. Сахар хвастался: «Меня любят и стар, и млад. Все самое вкусное без меня не обходиться: торты, пирожное, мороженое, десерты. Детишки любят прянички, печенье, вафли. А сладости: конфеты, карамель, ириски, шоколад, леденцы. Меня кладут в чай, детишкам в кефир. На зиму сахарят ягоды и варят ароматное варенье, делают джем, желе и мармелад. А еще готовят вкусные, ароматные компоты, напитки. Как видишь, без меня никуда».
А ты соль кому нужна? – дерзил сахар.
Кому от тебя польза? — продолжал он.
Соль выслушала сахар и серьезно возмутилась: «Зря ты так думаешь. Я всем нужна и зверю лесному, и человеку».
Раньше были времена, когда я была дороже золота. Да и сейчас без меня не обойтись. В заповедниках и заказниках куски соли егеря кладут для оленей и лосей. Без меня не приготовить обед, не сварить щи и кашу. Посмотри, какой богатый урожай овощей у нашей хозяйки. Сейчас жарко и овощи начнут быстро портится. Наша хозяйка сделает на зиму разные заготовки: посолит помидоры, огурцы, кабачки, патиссоны. Если их засолить, то и урожай спасёшь, и сыт будешь до самой весны. А еще можно посолить грибочки, чтобы жарить зимой с картошкой, печь с грибами пиццу или пироги. Из хрустящей соленой капусты, можно приготовить полезный для здоровья винегрет. Народы Чукотки и Камчатки солят рыбу и мясо, чтобы долго хранились. Соли Мертвого моря используют для лечения разных болезней, приготовлении масок и косметических средств. И здесь без меня как видишь, никак не обойтись».
Услышала хозяйка спор соли и сахара и говорит: «Прекратите спорить зря. К чему пустой спор? Ссориться не прилично. Вы для меня одинаково важны, очень мне нужны. Без вас, я как без рук. Вот поэтому на столе у меня вы рядом стоите, всегда под рукой. Я даже в баночки из бересты вас положила, чтобы соль и сахар не отсыревали, всегда сухими были. Живите дружно, служите людям».
С тех пор соль и сахар больше не ссорились. Они с гордостью несли свою миссию. Всегда были нужны и полезны хозяйке в приготовлении разных блюд, выпечек и заготовок.
Сказка для детей, которые не хотят убирать за собой игрушки и свои вещи
Жил-был мальчик. Он был еще маленьким, но очень умным. У мальчика было очень много книг, игрушек и вещей. И каких только игрушек не было… Разные машинки, мягкие игрушки, конструктор. Только чем больше у мальчика становилось игрушек, тем меньше он желал их собирать после игры и постоянно ломал. Книги, игрушки, вещи были разбросаны повсюду.
И вот, однажды, когда мальчик уснул, игрушки решили пожаловаться Волшебнику из Страны Добрых дел.
- Я не хочу быть в этом доме, он меня постоянно кидает, откручивает колеса, – сказала машинка
- А меня постоянно ногой пинает и везде меня кидает, – ответил плюшевый мишка.
- А у меня детальки, мои друзья потерялись, – заплакал конструктор.
Игрушки все возмущались и решили и попросили Волшебника забрать в его Страну. А чтобы мальчику не было скучно, позвали Дидюку.
Когда мальчик проснулся, то увидел, что в комнате пусто, а в углу сидела Дидюка и громко смеялась: - Ой, как я люблю таких вредин – деток. Теперь я буду с тобой играть.
Мальчик заплакал. И сказал, что больше так не будет, он будет любить свои игрушки и книги, не будет их ломать, рвать, будет убирать все на место. Волшебник услышал мальчика, взял свой волшебный колпак, и прилетел в комнату, накрыл колпаком Дидюку. Вредина испугалась и улетела. Потом он подошел к мальчику, положил около кроватки большой мешок с игрушками и сказал: - Больше не обижай свои игрушки или они больше не вернуться к тебе, а вернется только Дидюка, я тебе дарю волшебную книгу, которая расскажет о добрых делах. И улетел в свою страну. С тех пор мальчик очень любил свои игрушки, вещи и книги. И Дидюка не прилетала больше к нему.
«Мусорный букет»
Однажды девочка сидела на скамейке и ела вкусное, клубничное мороженое. Съела мороженое, встала со скамейки и ушла. Только вот про фантик то от мороженого забыла на скамейке. Подул ветер и фантик полетел и прилетел в страну Вредин к самой Дидюке. Дидюка, увидав фантик, обрадовалась: - Как я люблю мусор и детишек, которые мусорят, - взяла фантик, свой волшебный зонтик и отправилась в город, где жила девочка.
По дороге Дидюка собрала для девочки настоящий мусорный букет из оберток от конфет, мокрой бумаги и фантиков шоколадок, и даже из грязных коробок от сока.
Собрав большой букет из мусора, Дидюка с радостью отправилась к девочке.
- Здравствуй, девочка, - поздоровалась Дидюка.
- Здравствуйте, а кто Вы? – удивилась девочка.
- Ты что меня не знаешь? Я главная Вредина Дидюка, прилетела к тебе с подарком, вот держи от меня тебе мусорный букет, он такой разноцветный, а ты мне книги - сказки…
- Мне не нужен ваш букет, он не красивый, плохо пахнет и грязный, - ответила девочка, отвернулась и заплакала.
- Ты что? Бери, я специально собирала для тебя, в букете есть и твой фантик от мороженого.
Дидюка положила букет на кровать, собрала все любимые сказки девочки и уже хотела уйти, но вдруг фея из Страны добрых дел, услышав плач девочки, взмахнула крыльями и прилетела в комнату.
- Моя прелестная девочка твой фантик от мороженого, который ты оставила на скамейке, решил к тебе вернуться, да не один, а с друзьями, и Дидюка ему помогла. Мусор живет в своем доме, а дом этот называется мусорное ведро.
- Я больше не буду оставлять мусор, я буду его выкидывать, - ответила девочка, взяла мусорный букет и отнесла его в мусорное ведро.
Фея подлетела к Дидюке, взмахнула крыльями, и Вредина тотчас же исчезла, оставив после себя книги-сказки, которые хотела забрать.
- Спасибо, тебе фея, что прогнала Дидюку!- отблагодарила девочка.
Фея раскрыла свои красивые, большие крылья, а в них лежала волшебная книга.
- Больше не забывай про мусор, а то Дидюка опять к тебе прилетит с мусорным букетом!
Фея положила книгу на кровать, поцеловала девочку и улетела к себе в страну.
С тех пор девочка не мусорит, а даже убирает мусор за другими.
«Обиженное дерево»
Однажды детям стало скучно, и они решили поиграть с деревом. Они стали раскачиваться на ветках дерева, так, что слышен был хруст. Дидюка увидала забаву детей и тоже решила вместе с ними поиграть, она очень любит деток, которые ломают деревья.
Дети вместе с Дидюкой решили проверить, что же находится под корой дерева. Мальчик оторвал кору и увидел под ней голый столб и много-много жучков. Девочка и Дидюка выдергивали корни. Все веселились, лазили по деревьям, но вдруг что-то простонало.
- Ой, мои бедные маленькие веточки сломаны, мои корешки вырваны, моя кора содрана, как же мне больно, - заплакало дерево и согнулось вниз, закрыв деток и Дидюку своими ветками. Мальчик, девочка и Дидюка хотели убежать, но веточки деревьев сомкнулись крепко так, что они оказались в ловушке самого дерева. Даже зонтик Дидюки не смог помочь.
Дети испугались и сказали дереву: - Мы не будем больше тебя обижать, мы сейчас твои веточки свяжем ленточками, корешки вкопаем в землю, отпусти нас, пожалуйста, а ты – Дидюка, уходи, мы не будем с тобой больше играть.
Но дерево только стонало и ничего не отвечало. Дети заплакали. Тогда волшебник и фея из страны добрых дел, услышав плач детей, прилетели.
Волшебник поднял большие ветки, фея взлетела и привязала их ленточками к стволу, волшебник достал волшебную мазь, помазал ствол, и на нем появилась кора, а потом и выросли новые веточки. Затем волшебник и фея дали лопату девочке, мальчику и Дидюке и попросили вкопать корни в землю.
- Я не буду ничего делать – отвернулась Дидюка.
Рассердился тогда волшебник, накрыл Дидюку волшебным колпаком и Вредина исчезла.
Дерево наклонилось волшебнику и фее, своими веточками прижала к себе и сказало: - «Спасибо!»
-Посмотрите на дерево, какое оно красивое, большое и улыбается теперь вам. Берегите деревья, они нужны нам, они дарят нам чистый воздух, плоды, жилье для насекомых, красоту,- сказал волшебник и исчез, а фея подарила книгу добрых дел детям, поцеловала их и улетела к себе в страну.
С тех пор дети никогда не обижали деревья.
Сказка о Дружбе.
Однажды малыши дружно играли вместе, им было весело. Дидюка из страны Вредин увидела, как радуются дети, решила повредничать, помешать игре. Дети начали водить хоровод, как вдруг появилась Дидюка.
Дидюка раскрыла зонтик и взлетела над хороводом: - Не бывать этому, не будете дружно играть, не будет вам весело. Кружилась, кружилась и остановилась, произнеся заколдованные слова: «Замрите и себя в детей - вредин превратите».
И вдруг малыши начали ссориться друг с другом, драться, слабый стал обижать сильного, отбирать у него игрушки. А Дидюка только летала и язык показывала всем.
Все бы так и продолжалось, но Дидюка не заметила на качели одного мальчика, до которого не долетели заколдованные слова вредины.
Мальчишка увидел, как дети стали ссориться, побежал и начал всех мирить, защищать слабых, но его никто не слышал, а только толкали и дразнили. Волшебник из страны добрых дел увидел, что маленькому другу одному не справиться и прилетел к нему на помощь. Волшебник подошел к каждому малышу, накрыл своим синим, большим колпаком и дети замерли на месте. Потом он обратился с просьбой к самой вредине:
- Расколдуй, пожалуйста, малышей или не видать тебе твоего зонтика.
Дидюка испугалась, подлетела к ребятам, раскрыла свой зонтик, произнеся слова: - «Отомрите и себя в добрых детей превратите» и улетела в страну Вредин.
А дети опять начали играть вместе.
- Ты оказался смелым мальчиком, - обратился волшебник к малышу,- начал всех мирить, защищать слабых, не испугался главной вредины. За твой добрый поступок я тебе дарю волшебную книгу добрых дел. Я жду тебя в гостях в своей стране, - поклонился Волшебник и улетел.
БЕСЕДА О ВЕЖЛИВЫХ СЛОВАХ
Цель: Формировать у детей нравственно-этические нормы, воспитать желание быть вежливым.
Стихотворение « Самые нужные слова»
- Где твоё здравствуй ?
- Взял петух горластый.
- Где твоё спасибо ?
- Проглотила рыба.
- А, скажи, пожалуйста,
Где твоё, пожалуйста?
- Пробежал сердитый пёс
И пожалуйста, унёс.
- Ну. Тогда прощай!
- Куда ты?
Отвернулись все ребята,
Не хотят со мной дружить.
Что мне делать? Как мне жить?
Рыбу, петуха и пса
Громко звать я принялся:
- Скорее!
Верните слова мои!
Слова мои
Нужные самые!
Пришёл петух горластый,
Отдал, моё здравствуй.
Приплыла рыба.
Принесла моё спасибо.
И пёс ворчит: - Не жалуйся,
Возьми, своё пожалуйста.
И теперь со мною снова
Вся моя компания.
Пожалуйста,
Спасибо,
Здравствуй,
До свидания.
Г. Сапгир
Вопросы к тексту:
• Кто взял у мальчика слово «здравствуй»? ( Унёс петух слово «здравствуй», и мальчик перестал со всеми здороваться.)
• Кто проглотил слово «спасибо»? ( Проглотила рыба, и мальчик перестал всех благодарить.)
• Кто унёс слово «пожалуйста»? (Пёс унёс слово «пожалуйста», и мальчик не говорил его, когда что-то просил у товарищей.)
• Послушайте, как грустно говорит мальчик:
Отвернулись все ребята,
Не хотят со мной дружить.
Что мне делать? Как мне жить?
• Почему с мальчиком не стали дружить ребята?
• Почему плохо быть невежливым? (Плохо быть невежливым, потому что с такими не дружат ребята.)
• О чём попросил мальчик петуха, рыбу и пса?
• Почему с мальчиком снова стали дружить дети?
• Почему он вежливые слова назвал самыми нужными?
• Послушайте, как весело говорит мальчик:
И теперь со мною снова
Вся моя компания.
• Почему он снова стал весёлым? (Он повеселел потому, что снова стал вежливым, и с ним дружат все ребята.)
• О каких вежливых словах мы прочитали?
После обсуждения можно разыграть с детьми ситуацию с использованием вежливых слов, например, такую:
Воспитатель: Давайте посмотрим, можем ли мы быть тоже вежливыми.
Воспитатель подзывает Сашу (имена даются для удобства изложения) и даёт ему мяч. Вызывает Ваню. Предлагает мальчикам вежливо поздороваться.
Саша: Здравствуй, Ваня.
Ваня: Здравствуй Саша.
Если ребёнок не назвал имени, то воспитатель говорит, что вежливые люди, когда здороваются, называют имена и слегка наклоняют голову – делают поклон.
Воспитатель: Ваня попроси у Саши мяч.
Ваня: Саша, дай, пожалуйста, мне мяч.
Саша: Ваня, возьми, пожалуйста, мяч.
Ваня: Спасибо.
Саша: Пожалуйста.
Воспитатель: Мальчики, попрощайтесь.
Саша: До свидания, Ваня.
Ваня: До свидания Саша.
Воспитателю следует обратить внимание на то, чтобы дети обращались друг к другу вежливо и обязательно использовали слова «спасибо» и «пожалуйста». Можно попросить остальных детей повторить те вежливые слова, которые говорили друг другу мальчики.
Нужно стараться, чтобы в этой коммуникативной ситуации соблюдались ритуалы общения: дети, разговаривая, должны смотреть друг на друга, стоять спокойно, не кричать, не говорить достаточно громко.
Если дети захотят, то инсценировку можно повторить с другими ребятами.
БЕСЕДА О ДОБРЕ И ЖАДНОСТИ
Цель: Формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
«Хитрое яблоко»
Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме.
На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил папе.
На третий день Петя нарисовал большое – пребольшое яблоко: один бок у него был ярко – красный, другой ярко – жёлтый, а на маленьком череночке – зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко: оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел:
- Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам съел их. Теперь только для себя рисовать буду.
- Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.
Т. Понамарёва
Вопросы к тексту:
• Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал первым?
• Кому он отдал это яблоко?
• Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал вторым? Кому он отдал это яблоко?
• Для кого Петя нарисовал третье яблоко?
• Что сказал Петя, когда откусил от яблока?
• Что произошло с этим яблоком?
• Почему яблоко вкатилось обратно в альбом?
• Какие хорошие поступки совершил мальчик?
• Какой его поступок можно назвать плохим?
• За что был наказан мальчик?
• Можно ли мальчика назвать жадным?
• С каким зверем сравнивают жадных людей? Говорят, что он жадный как … (волк).
• Какие сказки или рассказы вы знаете, в которых наказана жадность?
А теперь послушайте стихотворение, про девочку, которая не пожалела для подруги свою любимую игрушку:
«Подарок»
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была.
И всё – таки подружке
Игрушку отдала.
Е. Благинина
Вопросы к тексту:
• Что можно сказать про девочку, какая она?
• Назовите добрых людей и расскажите, почему вы их считаете добрыми.
БЕСЕДА О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
«Почему плачет синичка?»
В доме на краю села жили мужик и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле – девять.
Около дома рос высокий ветвистый тополь.
- Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.
- Ой, как будет хорошо качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку.
Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться.
Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, поёт. Миша говорит:
- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а гнёздышке птенчики маленькие.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему же она плачет? – удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: «Почему же она плачет?» В.Сухомлинский
• Помогите Мише понять, почему же плакала синичка.
Обобщая ответы детей, воспитатель говорит:
- Миша и Оля поступили неправильно, когда сделали на тополе качели. Ведь гнёздышко могло упасть, и тогда бы погибли птенчики. К дереву нельзя привязывать качели, потому что можно его сломать. А дерево очень долго растёт.
«Ёлкино платье»
Продираешься через ельник, а молодые ёлочки колются.
- Не трогай нас!
- Подумаешь тихонько задел.
- И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережём.
- Да что за одежда у вас особенная?
- Иголки наши зелёные – не листья. Не меняются каждое лето.
- Так что?
- Вот выросла свежая еловая лапа, а иголки на ней сменяются только через семь лет.
- Да, это не скоро.
- Вот и приходится иголки беречь! Э. Шим
• Как вы думаете, будет ли мальчик ещё ломать еловые лапы? А вы?
БЕСЕДА «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ДОБРЫМ И ЗАБОТЛИВЫМ»
Цель:
- способствовать формированию у детей представлений о дружбе, щедрости;
- развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
- формировать умение жить дружно.
«Ушки – неслушки»
Пришёл папа с работы, просит дочку:
- Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!
- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки – неслушки!
- Анюта, - зовёт на кухни мама, - отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!
- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки – неслушки!
- Куда это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка? – просит бабушка.
- А я не слышу, - говорит Анюта, - у меня ушки – неслушки!
Отложил дедушка газету, вздохнул.
- Ведь вот, - говорит, - досада! А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или книжку?
- Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта. – И чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!
Дедушка приставил к уху ладонь.
- Что? – говорит. – Не слышу… не разберу…
- Я говорю кук - лу! – что было силы, закричала Анюта. – И чтобы глаза …
Но дедушка только руками развёл.
- Не слышу, - говорит, - ничегошеньки не слышу!
Уши словно ватой заложило. Должно быть, на ветру продуло. Вот ведь беда какая!
Вздохнул и стал снова газету читать.
Так и осталась Анюта к празднику без куклы.
А ушки у неё теперь - послушки!
Вопросы к тексту:
• Как вы думаете, почему папа попросил Анюту дать ему тапочки?
• Почему Анюта говорила, что у неё ушки – непослушки?
• Почему дедушка не купил куклу внучке?
• Почему у Анюты стали ушки – послушки?
• Что можно сказать про Анюту, какая она?
• Как вы думаете, исправилась девочка? Как об этом сказано в рассказе?
Послушайте стихотворение про заботливую, добрую, хорошую девочку.
«Лечу куклу»
В белом халате.
Я у кровати.
Мне не до сна:
Кукла больна.
Кашель у Лины.
В горлышке хрип.
Может, ангина?
Может быть, грипп?
Чаем с малиной
Куклу пою.
Вылечу Лину,
Дочку мою.
П. Образцов
• Как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым?
БЕСЕДА О ЗАБОТЛИВЫХ И ТРУДОЛЮБИВЫХ ДЕТЯХ
Цель: Раскрыть значимость труда в жизни человека. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых.
«Я одеться сам могу»
Мне уже четыре года,
Я одеться сам могу.
Если тёплая погода, -
Без пальто во двор бегу;
Если ветер сильный дует,
Если слякоть или дождь,
В детский садик не пойду я
Без пальто и без калош.
Я привык свои ботинки
Чистить щёткой каждый день.
Из костюма все пылинки
Мне вытряхивать не лень.
В.Зайцев
«Переплётчица»
Заболела
Эта книжка:
Изорвал её братишка.
Я больную
Пожалею:
Я возьму её
И склею.
Б.Заходер
«Колыбельная»
Спи, моя хорошая,
Баю – баю – бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе.
Будем вновь играть.
Ю.Гарей
«Портниха»
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка, -
Будет и тебе одёжка.
Б.Заходер
Вопросы к тексту:
• Что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они? ( Трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные …)
• Какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?
• Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но если они даже немного помогут маме, то у мамы дел будет поменьше. Она сможет побольше отдохнуть или почитать вам, поиграть с вами. Если вы не помогаете маме, то дел у неё становится больше, она больше устаёт. Расскажите, как вы помогаете маме.
• У русского народа много пословиц. В них коротко говорится о поступках людей.
Послушайте пословицы про труд и трудолюбие:
Маленькое дело лучше большого бездолья.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
В большом деле и малая помощь дорога.
БЕСЕДА О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
Цель: Продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям. Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.
«Пока они спорили»
Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама.
Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на пыльную дорогу.
- Надя, подними! – приказала Таня младшей сестрёнке.
- Вот ещё, - ответила Надя. –Ты уронила, ты и поднимай
- Но ведь ты тоже с ней играла!
- Ну и что же! И ты играла.
Пока сёстры спорили, к ним подошёл старенький дедушка Егор. Опираясь на палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам:
- Не спорьте, сороки. Нате, играйте.
Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось.
М. Майн
Вопросы к тексту:
• Что можно сказать про девочек, какие они?
• Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестрёнку поднять куклу, а не приказала, подняла бы её Надя?
• Как дедушка назвал девочек? (В русском народе сороками называют людей, которые ссорятся и спорят.)
• Придумайте новый конец рассказа, чтобы поступки девочек были правильными, вежливыми.
• Послушайте русскую пословицу: Ссора до добра не доведёт.
• Как вы понимаете эту пословицу?
• Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками.
«Две подружки»
Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:
- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу.
Лена ответила грубо:
- На, возьми, пожалуйста, свою куклу.
Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку.
Н. Дурова
Вопросы к тексту:
• Почему Варе стало грустно?
• Какую ошибку допустила Лена и как её исправить?
• Подходит ли Лене пословица: Те же слова, да не так молвить.
БЕСЕДА О ЧУТКОСТИ
Цель: Формировать представления детей о чутком человеке; учить давать нравственную оценку поступкам, обосновывать свой выбор.
- Сегодня я прочту вам стихотворение. У него нет названия (заглавия). Вы должны сами его назвать (озаглавить).
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашёлся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
«Простите» сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже:
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»-
Казалось бы,
Что в нём такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
Н. Юсупов
Вопросы к тексту:
• Какую вазу разбил папа? (Драгоценная – это значит красивая, дорогая.)
• Почему нахмурилась мама и бабушка?
• Как вы понимаете слова «но папа нашёлся»?
• Что папа сказал? (Папа не просто сказал, он взглянул в глаза и робко и тихо сказал вежливые слова – очень важные слова, и их нужно уметь говорить.)
• Каким же оказалось слово «простите»?
• Как мы озаглавим это стихотворение?
После того как дети придумают несколько названий, воспитатель должен сказать, что это стихотворение будет называться по – разному, так, как его придумали дети.
«Заботливая подруга»
Лена и Катя очень дружили. Но вот Катя заболела и долго не ходила в детский сад. Лена скучала и ни с кем не хотела играть. Каждый день она спрашивала у своего воспитателя, Галины Николаевны, скоро ли придёт Катя? Но Галина Николаевна не знала – девочка поправлялась медленно.
Однажды пришла Лена в группу, подошла е Галине Николаевне и говорит: «Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате».
Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Очень хорошо, Леночка, что ты такая заботливая подруга, но ходит тебе к Кате пока нельзя. Лучше ты нарисуй рисунок, а я его передам Кате».
Н. Дурова
Вопросы к тексту:
• Почему Лене нельзя было пойти к Кате?
• Как вы можете позаботиться о заболевшем друге?
- Сегодня мы будем играть. Вот стол. Мальчик и девочка садятся обедать. Кирилл и Наташа, покажите, как вы это сделаете.
- Кирилл и Наташа проигрывают эту ситуацию, затем дети оценивают их поступки, указывают на ошибки, если таковые были.
Инсценировку можно повторить с другими детьми 2-3 раза.
БЕСЕДА О ХРАБРОСТИ И ТРУСОСТИ
Цель: Формировать у ребенка представления о храбрости и трусости; воспитывать положительные качества, навыки коммуникативного поведения.
«Трус»
Жили – были два друга – Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя – мальчиком храбрым. Как-то друзья услышали крик тонущей в реке девочки. Трусливый Рома так испугался за девочку, что бросился её спасать. А храбрый Митя, который ни за себя, ни за других не боялся, пошёл домой.
Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придётся делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал.
-И что ты трусишь всегда! – возмущался Митя. – Бери с меня пример. Вот я видел сегодня, как мальчики обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно.
А вы, ребята, как думаете, кто трус, а кто храбрый?
И. Бутмин
Вопросы к тексту:
• Что можно сказать про Рому, какой он?
• Что можно сказать про Митю, какой он?
• С кем можно сравнивать трусливого человека? Как говорят о трусливых людях в русском народе? ( Трусливый, как заяц.)
«Не смей!»
Перед нашим домом, на куче песка, играют самые маленькие ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек. Ерунда, в общем.
Только у них карапузов тоже бывают заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.
Атаманом на песчаной куче давно сделался Фёдор. Он ростом, побольше. Молчаливы такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причёсывают. А может, он не позволяет себя причёсывать.
Когда Фёдор что – нибудь возводит на песчаной куче, то лучше к нему не приближаться.
А самая безответная, самая тихонькая девочка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она – как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех. В добавок носит Татьяна очки, а в её возрасте это совестно. Вот прилепится Татьяна где – ни будь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревёт громко, стесняется…
Но сегодня Татьяна победила Фёдора.
Строил Фёдор город на вершине кучи. Глядь – бежит по песку паучок – сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Фёдор поднял ногу с чёрной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.
- Не смей! – вдруг крикнула Татьяна. – Что он тебе сделал?
- Фёдор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул.
Может, вправду задумался: что ему сделали те, которые меньше его и слабей?
Э. Шим
Вопросы к тексту:
• Как можно сказать про девочку Таню, какая она? (добрая, смелая, терпеливая…).
• Про такую, как Таня в русском народе говорят:
Мал золотник, да дорог.
Мал, да удал.
• Была ранняя весна. Вышла Лена гулять с мамой в сквер. Мама села на скамейку, а Лена играла в мяч. Она бросила мяч вверх, но не поймала его. Он ударился о землю и покатился на дорогу, где ехали машины.
Как Лена должна поступить? Помогите ей принять правильное решение.
БЕСЕДА О ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫМ
Цель: Воспитать уважение к труду взрослых; вызвать желание быть активным помощником.
«Так или не так?»
Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать бельё на верёвке, и говорит подруге:
- И я сегодня маме помогала.
- И я тоже, - ответила Люда. – А что ты делала?
- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.
- А я ботинки чистила.
- Мамины? – спросила Оля.
- Нет, свои.
- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила!
- Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, сказала Люда.
Так или не так?
Вопросы к тексту:
• Кто же из детей помогал маме?
• Можно ли Люде сказать такую пословицу:
Судят не по словам, а по делам.
«Внучка старой вишни»
В саду растёт вишня. Олеся увидел недалеко от неё маленькую тоненькую вишенку и спросила дедушку:
- Откуда появилось деревце?
- Выросло из косточки.
- Так это дочка старой вишни будет?
- Будет, Олесик, - ответил дедушка – если ты выходишь маленькую вишенку, дождёшься плодов, посадишь косточку – из неё вырастет внучка старой вишни.
Олеся задумалась. В ее глазах дедушка увидел нежность и тревогу.
- Я выращу внучку старой вишни, - сказала девочка.
В. Сухомлинский
Вопросы к тексту:
• Почему в глазах девочки была нежность и тревога?
• Какое обещание дала Олеся дедушке?
• Тем, кто дал обещание, можно сказать:
Сказал, как узлом завязал.
Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.
• Как вы понимаете эти поговорки? (Обязательно нужно выполнить обещание: трудно, но нужно выполнить обещание.)
Пришла в группу новая девочка. Села на стул и сидит. Что же нужно сделать?
Послушайте стихотворение поэта Н. Найдёновой об этом.
Девочка новая в детском саду.
К девочке новой сейчас подойду.
- Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.
- Вот наши игрушки, вот слон заводной.
Вопросы к тексту:
• Тебе хочется построить большой красивый замок. Как ты предложишь товарищам строить вместе с тобой?
• Ты принёс в группу машинку. Показал Саше и Серёже. Им тоже захотелось поиграть в неё. Как ты поступишь?
БЕСЕДА О ХОРОШИХ ПОСТУПКАХ
Цель: Обобщать и уточнять представления детей о хороших и плохих поступках, воспитывать доброту, терпение, вежливость и отзывчивость.
«Где лежало «Спасибо»?»
За ночь выросли сугробы
В парке, во дворе, в саду,
Пробираясь еле – еле,
Я по улице иду.
И налево погляжу я,
И на право, погляжу:
- Это кто ж там снег сгребает?-
Самого себя спрошу.
Это бабушка – соседка.
Надо бабушке помочь!
У неё беру лопату, я помочь всегда не прочь!
Всё очистил?
От работы
У меня лицо горит.
Улыбнулась мне старушка
И «спасибо»! говорит.
Мне приятно слышать это,
Ведь порядком я устал…
Вот и вышло, что «спасибо»
Я под снегом отыскал.
Р. Тимиршин
Вопросы к тексту:
• Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал?
• Какую пословицу можно сказать такому мальчику?
• Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо»?
• За что вам взрослые могут сказать «спасибо»?
• Ты поел. Что ты сделаешь? Что ты должен сказать?
• У тебя развязалась лента. Алёна подошла к тебе и завязала её. Что ты должна сказать?
• Мальчики, вы сидите за столом и кушаете. Вдруг у Маши упала на пол ложка. Как вы поступите? Что вы ей скажите? Что скажет вам Маша?
• Четыре мальчика сидят за столом. Они обедают. Коля просит у Кости дать ему кусок хлеба. Как они будут поступать? Что друг другу скажут?
• Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища. Как они должны поступать?
БЕСЕДА О ЧУТКОСТИ И РАВНОДУШИИ
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о необходимости доброжелательного, чуткого, внимательного отношения к людям (старшим, сверстникам, малышам), показать взаимосвязь и особенности таких нравственных понятий как «чуткость» и «равнодушие», помочь детям осознать опыт своего поведения, обобщить его.
«Плохо»
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что – стыдно? Мы ничего не делали? – удивились мальчики.
- Вот и плохо, - гневно ответила женщина.
В. Осеева
Вопросы к тексту:
• Какими словами можно заменить слово «яростно»? (Громко, сердито, страшно…)
• Почему котёнок был взъерошенным?
• Что делали мальчики?
• Почему женщина выбежала, а не вышла из дома?
• Какими словами можно заменить слово «поспешно»? (Быстро, торопливо, стремглав…)
• Что сделала женщина?
• Что она крикнула мальчикам?
• Какую оценку их поступку дала женщина? Какими словами можно заменить слова «гневно»? (сердито, грубо…)
• Как вы оцениваете поступок мальчиков?
• Как должны были поступить мальчики? Подумайте, ведь злая собака могла бы их укусить…
«Лекарство»
-Захворала мама Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать пьёт с трудом, и говорит:
- Милая мама! Давай я выпью лекарство за тебя.
К. Ушинский
Вопросы к тексту:
• Что можно сказать, какая Таня?
• Можно ли её поступок назвать правильным?
• Шли двое прохожих: пожилой человек и мальчик. У первого был портфель и большой свёрток. Вдруг из свёртка выпала книга «У вас упала книга», - закричал мальчик. «Разве?» – удивился прохожий. «Конечно, вот она». Пожилой человек с трудом наклонился и поднял книгу. Но спасибо мальчику не сказал.
Какие ошибки допустил мальчик?
Почему пожилой прохожий не поблагодарил мальчика?
• Саша и Оля играли в мяч. Вдруг мяч покатился под горку. Мальчик бросился за ним и сшиб девочку. Оля упала и заплакала. Когда Саша вернулся, он стал дразнить Олю ревушкой и не стал с ней играть
Правильно ли поступил Саша?
Какие ошибки он допустил?
• У твоего товарища день рождения. Что ты ему пожелаешь? Что ответит тебе товарищ?
• У одного мальчика машинка, у другого – книжка. Тот, у кого книжка, захотел поиграть с машинкой. Как поступят дети?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние народных сказок на нравственное воспитание дошкольников.
В этой подборке содержится материал, раскрывающий роль народных сказок в нравственном воспитании детей.1. Мини путеводитель по сказкам. Название сказок и какие проблемы можно решить с помощью этих ска...
Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...
Консультация для воспитателей. «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольника»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...
Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном возрасте является народная сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое кол...
Сообщение «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Дошкольный возраст - это важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных тр...
Буклет для родителей "Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников"
Информационный буклет для родителей...